Открытие филиала МГУ в Душанбе не решит глобальных проблем образования в Таджикистане
На днях завершается первый этап подготовительного периода, предшествующего открытию в Таджикистане филиала Московского Государственного университета имени М.Ломоносова. По плану новый вуз, в котором будет открыто несколько факультетов – историко-правовой, физико-математический и геологический – сможет принять в первом учебном году только сто человек. Но и это, согласитесь, цифра. Тем более, если учесть то, как мало времени остается до начала нового учебного года.
Проблем у будущего вуза еще много. В их числе - подбор на конкурсной основе достойной кандидатуры будущего ректора филиала; поиск средств на ремонт здания бывшего Института транспорта, в котором предполагается разместить это учебное заведение…
То, насколько полно удастся первые проблемы решить, и, главное, как впишется престижный российский вуз в систему образования республики, будет ясно уже по окончании первого года функционирования филиала МГУ в Душанбе. Одно можно сказать уже сейчас: очень многое будет зависеть здесь от того, насколько удастся сегодня, при закладывании фундамента обучения, ясно увидеть и учесть «подводные камни», лежащие на его пути.
Для Таджикистана развитие сферы образования – одна из важнейших, приоритетных задач. Ведь именно от уровня знаний нынешней молодежи напрямую зависит качество подготовки кадров для сферы народного хозяйства республики, и, соответственно, рост благосостояния страны, ее социально-экономическое и научно-техническое развитие.
Однако в развитии образования в Таджикистане существуют сегодня серьезные проблемы. Так, несмотря на предпринимаемые правительством усилия, в последние годы количество дошкольных учреждений в республике сократилось почти вдвое. Оставляет желать лучшего и осуществляемая в их стенах подготовка детей к полноценной учебе.
Серьезные пробелы существуют и в организации обучения в общеобразовательных учреждениях республики. По мнению руководства Минобразования, до сих пор качество обучения в большинстве школ не отвечает государственным стандартам образования. По данным ЮНИСЕФ, четверть девочек вообще не получает обязательного среднего образования.
Низкая зарплата учителей – порядка 200 сомони, что эквивалентно примерно 55 долларам США (в особенности, у молодых специалистов), низкий уровень популярности профессии в республике и другие негативные факторы стали причиной дефицита учителей в школах.
Не помогают даже жесткие подходы к уклоняющимся от работы по распределению выпускникам педагогических вузов Таджикистана. Минобразованием республики уже подготовлен судебный иск в отношении 1 тыс.450 человек. Ныне в школах страны не хватает 3 тысяч 600 учителей. В том числе, в общеобразовательных школах Согда не хватает 1 тысячи 112 учителей, в Хатлоне - 1 тысячи 12, в районах республиканского подчинения – 1 тысячи 165, и в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) - 255. Прежде всего, это преподаватели русского, английского и таджикского языков.
Как отметил в интервью корреспонденту газеты «Asia plus» (№2 за 2009г.) министр образования республики А.Рахмонов, «Министерство образования страны в целях решения этой проблемы теперь будет привлекать к педагогической деятельности выпускников-отличников школ, а также безработных домохозяек, закончивших вузы и педучилища». Факт, как говорится, в комментариях не нуждается.
Другой аспект проблемы состоит в последовательно (и во многом - необратимо) сокращающейся год от года русскоязычной языковой среде. В Таджикистане на настоящий момент этнические русские составляют менее одного процента населения, и большая их часть – пенсионеры. Без спутниковых антенн - «тарелок» - массовому зрителю в Таджикистане доступен лишь один русскоязычный канал – «РТР - Планета». Да и тот руководство таджикского Комитета по телевидению и радио (КТР) грозится «отключить за долги», которые этот телеканал перед ним имеет.
Но так ли уж нерешима эта проблема для двух наших дружественных государств? Особенно в сопоставлении со стоящими перед нами приоритетами. Кстати, в эти же дни британская корпорация ВВС запускает новый телеканал, целевая аудитория которого составит 100 миллионов человек, говорящих на языке фарси; начал свою работу четвертый общереспубликанский канал, доля русскоязычного вещания в котором, как и на остальных трех телеканалах, не превышает 15%.
Однако у Таджикистана и России имеется богатый опыт продуктивного сотрудничества. В том числе - в вопросах культурного взаимодействия, и, конечно же, в сфере образования. В числе совместных достижений двух стран – хотя бы их успешная многолетняя работа по развитию Российско-Таджикского (славянского) университета, а с мая 2007 года еще и функционирующей при нем российско-таджикской общеобразовательной школы. Значительно и важно для двух сторон сотрудничество на базе совершенствования преподавания русского языка в школах Таджикистана: с российской стороны оно выражается, в частности, в ежегодной и весомой помощи школам республики учебниками и учебными пособиями, в организации курсов повышения квалификации учителей-русистов и так далее. Также в рамках двухстороннего сотрудничества России и Таджикистана год от года увеличивается количество квот на обучение таджикских ребят в Российской Федерации. Так, к примеру, в 2008 году по просьбе Министерства образования Республики Таджикистан гражданам республики выделено 140 квот для обучения в России.
В Душанбе уверены, что открытие филиала МГУ в республике – важный шаг в направлении укрепления таджикской системы образования. И этот шаг должен быть уверенным и взвешенным.
Ирина Дубовицкая (Душанбе, Таджикистан), специально для информагентства «Фергана.Ру»