Казахстан: Запрещенная книга Рахата Алиева не так страшна, как ее малюют
Русский вариант книги Рахата Алиева «Крестный тесть», которая вышла в Германии, теперь рассылается всем желающим по интернету, в формате PDF. Гипертрофированный интерес читателей к «Крестному тестю» вызван запретом Генеральной прокуратуры Казахстана читать и передавать кому бы то ни было эту книгу, содержащую, по мнению генпрокуратуры, государственные секреты. Иначе – уголовная ответственность, можно получить до трех лет.
Напомним, что бывший зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, бывший посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев написал книгу, в которой рассказал все, что знал о своем бывшем тесте: как, с кем и на что тот живет. Вот названия некоторых глав этой книги: «Если б я был Нурсултан, я б имел трех жен», «Как Назарбаев первый миллион заработал», «Человек, который украл выборы», «Кто и как зарабатывает деньги на Астане», «Маленькие слабости Нурсултана Абишевича» - и так далее. Перечислять - как и цитировать, как и называть электронный адрес, по которому можно отправить заявку и получить электронный вариант книги Алиева на русском языке, – не будем, потому что генпрокуратура запретила, а значит, придется каждому желающему найти и ознакомиться с книгой лично, не рассчитывая на подсказки рецензентов.
Взаимная ненависть тестя и зятя перешла все возможные границы, и приличия в том числе. Они не поделили власть: Рахат Алиев стал в Казахстане «врагом №1» после того, как обнаружил свои претензии на престол. Тут же весь компромат, который был собран на него, заинтересовал генпрокуратуру, и Р.Алиев был заочно приговорен в Казахстане в общей сложности к сорока годам лишения свободы за похищения людей, хищение чужого имущества, руководство организованной преступной группировкой и подготовку захвата власти.
Алиев не остался в долгу – и опубликовал ответный компромат, который имелся у него на бывшего тестя. При этом, как и предполагалось, о себе самом в книге он худого слова не вымолвил: прочтя, можно решить, что сам он чист, невинен и искренен, и все нападки на него – происки злобного и мстительного Нурсултана. Вот этот ответ Алиева генпрокуратура и запретила читать, сделав граждан Казахстана заложниками семейного скандала.
Очевидно, что если генпрокуратура сразу, чохом, признала все, что написано в книге, государственной тайной, значит, там написана правда, хотя бы частично. Но в 2000 году в Казахстане был принят закон «Об иммунитете первого Президента Республики Казахстан», согласно которому, как пишет Азаттык, Нурсултан Назарбаев не является судебно ответственным за деятельность, связанную с исполнением им обязанностей на посту президента (курсив наш – ред.), за исключением преступления по статье государственной измены. В законе также указано, что никто не может конфисковать жилище президента, его служебные помещения, багаж или официальные и личные средства транспорта, корреспонденцию и техническое снаряжение для осуществления президентом всякого рода коммуникаций.
Сообразуясь с этим законом, генпрокуратура не может начать расследование в отношении действующего президента, даже опираясь на факты, изложенные в книге Рахата Алиева. Но именно следуя этому закону, генпрокуратура запрещает читать и распространять эту книгу.
Корреспондент «Ферганы.Ру» спросил у эксперта по Центральной Азии, международного обозревателя газеты «Время новостей» Аркадия Дубнова, насколько адекватны действия прокуратуры, объявившей уголовную ответственность за чтение или передачу другим лицам книги Алиева. «На мой взгляд, подобное уголовное преследование – проявление старческой немощи режима, - ответил А.Дубнов. - Если главное надзорное ведомство страны так реагирует на книгу, в которой изложено все, что уже давно известно любому человеку, мало-мальски знакомому с ситуацией в Казахстане, - это говорит только о возможной близкой аннигиляции всего нынешнего государственного устройства Казахстана. Сегодня, на исходе первого десятилетия XXI века, когда весь мир пользуется интернетом, - вводить или даже объявлять о подобных мерах просто стыдно. Поразительно, насколько скудоумен нынешний силовой аппарат в Казахстане, если он идет на такого рода меры. Да бумаги не хватит, чтобы завести уголовные дела на тех, кто уже сегодня прочел эту книгу».
Кстати о тех, кто уже прочел эту книгу. Известный казахстанский журналист и правозащитник Сергей Дуванов написал открытое письмо, которое переслал в редакцию газеты «Республика». В письме сказано: «Сегодня, 21 мая 2009 года, я из средств массовой информации узнал, что официальный представитель Генеральной прокуратуры Сапарбек Нурпеисов, выступая в Астане, заявил, что все, кто читал или распространял книгу Рахата Алиева «Крестный тесть», будут привлечены к уголовной ответственности. Как законопослушный гражданин, сообщаю, что я уже прочел эту книгу. Более того, прочитав книгу, я дал почитать ее Андрею Свиридову (казахстанский правозащитник и журналист – ред.). Возможно, он также дал ее кому-то почитать. Так что я ее и читал, и распространял, что, как я понимаю, является уголовно наказуемым деянием. В чем открыто признаюсь. С учетом вышеизложенного жду привлечения к уголовной ответственности. Лучше быть преступником в глазах прокуратуры, но при этом свободно читать книги, чем покорно исполнять мракобесные приказы и законы».
25 мая Сергей Дуванов сказал корреспонденту «Ферганы.Ру», что до сих пор никакой реакции генпрокуратуры нет: «Пока тишина».
Подобное отсутствие реакции генпрокуратуры вполне объяснимо – некоторые эксперты предполагают, что никаких активных действий прокуратура и не будет предпринимать. Как сказал «Фергане.Ру» генеральный директор ИАЦ Алексей Власов, заявление об уголовной ответственности за чтение и распространение книги – это «первая, импульсивная и может, недостаточно удачно подобранная реакция прокуратуры, говорящая о желании на самом первом этапе заблокировать широкое распространение книги в Казахстане. Хотя не очень понятно, как можно проконтролировать чтение – или непрочтение – книги. Даже в России XIX века, которая славилась в николаевское время жесткими цензурными ограничениями, уголовно преследовали только за распространение нелегальной литературы, но не за чтение. Я думаю, - заключил А.Власов, - что обратного хода прокуратура давать не будет, но эта статья об уголовной ответственности за чтение книги не будет иметь реального применения».
С другой стороны, есть мнение, что сведения, содержащиеся в запрещенной книге опального президентского зятя, могут пролить свет на совершенно другие криминальные события. Представители части политической оппозиции Казахстана - Коммунистической партии и незарегистрированной партии «Алга» - считают, что после прочтения «Крестного тестя» родственники известного политика Алтынбека Сарсенбаева, убитого в 2006 году, могут требовать дополнительного расследования убийства.
«Эта книга может стать для родственников убитого Алтынбека Сарсенбаева вполне доступным основанием для того, чтобы требовать пересмотра дела или дополнительного расследования в связи с опубликованными фактами», - сказал руководитель партии «Алга» Владимир Козлов на пресс-конференции в понедельник.
При этом он отметил: «Книга расходится на Западе. Эти сведения, которые касаются убийства Алтынбека, становятся доступными миллионам людей».
Отвечая на вопросы журналистов относительно предупреждения генпрокуратуры об уголовной ответственности за распространение этой книги, которое касается также и ее чтения, представители обеих партий сообщили, что уже успели с ней ознакомиться.
«Людей моего возраста не сажают. Я [книгу] прочитал. Не вижу в ней государственных секретов», - сказал лидер казахских коммунистов Серикболсын Абдильдин, передает КазТАГ.
Владимир Козлов уверен, что своим запретом генпрокуратура Казахстана добьется эффекта, прямо противоположного тому, на который рассчитывала. Тем самым она попросту сделает лишний пиар публикации опального Р.Алиева.
«Если бы Рахату Алиеву нужно было пропиарить свою книгу, ничего более умного он бы придумать не мог, чем натравить на эту книгу генпрокуратуру со всей ее неумностью в исполнении», - заметил оппозиционер.
«Относительно того, что наказание следует за прочтение книги – это попрание прав граждан на свободу получения и распространения информации. Хуже ничего ни в одной стране не знаю, чем в государстве, которое в будущем году будет председательствовать в ОБСЕ», - сказал В.Козлов.
С.Абдильдин также считает, что «запрет этот на пользу Рахата». «Окружение президента иногда подбрасывает такую чушь, что непонятно – это президентский или антипрезидентский чиновник действует», - добавил он.
Мария Яновская