Узбекистан: Жители Приаралья страдают от дефицита воды
Воды будет мало. И вся она уйдет на полив хлопчатника. В угоду «белому золоту» власти запретят сажать рис. Трава тоже в дефиците, кормить скот нечем. Обыватель готовится к худшему, памятуя о засухе 2001-2002 годов. Сегодня население Хорезма привычно занято выживанием в условиях экологического кризиса, уже который год изнуряющего Приаралье.
Индикатором продовольственной безопасности в регионе уже давно стало наличие или отсутствие риса в рационе местных жителей. Плов сытен и не требует больших расходов в любое время года. Для небогатого в массе своей населения это обстоятельство жизненно важно.
Повышение на местных рынках цен на рис - явление сезонное: до нового урожая еще далеко, грех для торговцев не поднять цену на высоколиквидный товар. Но когда стоимость одного килограмма крупы за неполных полгода резко поднимается с 1300 сумов до 2600 (с доллара до двух), то тогда не до оптимизма и спокойствия. Сейчас цена на рис в Хорезме упала до 1800 сумов, однако в Ташкенте сохраняется верхняя ценовая планка – от 2500-2800 до 4000 сумов в зависимости от сорта.
Призрак голода еще не бродит по Хорезму, но что будет в ближайшей перспективе, не знает, вероятно, и самый информированный чиновник в стране. Узбекистан, по сути дела, прижат неурегулированными водными проблемами «к стенке». Кыргызстан и Таджикистан яростно торгуются с соседом в спорах о цене водных ресурсов, эквивалентах оплаты. А Хорезм с Каракалпакией эти разногласия ощущают первыми.
- Ужас! Еще месяц безводья и все посевы сгорят. Воды не хватает даже для полива огородов и садов, - сетует в интервью корреспонденту ИА «Фергана.Ру» один из хорезмских фермеров. - Канал в Шаватском районе уже можно перейти, не замочив ног. Ума не приложу, что делать с хлопком. И что сделают с нами, если госзаказ по хлопку не сдадим? А рис я давно не сажаю…
Амударья в мае. Фото ИА «Фергана.Ру»
Еще одна обескураживающая новость: в Шаватском и Кошкупырском районах Хорезма перестали работать «качки» - ручные насосы. Это значит, что исчезли линзы подземных вод.
Мало того, что влага в дефиците, но и качество амударьинской воды превратило водные артерии региона в центральноазиатскую клоаку сточных вод с шокирующим разнообразием элементов таблицы Менделеева. Амударья щедро насыщена удобрениями, пестицидами, фенолами, нефтепродуктами. Ею и поливают свои поля дехкане Приаралья, другой нет. Еще и умудряются выращивать рис для всего Узбекистана. А риса все меньше, населения - все больше. При ежегодном приросте почти в полмиллиона жителей урожай риса в Узбекистане осенью 2007 года снизился до 197,7 тысяч тонн против 224,2 тысяч тонн в 2006 году.
Угроза голода реально может проявиться ближе к зиме. Рис в Хорезме, конечно, будут сеять. А урожай пожнут те фермеры, подчас подставные, у которых есть родственные связи во властных структурах, милиции, спецслужбах. Практически вся вода уйдет на полив других культур и хлопчатника, приносящего стране основную валютную выручку.
Надо думать, что перспектива голодных бунтов явно не устраивает правительство Узбекистана. В прошлом году было принято постановление Кабинета Министров «О мерах по рациональному использованию ресурсов плодоовощной продукции, бахчи и винограда». Хорезмские чиновники отрапортовали, что уже нашли тысячу гектаров неудобий для выращивания этих культур. Получается, что дехканам теперь разрешили сеять бахчевые и овощи на кромках межей хлопковых полей, вдоль арыков. Хотя фермеры который год мечтают, чтобы им не столько разрешали, сколько не мешали.
Кстати, в Хорезме практически нет пастбищ, а комбикорм дорогой. И летом сельский скот пасется на тех неудобьях, что ныне предназначены для посадок овощей. Но сельчане выкрутятся, ни одна травинка не пропадет. А вот в Ургенче некоторые обладатели домашнего скота превратили в пастбища помойки.
Бараны на помойках Ургенча. Фото ИА «Фергана.Ру»
А пока государство стремится бороться с бескормицей законодательными актами. Апрельским постановлением президента Узбекистана И.Каримова «О дополнительных мерах по усилению стимулирования увеличения поголовья скота в личных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах и расширению производства животноводческой продукции» особо оговаривается следующее условие: «Орошаемые земли, выделенные фермерским и другим хозяйствам, специализирующимся на животноводстве, а также птицеводческим предприятиям, предназначены исключительно для посева кормовых культур и не подлежат использованию для размещения хлопчатника и зерновых культур для государственных нужд». Этим же документом «шрот и шелуха, получаемые при переработке хлопковых семян, полностью подлежат реализации на внутреннем рынке».
Пообещал Ташкент прекратить и деградацию хорезмских сельхозугодий, выделив на улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель сорок миллиардов сумов (около тридцати одного миллиона долларов). Освоить их предполагается до 2012 года.
Пенсионер И. работает в одной из частных фирм, которая освоит часть этих денег в качестве субподрядчика. Он, бывший инженер некогда крупной организации «Хорезмводстрой», считает, что выделенных денег недостаточно даже для восстановления мелиоративной системы советского периода, в создание которой десятилетиями вкладывались десятки и десятки миллионов полноценных советских рублей.
- Учитывая уровень инфляции и коррупции в стране, можно смело предположить неэффективное использование финансовых вложений с последующим появлением элитного жилья, - считает И. - В республике воровство бюджетных денег стало весьма выгодным бизнесом. Это было и при коммунистах. Но так, как воруют сейчас, советским начальникам и не снилось.
На бывшем дне Арала. Фото ИА «Фергана.Ру»
Даже при умелом расходовании выделенных средств их может не хватить. Это косвенно подтвердил на майской XVI сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию постоянный представитель Международного фонда спасения Аральского моря. Он заявил, что «существующие в регионе экономические и социальные проблемы не позволяют найти средства на восстановление водохозяйственной инфраструктуры, которая является главным источником средств существования и продовольствия для многих людей».