Таджикистан: Единственная в республике вальдорфская школа может исчезнуть
С началом лета во многих школах Таджикистана жизнь не замирает: выпускники сдают экзамены, родители и учителя говорят о предстоящем школьном ремонте. Отдыхают только младшие школьники, отпущенные на каникулы.
Но в так называемой «Вальдорфской школе» города Худжанда к обычным текущим летним проблемам прибавилась необходимость пройти перерегистрацию и получить лицензию для работы в новом учебном году.
- Проблема в том, что в течение семи лет в нашей школе шло обучение по вальдорфской методике, - говорит директор школы Муътабар Хусаинова. - В середине марта этого года лицензионная комиссия Худжандского городского отделения образования проводила проверку, во время которой выявила ряд недостатков в нашей системе обучения. Мы были вынуждены реорганизовать учебный процесс и «подогнать» его под учебные планы, утвержденные Министерством образования Таджикистана. Сегодня в нашей школе сохраняются лишь некоторые элементы вальдорфской педагогики. Однако и родители, и дети, и учителя ратуют за то, чтобы весь учебный процесс проходил по вальдорфской методике.
В настоящее время руководство школы вместе с родителями намерены обратиться с письмом в Академию педагогических наук Таджикистана, в котором будут просить, чтобы школу №1 зарегистрировали как экспериментальное учебное заведение. Если будет получено согласие Академии, “вальдорфовцы” обратятся в Министерство образования республики, чтобы получить лицензию на учебно-педагогическую деятельность.
Давайте репетировать!
- Я хочу убедить руководство Академии в продуктивности и результативности нашей методики, - продолжает Муътабар Муминджановна. - Ведь она по многим критериям перевосходит традиционную систему образования. У нас личность ученика является главной ценностью, детям дается полная самостоятельность, отсутствует принуждение к учебе. В школе царит атмосфера взаимопонимания и взаимовыручки. Такой подход дает возможность воспитать в детях любовь и уважение к Родине, к учителям и одноклассникам. Да, мы не ставим ученикам оценки. Но в конце года выдаем каждому характеристику.
Самые разные дети учатся вместе
Но главной отличительной чертой Вальдорфской школы в Худжанде является то, что в ней наравне со здоровыми детьми учатся дети с ограниченными физическими возможностями: у кого-то паралич конечностей, у другого - проблема с речью, третьи больны еще чем-то… К детям-инвалидам все в школе относятся доброжелательно. Ученики берут таких детей за руки и вместе с ними преодолевают физические препятствия. В школе учатся и так называемые «трудновоспитуемые» дети, пришедшие из неблагополучных семьей, которых отказались принимать в другие школы города.
- Сейчас в нашей школе обучается более десяти детей с ограниченными физическими возможностями, - подчеркивает Муътабар Хусаинова. - Есть два «сложных» ребенка.
Первое время родители каждый день приносили Тахмину в школу на руках. Сейчас она свободно бегает вместе со сверстниками. Аниса вообще не ходила, и учителя проводили с ней уроки на дому. Но, общаясь с другими учениками вальдорфской школы, она не только научилась ходить, но и «очнулась» внутренне: учителя разглядели в ней поэтический дар, девочка начала писать стихи.
Рамизе врачи поставили страшный диагноз - «саркома» - и сообщили родителям, что жить девочке осталось три-четыре недели.
- Я в это время находилась в Германии на стажировке, - рассказывает Джамиля Уруновна Сабурова, учительница немецкого языка. – Мне позвонили и рассказали о Рамизе. Кроме меня, в Германии стажировались еще двое наших учителей. Мы начали собирать деньги на лечение Рамизы в Ташкенте. Но в это время в Таджикистан приехали немцы-благотворители, муж и жена. Они увидели эту девочку, и когда вернулись в Германию, то обратились в Ассоциацию учителей вальдорфской педагогики. Каждый дал сколько смог. В Германии же договорились с клиникой, где лечат саркому, а потом пригласили Рамизу в Германию, и она лечилась там целый год. Ее очень полюбили в Германии, девочка даже помогала врачам и персоналу больницы общаться с русскоязычными пациентами. Сейчас Рамиза учится в седьмом классе.
Наргиса Хусейнова хочет стать учительницей
Как они работают
- Специфика нашей работы, - продолжает учительница немецкого языка Джамиля Уруновна,- заключается в том, что мы стараемся не давать детям слишком большую нагрузку. Наша школа учит детей учиться и найти свой путь в жизни. Ведь родители обычно спорят, кем хочет быть их ребенок, а наша школа выявляет способности детей и развивает их.
Учебные программы в нашей школе построены с учетом интересов и желания детей. У каждого ребенка есть блокнот, и, начиная с четвертого класса, в течение пяти-шести лет они записывают свои наблюдения и размышления о предметах, которые изучаются «эпохами». И к окончанию школы у каждого ребенка образуется его собственная, первая научная работа.
После окончания вальдорфской школы выпускникам выдается аттестат об окончании средней школы, а также немецкий диплом, который дает им право продолжать учебу в вузах Германии.
- Вальдорфскую школу называют «школой без стресса», что очень способствует развитию личности ребенка, - подчеркивает одна из учредителей этой школы Раъно Ахунова. - Особое внимание уделяется духовному воспитанию учеников: им преподают музыку, живопись. Духовно и гармонично развитые дети не идут совершать преступления. Дети воспитываются в духе взаимной поддержки и толерантности – а это важная часть социального воспитания.
- Сейчас мы были вынуждены перейти на традиционную методику преподавания, принятую в системе общего образования Таджикистана, но я от этого не в восторге, - говорит Джамиля Сабурова. – И не только потому, что перестраиваться с одной методики на другую очень сложно. Дело в том, что вальдорфский метод предполагает обучение детей сразу на нескольких иностранных языках. У наших детей родной язык – таджикский, а предметы преподаются, в основном, на русском языке. Помимо этого, в школе изучаются английский, немецкий и таджикский языки. Когда я преподавала музыку, то искала народные таджикские песни, ходила по музыкальным школам и просила найти мне такие песни. Но, к сожалению, я ничего не нашла, в наших школах таджикский фольклор не преподают. А ведь если бы обучение происходило на родном языке, то мы бы быстро пошли вперед. Почему-то у людей сложилось неверное представление о таджикском языке – мол, он не годится для получения образования. Но наш язык подвижен, на нем написаны многие научные труды и литературные шедевры: многие выдающиеся личности, начиная от Рудаки и заканчивая великим астрономом Абумахмуди Худжанди, писали по-таджикски. Жаль, что родители наших детей этого не понимают и настаивают, чтобы обучение шло на русском языке, - сожалеет Джамиля Сабурова.
Раъно Ахунова
Первые классы, работающие по вальдорфской системе, появились в Таджикистане семь лет назад на базе средней школы №13 города Худжанда, и работали там Раъно Раджабовна Ахунова и Джамиля Уруновна Сабурова. Они более года стажировались в Германии и освоили там передовую методику. В 2004 году с разрешения отдела народного образования города Худжанда и решением исполнительного органа местной власти был учрежден комплекс детский сад - школа №1, где впервые в Таджикистане была внедрена вальдорфская методика. В настоящее время в семи классах и в одной группе дошкольной подготовки обучаются 213 детей. С ними работают 18 учителей. Это пока единственная школа в Таджикистане, где детей учат по вальдорфской системе. Подобные школы есть в Кыргызстане, Казахстане и России.
- Мы намерены заключить договор с руководством Худжандского государственного университета, чтобы вести лабораторные уроки на базе факультета иностранных языков, - рассказывает Муътабар Хусаинова. - Мечтаем приобрести компьютер. Когда-то, считая нашу школу действующей временно, нам не выделили ни одного компьютера. У нас уже есть договоренность с доктором физико-математических наук Файзиевым: с начала нового учебного года он будет вести в нашей школе физику. Еще хотелось бы, чтобы в нашем детском саду у каждого ребенка был свой домик. Эти домики способствуют развитию навыков самостоятельности у детей.
Реальная опасность не получить лицензию
В 2007 году в школу приходила лицензионная комиссия городского отдела образования. Составили акты, подписали документы. Потом эти документы куда-то пропали. В апреле 2009 году пришла новая комиссия из гороно, которая заявила, что школа работает незаконно, поскольку не имеет лицензии.
- Теперь мы должны получать лицензию, однако нам нужно сделать новый техпаспорт школы, - объясняет Муътабар Хусаинова. - Старый техпаспорт был потерян. Нам бы хотелось сохранить прежнюю систему обучения, ведь внедрение новых методов обучения, в том числе и признанной в мире вальдорфской методики, является одним из требований времени. И я уверена, что нам разрешать работать по-прежнему.
Повар Хурсандой Икромова играет на дойре. Она - руководитель ансамбля
- В настоящее время наши высшие учебные заведения готовят узких специалистов, - говорит заведующий отделом народного образования города Худжанда Мирзоахмад Ахмадзода. - А вальдорфская педагогика требует, чтобы один учитель вел несколько предметов. Мы проводили аттестацию вальдорфской школы и пришли к выводу, что уровень знания воспитанников данной школы не соответствует требованиям Министерства образования Таджикистана. И если ученики получили достаточные знания по тем предметам, на которых специализировались учителя, то по другим предметам крепких знаний у детей нет. Например, если учитель является преподавателем английского языка, то знания его учеников удовлетворительны только этому предмету. Но этот учитель преподает детям еще и географию, математику или историю, - и по этим предметам знания детей совершенно неудовлетворительные. Система «эпох», согласно которой предметы изучаются по очереди, не отвечает требованием общеобразовательной школы. Если мы намерены внедрять вальдорфскую систему обучения в таджикских школах как экспериментальную методику преподавания, то на это необходимо получить разрешение и соответствующую лицензию от Министерства образования. Более того, у правоохранительных структур тоже есть претензии к данной школе.
Мирзоахмад Ахмадзода берет брошюру «Вальдорфская система образования и вальдорфская школа» и зачитывает оттуда: «Вальдорфская школа базируется на антропософии, созданной австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. Это учение о единении человеческой души с божеством, во время которого, с помощью системы специальных упражнений, раскрываются скрытые способности человека. Педагог вправе самостоятельно решать, чему и как учить детей. На протяжении восьми лет классный руководитель каждое утро приветствует учеников и ведет урок, длящийся два часа без перерыва. Чтению не учат до второго класса. Всех детей учат играть на флейте и вязать. С первого класса дети изучают сразу два иностранных языка. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким-то природным явлениям: созреванию плодов, таянию снегов и тому подобное, или религиозным праздникам: Рождеству, Пасхе… Учебников как таковых не существует. У всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, дети сами себе пишут учебники. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным, в средней школе не выставляются оценки. В ребенке сохраняется непосредственность, он будет учиться без страха, на детей не оказывается давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. В ребенке сохраняется детскость. Вальдорфская школа не имеет централизованного административного управления, директора в такой школе нет. Руководство процессом ведется Советом школы, в который входят учителя, родители и школьная администрация».
- Эти ребята после окончания средней школы не смогут найти свое место в обществе, - делает вывод Мирзо Ахмадзода.
По мнению заместителя начальника Управления образования Согдийской области Дилбар Исмоиловой, для ведения учебно-педагогической работы в данной школе потребуется внести изменения в Устав школы и организовать учебный процесс, отвечающий требованиям учебных программ, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
Муътабар Хусаинова и Джамиля Сабурова
Когда я пришел в вальдорфскую школу, меня окружили дети. Я поинтересовался, что они думают о будущем своей школы. Девочка Аниса ответила: «Ман мактабамро дуст медорам». Я попросил ее сказать то же самое по-русски и по-немецки. Она тут же, не задумываясь, перевела: «Я люблю свою школу», - и добавила: «Ich liebe meine Schule».
И я подумал, что все проблемы будут решены в пользу этой школы. Потому что нет ничего сильнее любви, и любовь детей и педагогов к этой школе победит все бюрократические преграды и образумит чиновников.
Тилав Расул-заде