Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Госкомитет нацбезопасности Кыргызстана решил сделать «крайними» журналистов российского издания

31.03.2008 23:21 msk, Даниил Кислов (главный редактор)

Кыргызстан Свобода слова

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Редакция ИА «Фергана.Ру» выражает озабоченность фактом неоднократных вызовов представителя нашего агентства в Кыргызстане, учредителя независимой бишкекской газеты «Репортер-Бишкек» Султана Каназарова в Государственный Комитет Национальной Безопасности (ГКНБ) республики. Мы попросили Султана Каназарова подробно рассказать о том, что послужило причиной для повестки в ГКНБ, и о том, в чем спецслужбы Кыргызстана обвиняют сотрудников нашего агентства.

Напомним, слухи о болезни президента Кыргызстана Курманбека Бакиева начали циркулировать в Бишкеке 15-16 марта. 18 марта на нашем сайте была опубликована заметка «Президент серьезно болен?», к обсуждению которой, вероятно, мы вернемся еще не раз. Это информационное сообщение было перепечатано в онлайн-СМИ Кыргызстана не менее десятка раз в этот же день. В дальнейшем, вероятно, для того, чтобы избежать обвинений в свой адрес, местные масс-медиа неоднократно ссылались на «Фергану.Ру», как на «одно из российских изданий».

До Султана Каназарова представителем ИА «Фергана.Ру» в Кыргызстане работал ошский репортер Алишер Саипов. Молодой журналист был расстрелян неизвестными 24 октября 2007 года в городе Ош. Данное убийство не раскрыто до сих пор - несмотря на то, что президент страны Курманбек Бакиев и глава МВД Молдомуса Конгантиев заявили, что берут дело под личный контроль. Не раскрыв убийство нашего прежнего представителя, киргизские силовики оказывают давление на Султана Каназарова. Прессинг кыргызстанских чекистов в этой ситуации выглядит более чем странным и дает повод для размышления над складывающейся негативной тенденцией, учитывая, что в действиях Султана Каназарова нет ни малейших признаков состава преступления. Если бы таковые были, мы уверены, что сотрудники ГКНБ предъявили бы свои обвинения незамедлительно.
По словам нашего представителя, первый вызов в ГКНБ (без официальной повестки) состоялся 26 марта. Султану позвонили неизвестные граждане, представившиеся сотрудниками управления общественной безопасности ГКНБ, и приказали явиться в «контору». Там, не представившись официально и даже не показав служебных удостоверений, некие «Азамат» и «Улугбек» начали агрессивно допрашивать нашего представителя, требуя от него раскрыть источники информации, имеющие отношение к тому самому информационному сообщению, о котором мы уже писали.

При этом сотрудники ГКНБ оказывали на Султана Каназарова морально-психологическое давление, требуя признать факт публикации на сайте ИА «Фергана.Ру» «заведомо ложной информации». Доводы нашего сотрудника о его непричастности к данным публикациям не были услышаны, так же, как и ссылка на право журналиста не раскрывать свои собственные источники.

Здесь следует отметить, что ответственным работникам киргизских спецслужб не пришло в голову (или они не решились?) обратиться за разъяснениями непосредственно в московскую редакцию ИА «Фергана.Ру». Поверьте, подчиняясь законам здравого смысла, мы бы ответили уважаемым товарищам из Кыргызстана. В нашем письме мы бы изложили все, что думаем по поводу официального информационного вакуума и инспирированных кем-то домыслов о президенте.

Второй вызов представителя ИА «Фергана.Ру» в ГКНБ Кыргызстана состоялся 28 марта. Однако Султан Каназаров отказался явиться без официальной повестки. Вот что он рассказывает о дальнейших событиях.

Султан Каназаров
Султан Каназаров
«Сотрудники ГКНБ звонили, не переставая, и требовали немедленно прибыть к ним. Они утверждали, что вручат повестку на месте. Когда я сказал, что решение о моем визите в ГКНБ будет принято только после того, как я увижу повестку, они выслали её мне на работу. В повестке не было указано, по какому вопросу меня вызывают в ГКНБ и в качестве кого я туда приглашен. Цели допроса и мой статус не были обозначены сотрудниками ГКНБ и в дальнейшем - ни в устной, ни в письменной форме.

29 марта в 9.00 утра я прибыл в ГКНБ вместе со своим адвокатом. Нас провели в кабинет к старшему следователю - майору Азизу Бакирову. Он взял с меня объяснительную. Однако по форме это больше было похоже на допрос. В кабинете находились еще два сотрудника ГКНБ, присутствие которых не было отражено в протоколе. Во время допроса в кабинет, где мы находились, ворвался мужчина 40-45 лет и начал требовать, чтобы следователь закрыл меня в камеру и «не сюсюкался со мной». При этом он выражался нецензурными словами, воспроизведение которых в письменной речи явилось бы оскорблением читателей. Присутствовавшие на допросе сотрудники отказались назвать имя данного мужчины, который нас обматерил.

Следователь Азиз Бакиров оставил без ответа вопрос о том, на каком основании я два раза приглашен в ГКНБ, проводился ли допрос в рамках какого-то возбужденного дела и в качестве кого с меня взята объяснительная. Все эти действия сотрудников ГКНБ я считаю незаконными.

После допроса, провожая нас к выходу, следователь сказал мне: «Ты, братишка, еще не научился лгать, и теперь я буду следить за твоим поведением». Данное заявление я считаю угрозой и "обещанием", что в дальнейшем за мной будет вестись слежка. Такого рода «откровения» следователя и поведение сотрудников ГКНБ, позволяющих себе в здании ГКНБ крыть «матом» кого угодно, считаю верхом неуважения к себе лично и ко всем гражданам», - рассказывает наш представитель в Кыргызстане Султан Каназаров.

Во время беседы с нашим представителем сотрудники ГКНБ постоянно твердили, что публикация о вероятном лечении президента Курманбека Бакиева в Германии породила слухи вокруг здоровья президента. Следует заметить, что позже, по прибытии в Бишкек, президент самолично заявил о том, что действительно лечился в Германии.

А вот пресс-служба президента сразу вскоре после нашей публикации марта напрочь опровергла факт того, что президент проходит курс лечения. И кто же, спрашивается, говорил правду, а кто - нет?

Отдельный вопрос: почему, зная о болезни президента и о том, что он задерживается в ФРГ на более длительный, чем предполагалось, срок, пресс-служба главы кыргызского государства не могла организовать видео-обращение лидера к народу? Следует понимать, что именно молчание чиновников и информационный вакуум, «исходящий от власти», породил разного рода слухи о состоянии здоровья президента.

Во время беседы с нашим представителем сотрудники ГКНБ несколько раз ссылались на Закон Кыргызстана о СМИ, в частности, на статью об ответственности за публикацию непроверенной информации или публикацию заведомо ложных данных. ИА «Фергана.Ру» официально заявляет: да будет известно сотрудникам ГКНБ, что контроль за соблюдением закона о СМИ не является компетенцией ГКНБ, а является прерогативой прокуратуры, как надзорного органа.

Необоснованные претензии в адрес представителя ИА «Фергана.Ру» в Кыргызстане, по совместительству учредителя газеты «Репортер-Бишкек», опытного и известного журналиста Султана Каназарова, который до этого сотрудничал с такими известными изданиями, как Киргизская служба Радио «Свобода» («Азаттык»), Русская служба Радио «Свобода», «Институт по Освещению Войны и Мира», считаем фактом открытого давления на СМИ, журналистов и свободу слова вообще.

К сведению коллег-журналистов и работников ГКНБ Кыргызстана сообщаем, что редакция ИА «Фергана.Ру» сотрудничала и сотрудничает с большим количеством авторитетных журналистов в Центральноазиатском регионе. Администрирование веб-сайта ИА «Фергана.Ру», редакция и головной офис находится в городе Москва (Россия). Если у сотрудников киргизского ГКНБ имеются какие-то вопросы к нашему агентству, мы готовы ответить на них официально.

Адрес редакции, контактные телефоны и форма для писем – на странице «Об издании».

Даниил Кислов, главный редактор ИА "Фергана.Ру", директор "Центральноазиатского информационного центра" (г. Москва, Холодильный переулок, д. 1)

* * *

Олег Панфилов
Олег Панфилов
МНЕНИЕ ОЛЕГА ПАНФИЛОВА

Олег Панфилов – директор российского Центра экстремальной журналистики

Фергана.Ру: - 18 марта на нашем сайте было опубликовано сообщение «Кыргызстан: Президент Курманбек Бакиев серьезно болен?». Представителя ИА «Фергана.Ру» в Кыргызстане, одного из наших наиболее профессиональных авторов Султана Каназарова дважды вызывали в ГКНБ, где требовали назвать источник этой информации. Вы не могли бы дать экспертную оценку нашей заметке? Есть ли в этом сообщении что-то, что может стать предметом обвинения со стороны правоохранительных органов и даже судебного преследования?

Олег Панфилов: - Во-первых, если в заголовке заметки ставится знак вопроса, это не утверждение, а вопрос, на который надо дать ответ «да» или «нет», то есть - это жанр обсуждения. Вот и все. И потом, ничего страшного нет в том, что журналист за неимением другой информации пытается анализировать имеющуюся. В данном случае виноват не журналист, а те, кто долгое время не давал информацию.

Вообще такая ситуация характерна для Киргизии. Когда начались «баткенские события» [нападения боевиков ИДУ летом 1999 года. – прим. ред], точно так же население Кыргызстана ничего не знало о том, что происходит на юге страны. Ни пресс-службы министерства внутренних дел, ни пресс-службы спецслужб или министерства обороны ничего не сообщали, а президент Акаев выступил, кажется, только на четвертый или пятый день, когда общество уже было взбудоражено разными слухами. Это, к сожалению, в Кыргызстане стало такой плохой традицией - плохую работу пресс-служб пытаются потом оправдать преследованием журналистов.

Аркадий Дубнов
Аркадий Дубнов. Фото с веб-сайта Немецкой волны
МНЕНИЕ АРКАДИЯ ДУБНОВА

Аркадий Дубнов – авторитетный эксперт по Центральной Азии, международный обозреватель газеты «Время новостей»

Фергана.Ру: - В подготовленном Вами интервью Курманбек Бакиев говорит, что не был полностью информирован о том, что происходит на родине. А в аэропорту сразу по прилету из Германии он заявил, что не обязан никому докладывать о своем местонахождении. В свете этого, по Вашему мнению, должен ли народ знать, где находится его президент и должен ли президент быть проинформирован полностью обо всем, что происходит в его государстве?

А.Дубнов: - В самом общем смысле: разумеется, народ должен знать, что происходит с его президентом. Президент избирается прямым голосованием, он является высшим наемным чиновником у народа, поэтому, естественно, народ вправе знать все, что с ним происходит. Но мы бы не были реалистами, если бы не оценили всю разницу в менталитетах.

Я не знаю ни одного восточного лидера на постсоветском пространстве, который был бы уж так полностью подотчетен своему народу. Я вполне уверен, что вряд ли российский народ точно знает, когда и куда летает его президент. Я имею в виду В.Путина: он не каждый раз публично сообщает, что покидает Москву и едет в свою сочинскую резиденцию. Для нас это может быть иногда известным, иногда нет. Поэтому все относительно. Мы живем в культуре не западноевропейской или американской, мы живем в собственной, как говорится, суверенной культуре, суверенной демократии. Поэтому все-таки надо быть реалистами и исходить из этого.

Что касается конкретно президента Киргизии, то здесь мне, конечно, трудно судить, несмотря на то, что я беседовал с ним чуть менее получаса один на один… У меня создалось впечатление, что Бакиев оказался в несколько двойственном положении. Он действительно ехал в Германию подлечить сустав на ноге. Действительно, это требовало серьезного медицинского вмешательства. Думаю, что по ходу процесса этого вмешательства выяснилось, что это действительно занимает больше времени, чем предполагалось. Я просто не допускаю того, что Бакиев, выезжая третьего марта из страны, заранее, что называется, «закладывал» свое отсутствие в День народной революции – 24 марта. Мне трудно себе это представить. Я думаю, он собирался приехать к 24-му, но не был готов с медицинской точки зрения.

Теперь - как это дело было обставлено. Я думаю, что до тех пор, пока там все шло достаточно прогнозируемо, киргизский агитпроп решил придерживаться принятой заранее версии «президент уехал в краткосрочный отпуск». Кстати говоря, отвлекаясь в сторону, много ли мы знаем примеров, когда президент Назарбаев уезжает в краткосрочный отпуск? Страна при этом никогда не знает, где находится его президент в точности – то ли в Китае, то ли в Турции, то ли еще где-то. И, в общем, все привыкли к тому, что он так делает и шума там не происходит. Видимо, так уж выстроена там вертикаль власти.

Другое дело - Киргизия. Поэтому не вижу ничего такого экстраординарного в том, - а я имею в виду к привязке к нашим постсоветским реалиям, - что Бакиев уехал так, как он уехал. Но вот то, как он приехал, конечно, в первую очередь, оказалось проблемой как его, так и его ближайшего окружения.

Мы себе плохо сегодня это представляем, но в Киргизии до сих пор идет жесточайшая борьба за власть, причем в ближайшем окружении самого президента. Причем в той его команде, которая считается как бы представляющей один из больших киргизских регионов – я имею в виду юг Киргизии. Борьба эта ведется разнузданными, грязными, абсолютно нецивилизованными методами: наряду с распространением слухов позволяют себе использовать самые развязные определения или позволяют себе радоваться возможной смерти президента. В этом же ряду стоит абсолютно грязная история, связанная с тем, что руководителю администрации президента перед дверями его квартиры в конце прошлого года были подброшены отрезанные ухо и пальцы.

Сложно сейчас рассуждать, кого точно имел в виду Бакиев, когда обвинял нынешних и бывших руководителей спецслужб в распространении слухов о его смерти. Я могу предполагать, кого он имел в виду, я даже более чем уверен, что и сама Киргизия очень хорошо себе представляет, в чей именно адрес был сделан этот выпад. Думаю, что именно это и свидетельствует о том, что там идет достаточно острая и невидимая миру борьба за власть. А эта история стала просто ее свидетельством и вышла наружу.

Фергана.Ру: - Как могла сложиться ситуация, что почти месяц вся Киргизия жила домыслами о том, что президент болен, и кто в этом виноват?

А.Дубнов: - Та вакханалия слухов, на мой взгляд, абсолютно бесцеремонных в своем человеческом, нравственном характере, вплоть до того, что публично некоторые высокопоставленные чиновники говорили о том, что слухи о возможной смерти президента отражают пожелания части населения Киргизии, - это, по-моему, запредельно безнравственно, цинично. Это недопустимо, и само по себе то, что высокопоставленные чиновники, входившие либо не входившие в команду Бакиева, позволяют таким образом вообще не скрывать того, что кто-то радуется смерти другого человека, в данном случае, смерти главы государства, говорит об общей политической культуре Киргизии, культуре ее элиты, культуре борьбы за власть, культуре взаимоотношений власти и оппозиции, культуре киргизской прессы, в которой можно найти и не такого рода отсебятину. Все это свидетельствует, что такой снежный ком слухов, которыми обросла история с запоздалым возвращением Бакиева на родину, собственно, весьма характерна для нынешнего, не вызревшего еще политического статус-кво в этой республике. И это внушает печальное опасение.

Фергана.Ру: - Что Вы скажете по поводу того, что нашего представителя в Киргизии Султана Каназарова вызывали в ГКНБ из-за опубликованного на сайте «Фергана.Ру» сообщения о вероятности у президента Бакиева серьезного заболевания?

А.Дубнов: - История с попытками комитета нацбезопасности Киргизии найти виновных в распространении слухов о болезни или даже о кончине президента среди журналистов, на мой взгляд, даже не поддается никакой серьезной критике. Это еще раз говорит об общей политической культуре страны, где чиновники, отвечающие за безопасность государства, должны были, в первую очередь, делать все возможное, чтобы не допустить расшатывания в стране социальной обстановки, которую подрывают такого рода слухи. И если они, как подозревает Бакиев, не замешаны в распространении этих слухов, должны упреждать их возникновение адекватной информацией о том, где находится президент, когда он вернется, и что с ним происходит. Поэтому найти крайнего среди журналистов – это даже не «совок», даже не советский стиль, это позиция очень слабого, неуверенного в себе чиновника. Вот и все.

Темир Сариев
Темир Сариев
МНЕНИЕ ТЕМИРА САРИЕВА

Темир Сариев - известный оппозиционный политик, бывший депутат парламента Кыргызстана

«Возвращение Курманбека Бакиева стало неожиданностью для его окружения», - заявил экс-депутат парламента Кыргызстана Темир Сариев в интервью бишкекской газете «Dе-факто» (цитата по ИА «24.kg»).

На вопрос издания, винит ли президент оппозицию в распространении слухов о его здоровье, Темир Сариев ответил, что все слухи о нем распускали в его окружении. «Три человека, облеченные властью, - руководитель администрации президента Медет Садыркулов, пресс-секретарь главы государства Нурлан Шакиев и спикер Жогорку Кенеша Адахан Мадумаров - давали народу самую противоречивую информацию», - утверждает политик.

«Но президент сразу же после прибытия в Кыргызстан стал обвинять в этом оппозицию. К этому мы уже привыкли. В стране, когда буксуют реформы, дорожает хлеб, сразу же винят оппозицию. И на этот раз надо было найти «крайнего». Как в русской поговорке - «с больной головы на здоровую», они очень хорошо умеют это делать. Многие оппозиционные политики не верили домыслам, потому что в этом отсутствовала какая-либо логика. Такие слухи появились из-за плохой работы администрации президента», - сказал Темир Сариев.