Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Эдиль Байсалов: «Время бить в набат!»

30.10.2008 10:19 msk, Эдиль Байсалов

Кыргызстан Свободная трибуна
Эдиль Байсалов: «Время бить в набат!»

Вот уже ровно месяц как нет вестей от похищенного депутата Руслана Шабатоева и сына другого социал-демократа - Жусупжана Жээнбекова - Бахтияра Амиражанова. В стране явно и целенаправленно создается атмосфера террора. Запугать у нас политиков или журналистов – это уже не перспектива уголовных дел или отъема собственности, люди боятся уже просто исчезнуть. Боятся не только за себя, но и за родных и близких. Причем, попытка установить в стране такой климат тотального страха предпринимается во второй раз. Мы помним, как бакиевская власть опекала криминал, как А.Мадумаров от имени К.Бакиева официально присутствовал на скачках, устроенных Рыспеком Акматбаевым, как на других мероприятиях этого реабилитированного бакиевыми криминального «героя» видели президентского сына Максима. Как один за другим были застрелены депутаты Ж.Сурабалдиев и Б.Эркинбаев. В октябре 2005 года, во время юрточного городка оргпреступности на площади, К.Бакиев откровенно радовался, с улыбкой на специальном заседании Жогорку Кенеша выслушивая парламентских вождей, что им страшно за свою жизнь. Как суды по требованию Белого Дома очищали дорогу Рыспеку в парламент, а он грозился, что бейсбольной битой там сразу же наведет порядок. Мы все это прекрасно помним.

К сожалению, сейчас нет той реакции общественности, которая была весной 2006 года. Вот только что в новостях прочитал о заявлении лидера фракции СДПК (Социал-демократической партии Кыргызстана. – прим. ред.) Б.Бешимова, успокаивающего земляков Руслана, что, дескать, никаких причин волноваться нет, он сам лично соберет митинг в случае, если «поступит информация, что исчезновение Р.Шаботоева связано с политикой». То есть, как это надо понимать? Беспрецедентное похищение депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики – это, так себе, рядовое криминальное происшествие из милицейской сводки? Не повод для беспокойства? И если, действительно, как утверждают в милиции, Р.Шаботоева похитили в связи с его профессиональной деятельностью и его уже месяц как нет, непонятно, жив ли он или нет, - то это нормально и допустимо, потому что не связано с «политикой», типа «сам виноват»?..

Митинг проводить надо. Это самая здоровая и нормальная реакция человеческого общества. Пропал человек. Чей то сын. Муж. Брат. Отец. Коллега. Депутат. Друг. Товарищ. Сокурсник. Сосед. Как всем этим людям выразить свое отношение к происшедшему? Придти, собраться вместе. Не громить окна. Не ругать власти. Выйти на площадь в знак солидарности с Русланом и его семьей. Это же самая естественная реакция. Разве митинг – это теперь самая крайняя мера и обязательно ассоциируется только с захватами Дома Правительства и требованием президентской отставки? Затыкать рот обществу в такой критический момент – это подавлять и убивать в зародыше гражданские инстинкты, которые еще у нас остались. Это значит, человек человеку – волк, и каждый у нас сам по себе, «моя хата с краю». Если не выходить на площадь в такой момент, то когда же еще? Промолчать сейчас, согласиться с обыденностью того, что в стране пропадают люди, то чему же тогда возмущаться? Как тогда требовать уважения к себе, как к обществу людей и граждан? О каких правах говорить? И какие законы тогда нам всем прописаны?

Не важно, кто украл Бахтияра и Руслана! Не важно, сделали ли это бандиты от власти, криминала или бизнеса, сейчас вообще трудно отличить одних от других, практически все они на одно лицо. За нашей реакцией сейчас внимательно наблюдают. Довести общество до такого состояния, что пропажа людей трактуется как нечто обычное, повод для циничных комментариев и даже местами злорадства - многого стоит. Политическим же деятелям, и, прежде всего, социал-демократам тут не на МВД молиться надо и «успокаивать» народ, а организовывать общественный резонанс, хотя бы, из чувства самосохранения.

Еще раз: митинг – это есть самая нормальная и естественная реакция. Общество не имеет других возможностей и форм для самовыражения. Даже если бы у нас были десятки свободных газет и телеканалов, даже и в том случае только публичной демонстрацией солидарности посредством митингов и собраний общество и может реагировать по настоящему. Причем совсем не обязательно иметь адресатом требований органы власти – кто бы не стоял за этими резонансными преступлениями, он должен знать, что народ не потерпит такого произвола. Если у нас будут безнаказанно похищать депутатов, то что говорить о безопасности рядовых граждан? Если мы проглотим и смиримся с этим случаем, то кто завтра из правоохранительных органов или властей вообще ударит пальцем о палец по фактам преступления в наш адрес – «у нас депутатов (!) похищают, и ничего!».

Что касается реакции властей на факты похищения, то она в свойственной бакиевскому режиму манере крайне цинична. В первый же день удивило заявление председателя Госкомитета по национальной безопасности (ГКНБ) М.Суталинова: мы такими происшествиями не занимаемся. Если пропажа депутата Жогорку Кенеша, члена Комитета по обороне, безопасности, правопорядку и судебно-правовой реформе, жизнь и безопасность государственного деятеля - это не предмет заботы органов национальной безопасности, то нужны ли нам эти самые органы? Чем они занимаются и за что получают народные деньги? Хотя, я не прав, говоря, что реакция М.Суталинова удивила. На совести этого человека, грозившего расстрелом демонстраций 24 марта, и жизнь двух других депутатов, которых он клялся защитить, так же как и неотомщенная жизнь полковника Алиева, чьей семье он также обещал защиту. Мы все видели его в октябре 2005 года бледного и дрожавшего как осенний лист у юрты Р.Акматбаева. Мы помним его публичный жест в ноябре 2006 года и его хохмы на жидомасонскую тематику в апреле 2007 года. Это жалкий и недостойный звания офицера человек. Ко всему же выяснилось, что Суталинов приходится родственником Р.Шаботоеву, и как заявляет семья депутата, прикрываясь этим статусом, распространяет про депутата порочащие слухи.

Министерство внутренних дел привычно создает видимость бурной деятельности: как же, как же, дело на контроле самого министра (!). Оно на таком же его контроле, как и дело по убийству Алишера Саипова, как десятки других не менее резонансных дел, которые так и остались нераскрытыми. Свою беспомощность и бездеятельность МВД пытается заменить арестами всех, кто созванивался в этот день с Шаботоевым. Отсидел десять дней и глава Госкомсвязи К.Кадыралиев. Много шуму и пыли. Родственникам же и депутатам объясняют причину пропажи депутата его коммерческими долгами. Спросите любого бизнесмена-депутата, а там вообще не-бизнесменов пересчитать можно на пальцах одной руки, – у кого из них нет долгов? Если человек спокойно жил, никому на проблемы не жаловался, ни у кого не просил помощи, а у Руслана было много друзей и коллег, к кому он мог обратиться, хотя бы к тому же самому родственничку М.Суталинову, если вот-вот он должен был реализовать многомиллионный урожай, то какие это «кредиторы» должны быть, чтобы его похищать? Ходил бы Руслан по ресторанам беспечно без охраны, отзываясь на приглашения неизвестных лиц по ночам, если ему грозила какая то опасность, тогда как в его собственности находятся и охранные предприятия, и спортивные сообщества? Так же, как и убийство Б.Эркинбаева списали на то, что он якобы не смог достать 20 кг героина (это легендарный-то Баяман не мог достать?), так и сейчас дело Р.Шаботоева хотят спустить на тормозах по банальной уголовной статье. Никакой политики. Не надо было заниматься бизнесом. Сам виноват?!

Конечно, можно было бы согласиться и с криминально-коммерческой версией. Однако то, что депутат Р.Шаботоев пропал меньше чем неделю спустя после похищения Б.Амиржанова – это уже цепочка событий. Факты говорят сами за себя. Бахтияр Амиржанов – один из видных лидеров кыргызской диаспоры в Москве. Он играет большую роль в тесном сообществе выходцев из Жалал-Абада и вообще всего юга. На него ориентируются и под его влиянием находятся, без преувеличения, тысячи и тысячи крепко стоящих на ногах земляков. Не случайно, Бахтияр сыграл большую роль в организации антимитингов и в ноябре 2006 года, и в апреле 2007 года. Таким образом, сын депутата Жусупа Жээнбекова, племянник легендарного Сатыбалды Жээнбекова, – это очень весомая, не менее значимая, чем депутат Руслан Шаботоев, фигура.

Руслан пришел к нам, в партию СДПК, осенью прошлого года. У него не было бы проблем пройти в парламент по списку «Ак Жола», куда его очень настойчиво приглашали. Как Руслан мне тогда сказал, он не хотел портить себе с молодости имя, он понимал, что рано или поздно новая президентская партия кончит так же бесславно, как и акаевская «Алга, Кыргызстан». Руслан не скрывал того, что он общается с Максимом Бакиевым, более того, тогда же он и рассказал мне, что лично к Омурбеку Бабанову и ко мне кое-кто испытывает глубокую антипатию. Помню - я просто отмахнулся от Руслана, но буквально через несколько недель, накануне дня парламентских выборов нам с О.Бабановым обоим пришлось столкнуться с реальными последствиями неприязни со стороны президентского сынка...

Когда партия решила, что взамен А.Атамбаева в первой пятерке списка СДПК должен идти выходец из Чуйской области, было решено номинировать в лидеры Руслана. Эту ношу он с честью на себя взял и достойно представлял партию, принеся десятки тысяч голосов. И в Жогорку Кенеше Руслан до последнего времени работал честно и принципиально, по всем злободневным вопросам был слышен его голос, подкрепленный аргументами и опытом хозяйственной работы, что, безусловно, с каждым месяцем укрепляло его авторитет как депутата. Накануне своего исчезновения Руслан активно комментировал разразившийся скандал с заявлением председателя ЦИК К.Кабиловой, жизни которой угрожал Максим Бакиев. Руслан прямо и однозначно заявил, что фракция СДПК готова уйти из нелегитимно избранного парламента. Буквально в ту же ночь он исчез.

У нас не похищают людей каждую неделю, и уж, тем более, депутатов и их близких. Да и вообще, про похищения бизнесменов рэкетирами, а именно такую версию событий нам сейчас усиленно предлагают власти, мы не слышали уже с середины 1990-х. Так почему же мы должны верить в случайность того, что в промежутке одной недели по двум сильным, энергичным, молодым и наиболее опасным с точки зрения мобилизации протестного потенциала в Жалал-Абаде и Чуе лидерам наносят идентичный удар? Очень характерен следующий штрих: по свидетельству очевидцев, перед тем как избить и похитить Б.Амиржанова, те четверо или пятеро нападавших предъявляли ему свои корочки. Я уже говорил про то, что если бы Р.Шаботоев чувствовал угрозу со стороны криминалитета, у него была возможность организовать свою охрану и он не выходил бы беспечно на приглашения, переданные через официантов. Он явно не ожидал никакого подвоха.

Налицо, эти два похищения - взаимосвязанные события. И взаимосвязь тут, если только нам не докажут, что у обоих были одни и те же криминальные кредиторы, состоит в том, что оба представляют единственную оппозиционную фракцию в парламенте и обладают большим опытом организации массовых протестных выступлений. Исполнители и стоявшие за ними люди были уверены в своей полной и абсолютной безнаказанности, действовали дерзко, хотя отдавали себе отчет в том, что их действия неминуемо мобилизуют всю правоохранительную систему. Кто бы они не были, следует понимать, что организаторы похищений, не только устраняли с политической сцены независимых и потенциально опасных противников, но рассчитывали на кумулятивный эффект воздействия этих событий на массовое сознание – общество и его политические лидеры должны были быть окончательно запуганы и подавлены.

Месяц спустя мы видим, что во многом им удалось добиться поставленной цели: деморализованное и дезориентированное общество, вынужденное в XXI веке собирать кизяк, теперь еще и доведено до состояния полуживотного страха, а политические лидеры, закрывая глаза на пропажу соратников, шлют письма президенту с советами, как тому лучше бороться с коррупцией.

Мы наизусть помним антифашистскую притчу: «когда пришли за коммунистами – я промолчал, потому что я не коммунист, когда пришли за евреями - я промолчал, потому что я не еврей, когда пришли за католиками – я промолчал, потому что я не католик, когда пришли за мной – никто не кричал, потому что кричать было некому». Вопрос похищения Руслана Шаботоева и Бахтияра Амиржанова – не есть сугубо внутрипартийное дело СДПК или частная трагедия их семей. Судьба Руслана и Бахтияра волнует и должна волновать всех кыргызстанцев! Бить в набат, будить людей, поднимать народ должны все партии и политические силы!

Общественность страны по праву возмущена до глубины души этими дерзкими актами насилия и произвола. В интересах всего политического класса – организация серии широких общественных выступлений в знак солидарности с родными похищенных молодых лидеров. Именно в этом вопросе должна проявиться и на деле быть продемонстрирована солидарность самого широкого спектра сил политической оппозиции. Мы не должны допустить превращения этих вопиющих преступлений в обыденность! Барометр общественной терпимости к явным и тайным преступным деяниям уже и так находится на самой низкой отметке. Ниже уже некуда. Дальше уже полное безразличие, тотальный нигилизм. Мафиозная власть того и добивается, чтобы все честные граждане сдались и отказались от борьбы за лучшее будущее нашей страны.

Не молчать, не делать вид, что все происходит, как обычно, а активно и смело выражать свой протест. Именно в этом - наш братский и товарищеский долг перед Русланом и Бахтияром!

Эдиль Байсалов. Экс-ответственный секретарь СДПК. Стокгольм, Швеция