«Любовь на расстоянии»: История гастарбайтера, рассказанная по-шведски
Шведская кинокомпания Auto Images сняла документальный фильм о мытарствах гастарбайтера из Оша «Любовь на расстоянии». Картина шведской журналистки Элин Йонcсон участвовала в конкурсной программе престижного скандинавского фестиваля «Нордик панорама», в ноябре фильм пойдет в кинотеатрах Стокгольма и Мальме. Создатели фильма надеются, что картину увидят в России и сочувствующий взгляд на тяжелую жизнь гастарбайтеров поможет смягчить отношение россиян к трудовым мигрантам.
- Замысел картины - рассказ о нелегкой доле гастарбайтера на примере конкретного человека, - родился во время разговора со шведской коллегой, журналисткой Элин Йонссон, автором великолепных репортажей о жизни в странах Центральной Азии, - рассказывает продюсер фильма с киргизской стороны, журналистка Жылдыз Бекбаева. – В поисках героя мы расспросили шестьдесят безработных в возрасте от 17 до 25 лет. История Алишера Султанова тронула нас, и мы решили снимать о нем фильм.
Простая история узбекской семьи: тиран-отец спивается, мать больна и покорна судьбе, младшая сестра оканчивает школу и мечтает поступить в вуз. Еще есть 17-летняя жена Алишера, ждущая ребенка. 18-летний Алишер решает вытащить семью из нищеты и отправляется на заработки.
Оператор фильма Юн Радберг
«Любовь на расстоянии» - это полуторачасовой фильм о трех годах мытарств, работы и жизни в тяжелейших условиях.
Камера следит за Алишером. Вот он собирается на заработки в Москву, едет на поезде, переполненном такими же, как он, безработными, которые отправляются на чужбину в надежде изменить жизнь к лучшему. В российской столице четыре месяца ждет он разрешения на работу, считая каждую копейку до первого заработка. И тоскует по жене и ребенку, который уже родился.
Элин Йонссон снимает, в каких условиях живут гастарбайтеры: по 30-40 человек в одном старом вагончике на стройке или в однокомнатной квартирке, скудная пища – люди отказывают себе во многом, чтобы прокормить близких, оставшихся на родине.
Но вот Алишер уже довольно ловок на стройке, уже зарабатывает неплохие, по ошским меркам, деньги. И тут из дома приходит чудовищное известие: отец заложил квартиру, деньги исчезли неизвестно куда, семья осталась на улице. Алишер спешно возвращается в Ош, находит и снимает для семьи жилье, и вновь уезжает на заработки, теперь уже в Бишкек.
Фильм заканчивается тем, что к Алишеру приезжает жена, ждущая уже второго ребенка, и молодая пара строит планы на будущее.
- Алишер и его семья видели фильм, правда, не весь, - мы к тому времени еще не успели его полностью смонтировать, - рассказывает Элин Йонссон, шведская журналистка, о книге которой «Искусство скрывать массовое убийство», посвященной андижанским событиям, писала «Фергана.Ру». – Мы очень волновались, понравится ли фильм Алишеру, очень боялись. Но нет, все понравилось и ему, и маме. Они даже смеялись. Их смутила только сцена, где Алишер с женой разговаривают, лежа в кровати.
Продюсер из Кыргызстана Жылдыз Бекбаева и шведский журналист Элин Йонссон
- Западного зрителя взволновала история ошского безработного. Во время обсуждения фильма, уже после показа, многие интересовались, не могут ли они как-то помочь главному герою и его семье, - рассказывает Жылдыз Бекбаева.
- Мы давно думали, как можно помочь семье Алишера, - подтверждает Элин Йонссон, - хотели даже создать фонд помощи, поговорить с предпринимателями. Но как сделать, чтобы Алишер смог воспользоваться нашей помощью? Ведь мы не можем просто дать ему денег – люди, которые хотят помочь, желают точно знать, на что пойдут их деньги. Это должен быть счет на образование сестры Алишера или на жилье. На днях у них должен родиться второй ребенок, так что их жизнь довольно тяжела.
В ноябре фильм выйдет на экраны кинотеатров в Мальме и Стокгольме, потом, как надеются создатели фильма, будет показан по шведскому телевидению, которое вместе с Институтом Кино Швеции, некоторыми другими телекомпаниями и кинофондами финансировали создание картины. Фильм увидят на самых разных кинофестивалях и кинофорумах, и может, покупкой прав на «Любовь на расстоянии» заинтересуются российские или киргизские телекомпании.
«Скорее всего, в Киргизии вообще не знают, что снят такой фильм, - улыбается Элин Йонссон. – Но я бы очень хотела, чтобы наш фильм увидели в России. Судьба Алишера вызывает сочувствие, и это сочувствие может изменить отношение к гастарбайтерам. Трудовые мигранты глубже, чем о них принято думать, например, в Москве».
Светлана Гафарова, Фото Жылдыз Бекбаевой.