Узбекистан: Страсть президента-«архаровца», или О наших баранах
В Узбекистане вновь охотятся на редких животных. Сафари и внешнеполитическая активизация страны сопровождаются вояжами политиков. В аэропортах Ташкента, Ургенча, Нукуса появление арабских шейхов с охотничьим снаряжением - давно уже не редкость. А высокопоставленным первопроходцем с Запада стал президент Болгарии Георгий Пырванов. Во время государственного визита в Узбекистан он подстрелил горного козла – архара, занесенного в международную Красную книгу. И президенту дружественной страны за это ничего не было. Ведь ему официально разрешили совершить уголовно наказуемое деяние.
Статья 204 Уголовного кодекса Узбекистана устанавливает, что «нарушение режима охраняемых природных территорий, повлекшее крупный ущерб (от ста до трехсот минимальных размеров заработной платы) или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет либо исправительными работами сроком до двух лет».
Корреспонденту «Ферганы.Ру» стали известны подробности развлечений заядлого болгарского охотника. В кишлак Верхний Хаят Джизакской области Узбекистана высокий гость приехал ранним утром 7 ноября 2008 года. А до этого он пользовался гостеприимством фирмы «Джизак-биоспектр», коей принадлежат страусиная ферма и база отдыха на берегу озера Айдаркуль. Более ста человек свиты, обслуги и секьюрити ради нескольких выстрелов по горным баранам нарушили покой обитателей Нуратинского государственного заповедника. Следует отметить, что в официальное сообщение по итогам визита главы Болгарии в Узбекистан сей факт не попал.
До приезда г-на Пырванова работники резервата в течение нескольких дней расчищали тропу по Хаятсаю, чтобы гости не поцарапались о ветви деревьев и не споткнулись о камни. Охота, включая подъем в горы и возвращение, заняла примерно полдня.
Для охоты президента Болгарии Кабинетом министров Узбекистана было, вероятно, выдано разрешение, поэтому представителям Госкомприроды и Госбиоконтроля осталось только помочь г-ну Пырванову удачно поохотиться. Сотрудники Айдаро-Арнасайской инспекции Госбиоконтроля принимали самое деятельное участие в подготовке визита и организации приема гостей на озере Айдаркуль.
Для придания сафари хоть малейшей легитимности Кабмин периодически выдает разрешение на отстрел одной особи «краснокнижного» вида на территории Гослесфонда, но не в заповеднике. Такой казуистикой не скрыть того обстоятельства, что архаров в лесхозе давно отстреляли местные браконьеры. Выстрел г-на Пырванова раздался не в охотничьих угодьях, а на территории заповедника, где охота запрещена. Желание угодить высокопоставленному гостю пересилило необходимость соблюдения законов страны.
В одном из интервью президент Пырванов горячо говорит: «Болгарские политики и государственные деятели ответственны за повышение уровня жизни населения, защиту болгарской национальной идентичности и культуры, сохранение экологического баланса в стране и регионе».
Хороша страна Болгария, но вот захотелось экзотики бывшему коммунисту Пырванову, наверняка еще помнящему охотничьи забавы живковско-брежневских времен. И гостеприимные хозяева лицом в грязь не ударили.
Тут следует отметить, что озабочены проблемой сохранения редких видов в Узбекистане большей частью вовсе не местные власти, а прямо скажем иностранцы – зарубежные экологические центры. Для сохранения биоразнообразия в уникальной природной зоне в рамках реализации проекта ПРООН-ГЭФ «Создание Нурата-Кызылкумского биосферного резервата» на территории Нуратинского заповедника необходимые средства выделили именно международные организации. Прошло больше года. С тех пор международные доноры участия в делах заповедника не принимают. Ведь правительство Узбекистана так и не определилось с дальнейшей судьбой проекта.
При подготовке статьи автор попросил прокомментировать ситуацию нескольких участников проекта. Все они отказались публично высказать свою точку зрения. Но они и не стали опровергать того, что свою задачу выполнили, подготовили все необходимые документы для создания биосферного резервата, учли все нюансы согласования с министерствами и ведомствами. Кабмин же до сих пор не принял никакого решения по этому вопросу. То есть, биосферный резерват не создан и дальнейшая его судьба весьма туманна.
Всего архаров в Узбекистане - примерно 1.200 особей. В Болгарии же обитают 16.000 благородных оленей, 4.300 ланей, 71.500 серн, 45.000 диких кабанов, 2.200 муфлонов, 1.800 диких коз…
В распоряжении редакции имеется частное мнение одного из узбекских экологов: «Если уж есть спрос на валютную охоту, поступите как цивилизованные современные бизнесмены, заинтересованные в долгосрочном получении доходов: вложите деньги, создайте специальное правительственное охотхозяйство для VIP-персон, и охотьтесь в свое удовольствие. Кстати, в том же Нуратинском заповеднике есть небольшой питомник, где разводятся бараны Северцова, которые, в силу устоявшейся международной практики, могут быть отданы на заклание совершенно официально. Если есть охотничий зуд на того же барана Северцова – вложите деньги в расширение и обустройство этого питомника, например. Состояние с охраной природы в Узбекистане столь печально, что за пределами заповедника практически нет шансов гарантированно добыть нужный трофей. Ведь организаторы охотничьих туров обещают своим клиентам успешную охоту в один, максимум два-три дня. А вне заповедников все крупные животные находятся в условиях беспощадного уничтожения местных браконьеров (которые в 99 процентах случаев охотятся совершенно безнаказанно)».
Бараны Северцова (Ovis ammon severtzovi)
Кстати, валютная охота (не исключение и охота болгарского президента) на самом деле является не спортом, а сплошной подставой. Никакой заезжий человек с ружьем сам не выслеживает дикое животное. Жертву загоняют под выстрел, о чем охотник чаще всего даже не подозревает. То есть охота при этом не отличается от упражнений в тире или стрельбы по тарелочкам.
Учитывая неадекватную реакцию скорого на расправу узбекского чиновника, не решусь упрекнуть эколога за стремление к анонимности. Впрочем, есть и вполне официальная информация на узбекских сайтах. По мнению специалистов, должны проводиться мероприятия, направленные на воспроизводство и сохранение диких животных и среды их обитания, В 2004 году на эти мероприятия было затрачено всего 6514,7 тысяч сумов ($1=1360 сумов), что в среднем составляет 1,7 сума на один гектар угодий. Этого крайне недостаточно. Искусственным разведением охотничьих видов животных (для восполнения численности добываемых животных) практически не занимаются.
Прошлым летом мне было дико видеть, как вдоль шведских автомагистралей мирно пасутся косули. Каюсь, сразу подумал о легкой браконьерской добыче. При сборе материала для статьи я пришел к выводу – сафари при разумном ведении дел принесет ощутимую прибыль. Тогда можно и благотворительностью заниматься для услады президентов-«архаровцев». Со мной согласились и опрошенные узбекские ученые. Их консолидированное мнение таково:
Подобный «государственный» визит в заповедные места Узбекистана - пока первый и единственный. До 2003 года в заповеднике были лишь случаи трофейной охоты для рядовых иностранцев, которые организовывало Управление заповедников, национальных парков и охотничьего хозяйства.
- в Узбекистане природоохранные структуры нищие, на территории заповедников охрана слабая, потому и в заповедниках существует серьезная проблема браконьерства. А за пределами заповедников дикие животные очень быстро становятся жертвами местных браконьеров;
- валютная охота только способствует усилению браконьерства местных жителей, они считают, что раз иностранцам можно охотиться в заповеднике, то местным – сам Бог велел.
К сожалению, интервьюируемые ученые и коллеги, специализирующиеся в экологической журналистике, просили не называть должности и фамилии. И не всегда дело в том, что все поголовно боятся кары властей. Они не хотят внутриведомственных разборок и дрязг, могущих помешать текущей работе.
«Фергана.Ру» не раз посвящала свои публикации сохранению биоразнообразия в Узбекистане. Пример тому - подкрепленная весомыми аргументами дискуссия с представителями Госкомприроды страны по проблемам использования биоресурсов в Приаралье. «Фергана.Ру» готова продолжить разговор на тему, поднятую в этой статье, и ждет публичной реакции узбекских специалистов и ответственных «эко-мужей», даже подумывающих о создании собственной партии.
Конечно, нет особой доблести в том, чтобы уличить далекого болгарского президента в неблаговидном деянии. Над головой г-на Пырванова в любой момент может зависнуть топор европейских «зеленых». И это будет справедливо. Но бараны, хоть и дикие, все же наши. Они - часть мира животных Узбекистана, все еще – мира несправедливого.
Ислам Каримов и Георгий Пырванов, 2008 г.
Сергей Наумов