Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Виза – не документ? Пограничники Узбекистана препятствуют таджикистанцам во въезде в страну

13.04.2009 17:28 msk, Тилав Расул-заде (Худжанд)

Таджикистан Ферганская долина
Виза – не документ? Пограничники Узбекистана препятствуют таджикистанцам во въезде в страну

24 ноября 2008 года жители Таджикистана и Узбекистана в последний раз свободно пересекали таджикско-узбекскую границу через контрольно-пропускной пост «Патар», расположенный в Канибадамском районе Согдийской области Республики Таджикистан. На следующее утро граница оказалась закрытой.

- С того момента, как силовые структуры Узбекистана закрыли границу, прошло почти пять месяцев, однако почему именно это было сделано – нам не известно до сих пор, - говорит начальник Патарского таможенного поста Согдийской региональной таможенной службы Шодимат Имомов. – Все наши попытки узнать причины данного решения от узбекской стороны потерпели фиаско. И хотя пресса Узбекистана заверяет, что, несмотря на существование между двумя соседними странами визового режима, жители обеих стран свободно пересекают границу через установленные контрольно-пропускные пункты, в действительности эта информация недостоверна.

- Гражданам Таджикистана, несмотря на наличие узбекских виз в их документах и телеграмм со скорбными известиями, приходится неделями сидеть на пограничном посту, ожидая получения от узбекских пограничников разрешения на въезд, - сообщил офицер воинской части 2082 Комитета национальной безопасности Таджикистана на условиях анонимности. - Смотреть на этих граждан больно, но мы не можем им помочь, как и объяснить им причины отказа в пропуске, ведь все держится в строжайшем секрете.

- Мои родители живут в городе Киргули Ферганской области Узбекистана, - рассказывает одна из ожидающих пропуска через границу Дилбар Исоева. - Моей маме 84 года, она слепая. 85-летний отец давно прикован к постели. Нет никого, кто мог бы за ними ухаживать. Когда-то я вышла замуж за таджикистанца и уехала... А теперь вот уже неделю сижу под эти деревом и жду разрешения узбекских пограничников.

КПП Патар
КПП Патар. Фото автора

- Я раньше занималась бизнесом и привозила из Риштанского района Узбекистана керамическую посуду, - присоединяется к беседе уроженка Канибадамского района Таджикистана Муяссара Очилова. – Свою продукцию узбекские мастера давали мне «под реализацию». Вот уже несколько дней попытаюсь попасть в Узбекистан, чтобы отдать гончарам деньги, но узбекские пограничники меня не пускают.

В момент нашей беседы меня отвлекает парень лет 20-22. Наклонившись к моему уху, он негромко говорит: «Вы хотите перейти границу и попасть в Узбекистан?»

- Сколько стоит такая услуга? – интересуюсь я.

- Это зависит от ваших документов, - оживляется мой собеседник.- Если у вас уже есть узбекская виза - одна цена, если вы живете в приграничных районах, расположенных на расстоянии до тридцати километров от километров от контрольно-пропускного пограничного пункта, жители которых могут свободно пересекать границу, - другая цена. Например, если вы являетесь жителем Канибадамского района, я проведу вас нелегальным путем через все пять погранпостов, через таможенников, эсэнбешников (сотрудников службы национальной безопасности. - Прим. ред.), гаишников, это будет стоить 80 сомони либо 40 тысяч узбекских сомов (приблизительно $26).

- А если меня поймают во время перехода? Вы гарантируете мне, что я не буду задержан за незаконное пересечение границы?

- Я посажу вас на машину, которая стоит недалеко от погранпоста, а дальше вы сами отвечаете за дорогу.

- А если у меня есть узбекская виза?

- Тогда я гарантирую вам проставление печати в паспорте. Без проблем.

Пообещав обдумать это предложение, я вернулся к своим собеседницам.

- Вы не пытались пересекать границу с помощью таких сопровождающих? – спросил я у женщин, кивнув на предлагавшего мне свои услуги парня.

- Есть люди, которые, несмотря на риск, соглашаются принять их услуги, в основном, это старики и старушки. Если он вдруг попадутся в руки пограничников, их вскоре отпустят – что со стариков возьмешь? А таких, как мы, могут отправить за решетку и потребовать за наше освобождение крупные суммы. Поэтому никто не хочет рисковать,- ответила одна из собеседниц.

Муяссара Очилова и Дилбар Исоева
Муяссара Очилова и Дилбар Исоева. Фото автора

Трудности в пересечении таджикско-узбекской границы могут существенно осложнить жизнь и работу тысяч человек по обе стороны от колючей проволоки. Побывав в прошлом году на одном из приграничных рынков, я заметил там немало узбекских мардикоров - поденных рабочих. В этот свой приезд я их не увидел.

- Действительно, раньше только через наш пост ежедневно границу пересекали по пятьдесят-шестьдесят человек, - сообщил мне начальник таможенной службы поста «Патар» Шодимат Имомов.- Сейчас их нет, потому что сезон строительных работ еще не наступил. Но когда появятся потенциальные клиенты, мардикоры любыми способами постараются пересечь границу. Мы им не препятствуем, если они переходят границу легально. Ведь они могут заработать себе на хлеб...

Как отмечает независимый эксперт Маъсум Мухаммадраджаб, от ужесточения порядка перехода границ со стороны узбекских властей страдают рядовые граждане обеих республик. Людям порой приходится отправляться в соседнее государство по экстренным поводам – в связи со смертью родственников, болезнью или необходимостью провести какие-то обряды, в том числе, свадебные.

Не имея возможности своевременно перейти границу легальным способом, многие прибегают к услугам различных дельцов, которые проводят их обходными путями. Но не всем из них удается благополучно добраться до цели: самых неудачливых задерживают узбекские силовики и обвиняют их в незаконном пересечении государственной границы.

А иногда «нелегалы» попадают в заминированную зону, что приводит к трагическим для них последствиям. Бывает, что, заметив такого «нелегала», узбекские пограничники открывают по нему огонь. Один из последних таких случаев произошел недавно на Зафарабадском участке таджикско-узбекского рубежа: при попытке перехода границы в неустановленном месте узбекские военнослужащие выстрелили в 24-летнего гражданина Таджикистана, в результате чего парень получил тяжелое огнестрельное ранение.

Напомним, что 11 сентября 2001 года вступил в силу межправительственный договор между Узбекистаном и Таджикистаном, согласно которому взаимные поездки граждан двух стран осуществляются на основании виз, выдаваемых дипломатическими и консульскими представительствами этих государств. Виза предоставляется по приглашению юридических и физических лиц двух стран после уплаты консульских сборов. Соглашение предусматривает безвизовый режим для некоторых категорий граждан, а жители 27 приграничных районов Таджикистана (равно как и Узбекистана) могут пребывать на территории соседней страны без виз, но не более пяти суток.

Вопрос отмены визового режима между двумя соседними странами поднимался неоднократно. Узбекистан в 1999 году ввел визовый режим в отношении своих соседей по СНГ. Таджикистан, который ввел ответный режим в отношении соседа, неоднократно заявлял о своей готовности немедленно отменить его, как только это сделает Узбекистан. Хватит ли главам двух республик политической воли для того, чтобы отказаться от личных амбиций и пойти навстречу пожеланиям простых граждан, покажет время. Ясно одно: народы этих стран должны жить в мире и согласии, ведь соседей не выбирают.

Тилав Расул-заде, Таджикистан