Кыргызстан: Запрещает ли ислам вскрывать тело умершего человека?
Фрагмент картины Рембрандта "Урок анатомии доктора Тульпа" (1632)
Об авторе: Сахира Назарова, родилась и живет в городе Ош. Независимая журналистка. Публиковалась во многих местных изданиях и различных Интернет-сайтах. С начала 2008 года сотрудничает с информационно-правовым бюллетенем «Право для всех». Лауреат Премии имени Алишера Саипова за 2008 год в номинации «За активное освещение вопросов прав человека». Статья опубликована в правовом издании «Право для всех» №3, март 2008 года. На сайте публикуется в редактуре «Ферганы.Ру».
В городе Ош родственники умерших людей из религиозных соображений стараются избегать вскрытия (аутопсии) тел. В результате врачи лишаются возможности выяснить причину смерти человека, а работники бюро судебно-медицинской экспертизы опасаются остаться без работы.
Как объяснил главный врач Ошской клинической больницы Аманалы Нуралиев, вскрытие производится с целью получения точных и достоверных данных о причине смерти и диагнозе заболевания. «В ряде случаев уточнение диагностики крайне необходимо, - говорит главврач. - Например, в криминальных делах, при сомнениях в диагнозе, если больной скончался после операции».
С ним согласна и Темиркан Жарматова, заместитель директора по лечебной части Ошской областной объединенной клинической больницы. «Сейчас очень много тяжелых больных с неясными диагнозами. Это связано с ухудшением экологической обстановки, ростом трудовой миграции и прочим, - поясняет Т.Жарматова. - Поэтому вскрытие представляется необходимостью как для врачей, так и для родных умерших».
Однако статистика свидетельствует об уменьшении числа вскрытий в медучреждениях города. Если в советское время в отделении кардиологии областной больницы аутопсии подвергались девяносто процентов умерших, то к 2005 году цифра снизилась до пятидесяти пяти процентов, а в 2007-м уже не превышала десяти процентов. Врачи с сожалением отмечают, что они упускают возможность совершенствовать свои знания для повышения квалификации. «Но население этого не понимает», - сетует Жарматова.
|
Сын Кундуз-эже свел счеты с жизнью несколько лет назад. От вскрытия женщина отказалась: «Зачем? Сына уже не вернешь. Нужно как можно быстрее предать усопшего земле, как требуют обычаи».
- У мусульман нельзя тревожить тело покойного, - поясняет домохозяйка Матлюба. – Считается, что любое прикосновение неприятно для его души и тела. Что суждено, то и произошло. На все воля Всевышнего.
Обладающая определенными познаниями в исламе Муслимат Баканова утверждает, что в определенных случаях религия разрешает производить аутопсию: «Если, допустим, умерший проглотил чужую вещь (кольцо золотое или еще что-то ценное), то вскрытие допускается. Или чтобы выявить истину, когда мы на сто процентов уверены, что врач, делая операцию, специально убил человека».
С ней солидарны служители мечетей, они считают, что каждый конкретный случай необходимо рассматривать отдельно. «Государственные законы и шариат не идут вразрез друг другу, - утверждает ошский священнослужитель Рахматулло хажи Касымов. – Но важно учесть и волю самого покойного».
У молодой мамы А. при неясных обстоятельствах умер пятилетний сын. Вернувшись домой с улицы, он вдруг начал задыхаться, из его рта пошла пена, а спустя несколько часов мальчик скончался в реанимации. По мнению одного из врачей, малыш, возможно, отравился опиумом, а другой врач предложил взять на анализ пену. Однако приглашенный на похороны мулла торопил скорее забрать тело и строго запретил производить с ним какие-либо действия. В шоковом состоянии А. похоронила сына. Женщина даже не знает, что написано в его свидетельстве о смерти, более того – она его не получила. По ее словам, работники ЗАГСа пришли к ней домой и забрали свидетельство о рождении ребенка.
Спустя некоторое время А. решила обратиться в милицию по поводу загадочной смерти сына. Там ей заявили, что даже если тело вскроют и определят опиумное отравление, то дело, скорее всего, закончится тем, что приведут первого попавшегося наркомана и на него «повесят» убийство. «Я не захотела стать причиной чьей-то поломанной судьбы», - вздыхает А.
Но иногда сомнения все-таки доводят до крайней меры – эксгумации. Бывший следователь ошского УВД Н. вспомнил случай, когда дочь похороненной женщины, вернувшись из поездки, настояла на эксгумации с участием экспертов из России. Ее подозрения об отравлении подтвердились.
По словам бывшего следователя, при наличии признаков криминала тело отправляется на судебно-медицинское исследование независимо от желания родственников. В приложении к приказу Минздрава перечислены следующие пункты для обязательной экспертизы: насильственные причины или подозрения на таковые, механические повреждения, отравления, механическая асфиксия и другие. Но на практике это не всегда соблюдается. К примеру, в настоящее время не спешат вскрывать тела повесившихся или утопившихся самоубийц, а также людей, имевших сердечно-сосудистые или онкологические заболевания.
|
В отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии Ошской областной больницы в год умирают около трехсот человек. Тему вскрытий заведующий отделением, врач высшей категории Айдар Маманов называет «жизненным конфликтом». В таких случаях врачам помогает расписка, данная родственником покойного. Согласно закону, при наличии расписки аутопсия не производится.
Выдача трупов в больнице – обычная практика. Если в случае летального исхода родственники начинают возмущаться и обвинять в смерти пациента врача, им предлагают произвести вскрытие. Как правило, на этом конфликт исчерпывается.
В 2007 году Ошское бюро судмедэкспертизы выдало без вскрытия пятнадцать трупов. Всего же было произведено триста тридцать шесть вскрытий. В семидесяти шести процентах случаев от этого количества процедуре аутопсии подверглись тела людей азиатских национальностей.
От редакции: Мы приглашаем наших читателей присоединиться к дискуссии по вопросу, вынесенному в заглавие статьи. Высказать свое мнение можно в комментариях к данной статье.