Узбекистан: в 2008 году сум почувствовал себя немного легче
Информация о том, насколько «полегчала» или «потяжелела» на протяжении очередного года узбекская национальная валюта, в Узбекистане традиционно не публикуется. Но если данные о годовом уровне инфляции тщательно скрываются, то подсчитать, как за истекший год изменился курс сума, не составляет особого труда.
Итак, в 2008 году, согласно официальному курсу Центрального банка Узбекистана, по отношению к доллару сум подешевел на 7,88 процента (с 1.291,23 до 1.393 сумов за доллар). В банках и обменных пунктах его курс снизился на 7,55-7,53 процента (с 1.298-1.301 до 1.396-1.399 сумов). И, наконец, на так называемом «черном рынке», где граждане Узбекистана в любое время могут купить или продать наличную валюту (хотя и озираясь по сторонам, поскольку это считается противозаконным), курс сума понизился на 13 процентов (с 1.300-1.320 до 1.470-1.490 сумов за доллар). Относительно евро, по данным того же Центробанка, в 2008 году сум подешевел на 9,87 процентов (с 1.866,21 до 2.050,36 сумов за евро).
Отметим, что в предыдущем 2007 году девальвация сума происходила почти в два раза медленнее. Согласно курсу Центробанка, по отношению к доллару он подешевел на 4,1 процента, в «обменниках» его курс снизился на 4-4,3 процента, а на «черном рынке» - на 4-4,8 процента (примерно в три раза меньше, чем в 2008 году).
Для полноты картины рассмотрим и другие валюты из тех, которые в Узбекистане разрешено обменивать на сумы: японские йены и английские фунты (в «обменниках» и банках меняют только четыре вида валюты: доллары, евро, фунты и йены; последние две валюты присутствуют в этом списке формально, поскольку ни в одном «обменнике» их нет, так же как и на «черном рынке»). За год курс сума по отношению к йене, по данным Центробанка, снизился на 35,9 процента (со 113,29 до 153,97 сумов за 10 йен). В то же время по отношению к стремительно дешевеющему английскому фунту стерлингов сум подорожал на 14,5 процентов (с 2.561,28 до 2.190,21 сумов за фунт).
По отношению к российскому рублю, валюте, которую в Узбекистане официально не меняют, но которую с удовольствием покупают и перепродают на «черном рынке», курс сума повысился на 7,06 процентов (с 52,27 до 48,58 сумов за рубль), по данным Центробанка.
Следует уточнить, что курс, устанавливаемый Центральным банком, значительно отличается и от курса «черного рынка» - исправно функционирующего рынка наличной валюты - и от курса в легальных обменных пунктах. К примеру, в начале января 2009-го курс доллара на «черном рынке» составлял 1.470-1.490 сумов, или на 5,5-7 процентов выше курса Центробанка; в «обменниках» - 1.396-1.399 сумов: на 0,2-04 процента выше курса Центробанка и на 5-6 процентов ниже курса «черного рынка».
Таким образом, в 2008 году девальвация сума, хотя она и проводилась более высокими темпами, чем годом ранее (в Узбекистане это процесс абсолютно управляемый), в целом оказалась не слишком значительной. По мнению ташкентского экономиста Виктора Ивонина, плавная девальвация национальной валюты осуществляется правительством с благими целями: для поддержания экспорто-ориентированных секторов экономики - машиностроения, химической, текстильной и других отраслей промышленности, - поскольку чем ниже курс сума, тем выгодней экспорт.
Однако большинство наблюдателей считают, что, несмотря на постепенную девальвацию сума, его курс все равно остается чрезмерно завышенным при помощи введения непомерно высоких таможенных пошлин, акцизов, ограничения свободы торговли и искусственного замедления оборота наличной денежной массы. По некоторым подсчетам, курс сума может быть завышен в 2-3 раза. Это способствует большим диспропорциям в экономике Узбекистана, делает узбекские товары менее конкурентоспособными и препятствует их экспорту.
Особая роль в поддержании курса сума на относительно невысоком уровне отводится банкам, которые, выполняя правительственное задание по замедлению оборота наличной денежной массы, под разными предлогами отказывают клиентам в выдаче вкладов. На это обстоятельство обратила внимание и посетившая Узбекистан в декабре 2008-го последняя миссия Международного Валютного Фонда: «Миссия рекомендует не реагировать на мировой кризис усилением протекционистских мер и применением валютных ограничений, - говорится в тексте ее заявления. - Миссия рекомендовала официальным органам продолжать укреплять доверие к банковской системе путем освобождения банков от несвойственных им функций и содействия получению наличности».
Впрочем, подобные рекомендации заезжие миссии МВФ повторяют из года в год. Власти Узбекистана всякий раз покладисто с ними соглашаются: «Хоп, бажарамиз!» - мол, «хорошо, сделаем!» - но в итоге всё остается по-прежнему.
Алексей Волосевич