Узбекистан: Работников бюджетных организаций обязывают сдавать государству навоз
В Узбекистане начали урезать зарплаты бюджетникам – но все это оформляется как «добровольные» взносы и отчисления. Так, бюджетников заставляют давать письменное согласие на «добровольные» взносы в поддержку различных социально-экономических и культурно-спортивных мероприятий, причем взнос этот может составлять до тридцати процентов от зарплаты, которая и без того невелика.
В областях республики из зарплаты работников «добровольно-принудительно» высчитывают до тридцати процентов за оплату коммунальных услуг или перечисляют всю зарплату на счет в банке, вследствие чего у граждан возникают серьезные проблемы с наличностью. Бывает, что зарплату сотрудникам бюджетных организаций выдают билетами на футбольные матчи или концерты, а то и вовсе лотерейными билетами.
Принудительные формы труда в Узбекистане практикуются с советских времен. Людей привлекают к решению «народнохозяйственных задач», будь то сбор хлопка, уборка города, сбор металлолома или хашары (субботники) по любому поводу. Так, по устному распоряжению руководителя Бухарского областного управления здравоохранения господина Тошева, каждое медицинское учреждение области обязано ежемесячно выполнять план по сбору металлолома. А кокандские медучреждения, как рассказали их работники, должны сдавать государству навоз (!), покупая его на скотофермах. Правда, многие учреждения просто откупаются – вместо навоза работники просто отдают часть своей зарплаты.
Однако находчивость бухарского градоначальника превзошла все мыслимые пределы самых гротескных форм принуждения горожан. В начале года хокимом (градоначальником) Бухары К.Рустамовым был утвержден список учреждений, привлекаемых к сбору коммунальных платежей с населения, причем почему-то в этих «добровольных» отрядах помощников опять-таки больше всего медиков. Согласно распоряжению хокима, медработники должны оставить свои прямые обязанности и, сбившись с отряды, стучаться в двери каждого, кто имеет задолженность за коммунальные услуги, и требовать ее немедленной выплаты. Вот копия одного из таких документов, подписанных бухарским хокимом. В нем указаны адреса должников и сумма их задолженностей в миллионах сумов.
Рискнем предположить, что в детстве глава бухарской городской администрации К.Рустамов панически боялся врачей и уколов и поэтому решил, что никто не напугает должников лучше медиков, угрожающе размахивающих клизмами и шприцами.
По мнению активистов Молодежного правозащитного движения Узбекистана «Веритас», проводящих мониторинг в регионах страны, «причуды» местных «царьков» пока еще не приняли столь уродливые формы в столице Узбекистана. Хотя ташкентским преподавателям, например, часть зарплаты переводят на пластиковые карточки и в счет зарплаты выдают проездные документы, которые педагоги потом вынуждены продавать из-за нехватки наличных денег, причем продавать по дешевке, простаивая у киосков и предлагая свои проездные прохожим.
В марте этого года правозащитное движение «Веритас» сообщало о массовом привлечении к принудительному труду учащейся молодежи Сырдарьинской области, преподавателей и врачей, в связи с проведением в Гулистане республиканских спортивных игр «Умид нихоллари» для учащихся средних школ и академических лицеев. Местные власти удерживали тогда до десяти-пятнадцати процентов из заработной платы преподавателей и врачей, говоря, что таким образом оказывают финансовую помощь подготовительным работам по проведению спортивных игр. По неофициальным данным, полученным «Веритас», на организацию и проведение спортивных игр в Сырдарьинской области было направлено 26 миллионов сумов (примерно 14,5 тысяч долларов по «черному» курсу), еще десять миллионов заплатили спонсоры.
А в апреле по приказу хокима Хорезмской области была незаконно удержана двухдневная заработная плата у всех работников местных бюджетных организаций и предприятий в пользу областной футбольной команды.
В настоящее время власти Сырдарьинской области распорядились принудительно перевести заработную плату работников бюджетных организаций и стипендии студентов на пластиковые карточки, и получить наличные становится подчас неразрешимой проблемой: банкоматов и в Ташкенте днем с огнем не сыскать. Купить что-то, расплатившись карточкой, можно только в двух супермаркетах в Гулистане – административном центре области. Учитывая, что на базаре цены традиционно ниже, чем в супермаркетах, можно представить себе, как тяжело приходится людям – особенно студентам, стипендия которых составляет от 55 до 89 тысяч сумов, а ведь они вынуждены еще находить наличные деньги для покупки учебников…
По мнению экспертов, власти намеренно создают дефицит наличности, видимо, полагая, что это искусственно сдержит инфляцию: чем меньше у людей денег, тем ниже их покупательная способность, а значит, цены расти не будут. Банковская система в Узбекистане пробуксовывает, процветает «черный» валютный рынок, где доллар стоит 1790-1800 сумов, при курсе Центробанка 1449.5 сума за доллар. Естественно, что те, у кого есть валюта, предпочитают продавать ее на базаре у менял.
В республике процветает и порочная практика удержания денег из заработной платы работников бюджетных организаций в счет погашения долгов за коммунальные услуги.
«Недавно директор школы собрал нас и поставил перед фактом, что отныне тридцать процентов нашей заработной платы будут автоматически удерживаться в счет оплаты коммунальных платежей, причем удерживать деньги будут «по нашему личному согласию», - свидетельствует преподаватель одной из средних школ Хорезмской области. – Директор подчеркнул, что те, кто не согласен, могут увольняться по собственному желанию. Мы, естественно, молча проглотили его заявление, потому как спорить бесполезно. Понятно, что копить долги за «коммуналку» еще хуже, но нынешней зарплаты все равно ни на что не хватает, мы все живем «в долг». А теперь приходится платить за коммунальные услуги и жить впроголодь».
Заметим, что заработная плата удерживается вне зависимости от того, имеется у человека задолженность по коммунальным платежам или нет. Деньги удерживают без решения суда, только по распоряжению местной администрации, причем под незаконное и принудительное удержание части заработка подпадают только простые бюджетные работники: учителя, врачи, рабочие, работающие пенсионеры, студенты – то есть именно те, кто больше всех нуждается в социальной защите и поддержке. Представители же исполнительной власти и правоохранительных органов, по словам наблюдателей, находятся в особом положении – их зарплата неприкосновенна.
Если такая незаконная практика будет продолжаться, профессиональные кадры будут уходить из бюджетных сфер экономики, и это, безусловно, плохо отразится и на качестве образования, и на уровне медицины, считают независимые наблюдатели.
Соб.инф.