Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Власти сорвали показ французских и немецких фильмов в Ташкентском «Музее кино»

Сначала в ташкентском «Музее кино» было сорвано культурное мероприятие, организованное французским Центром Гюго. А спустя сутки «Музей кино» не смог открыть свои двери для проведения Дней кино Германии. Виной всему – неожиданные претензии к «Музею кино» со стороны милиции и пожарных, запретивших проводить «массовые мероприятия» без согласования «с вышестоящими органами» и опечатавших будку киномеханика.

«Музей кино» под руководством Олега Карпова существует в столице Узбекистана уже пять лет. Этот оазис качественного кинематографа в Ташкенте чрезвычайно важен для поддержания общего культурного фона столицы Узбекистана. В этом заведении – единственном в своем роде в республике – постоянно демонстрировались шедевры мирового и европейского кино, фильмы высокого художественного уровня, картины не для массового зрителя. В последнее время к «Музею кино», уже заработавшему солидную репутацию, все чаще стали обращать иностранные партнеры.

Но, по словам Олега Карпова, проблемы во взаимоотношениях с органами власти начали вырисовываться именно в дни проведения кино-акций, подготовленных совместно с зарубежными гуманитарными или дипломатическими миссиями.

Директор ташкентского музея кино Олег Карпов
Директор ташкентского «Музея кино» Олег Карпов

В четверг, 11 декабря, перед началом показа картины французского режиссера Роббера Коэна в Ташкентский «Музей кино» прибыл милицейский чин - командир отдела охраны массовых мероприятий Уктам Рахматов. Он заявил, что «кина не будет» «согласно постановлению Кабинета министров Узбекистана пятилетней давности». Атташе по культуре посольства Франции в Узбекистане Антуан Лёрен только развел руками: «Это очень печально».

По установленным правилам, если в зале больше ста мест, то в кинотеатре должны дежурить милиционеры, причем оплачивать охрану должны организаторы мероприятия. Цена охранных услуг при заполненном зале на 190 мест составит несколько тысяч долларов. Согласно требованиям постановления Кабинета министров Узбекистана № 15 от 3 января 2003 года, руководство «Музея кино» обязано «перед проведением массовых мероприятий получить разрешение в хокимияте (администрации) г. Ташкента не позднее 10-дневного срока до начала мероприятия».. Еще до начала сеансов все сиденья в зале должны быть обследованы собаками (а вдруг бомба?), проверены санитарно-эпидемиологическая обстановка, пожарно-эвакуационные выходы на случай пожара или других внезапных бедствий. Кроме того, по правилам, все демонстрируемые фильмы должны быть вначале просмотрены в Национальном Агентстве «Узбеккино», выдавшем лицензию «Музею кино», на предмет наличия в фильмах порнографии или сцен насилия.
Кроме фильмов Роббера Коэна, ташкентцы не увидят всей программы французского видео-арта, подготовленной посольством Франции: работы Пьера Филликуэта, Филиппа Жака, Франсиско Руис де Инфанте и Алена Деклерка. Не состоятся в «Музее кино» и Дни кинематографа Германии: немецкие партнеры решили показать свои фильмы в маленьком зале Гете-Института.

Под угрозой срыва и запланированный показ фильма российского режиссера Александра Сокурова «Элегия жизни: Ростропович, Вишневская», и встреча с покорителем Эвереста Ильясом Тухватуллиным, который хотел показать документальный фильм «Эверест: Северная стена». Может быть, не состоится и очередной, уже двенадцатый по счету, ташкентский фестиваль «videoART.uz».

Для проведения в «Музее кино» мини-фестиваля французского видео-арта, сорванного в минувший четверг милиционером У.Рахматовым, все документы были подготовлены. Не был окончательно решен лишь вопрос охраны показа. Обычно подобные мероприятия оплачивает посольство, а в этот раз дипломатическое представительство Франции решило, что показ будет охраняться силами Совета Обществ Дружбы, в рамках которого и функционирует «Музей кино». Тем более, что охрана полагается, когда зрителей больше ста, а на показ фильма Коэна, по словам местного кинокритика, собралось всего 52 человека.

Интересно, что проводить кинопоказы «Музею кино» запретили сотрудники милиции. А вот будка киномеханика была опечатана сотрудниками пожарной инспекции. Они обвинили руководство кинотеатра в стандартном несоответствии пожарной безопасности. С кем теперь «разруливать» проблему – с пожарниками или с милицией – в «Музее кино» пока не знают.

Ясно пока только одно: деятельность значимой для Ташкента организации временно парализована. Если «Музей кино» прекратит свою работу окончательно, это станет весомой потерей для интеллигенции Ташкента и нанесет непоправимый вред имиджу узбекской столицы. Ведь Ташкент – во многом, по инерции и со все большим трудом – до сих пор воспринимается многими как в стране, так и во всем мире как «город высокой культуры».