Наркологи Узбекистана работают под грифом «Совершенно секретно»
Фото © автора
26 июня, в Международный день борьбы с наркоманией, Ташкентский городской наркологический диспансер подготовил своим пациентам сюрприз, лишив их бесплатной выдачи медикаментов. Отныне лечение стоит не менее $300. Впрочем, это примерно в десять раз меньше стоимости лечения в любой частной клинике подобного профиля.
С 2007 года Глобальный Фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией проводил так называемый «пилотный» проект по оказанию помощи наркозависимым гражданам республики Узбекистан. В процессе реализации этого проекта всем нуждающимся выделялись дорогостоящие лекарственные препараты, направленные на избавление от физической зависимости от наркотиков.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Узбекистана №500 от 13.11.2002 года до недавнего времени страдающим «социально-значимыми заболеваниями» бесплатно выдавались такие препараты, как аминазин и диазепам. Буквально несколько дней назад проект перестал существовать, и теперь пациенты вынуждены приобретать лекарства за свой счет.
«Мы с мужем - участники другого, аналогичного проекта, и нам повезло, так как теперь стационарное лечение для всех подобных его участников бесплатно. Жаль тех, кто сюда не попал, потому что остальным на лечение и реабилитацию в диспансере в течение 21 дня придется потратить $300», - сообщает на условиях анонимности одна из участниц проекта.
Стационарное лечение проводится на 9-м этаже наркодиспансера. Вход в отделение посторонним строго воспрещен. К больным не пускают даже родственников, которым приходиться дожидаться свидания на лестничной площадке. Именно здесь одна из женщин, пришедшая к сыну, поделилась с нами информацией о стоимости препаратов, необходимых для лечения:
«Сына вчера положили, а сегодня Алексей Николаевич (лечащий врач) дал список необходимых на 5 дней лекарств. Я не стала записывать названия, потому что он сказал, что в обычных аптеках все равно таких нет. Но он утверждает, что в диспансере таковые имеются, и их можно купить. Что и как, точно не знаю, но всего 3 препарата. 5 ампул только одного наименования стоят 43.000 сум» (примерно 30 долларов США).
Главного врача наркологического диспансера днем с огнем не сыскать. Все пациенты очередями выстраиваются у двери его заместителя – Елены Яковлевны Поповой. Наркоманы и страдающие хроническим алкоголизмом дожидаются консультации врача.
В Ташкентском городском наркологическом диспансере
В руках у каждого - пачка таблеток «Налтрексон». Как оказалось, это остатки гуманитарной помощи от проекта Глобального Фонда. «Лавочка закрылась - теперь на Чиланзаре у спекулянтов по немалым ценам покупать будем: одной пачки хватает на месяц, но цена не менее 50.000 сум», - говорят больные.
Врачи-наркологи, работающие в данном диспансере, наотрез отказываются давать какую-либо информацию. Под предлогом ее засекреченности направляют к Елене Яковлевне. «Нам здесь еще работать, а вдруг сейчас вам что-нибудь лишнее скажем. Нам трения с начальством ни к чему», - заявляют они.
Сама же заместитель главного врача наркологического диспансера говорить начистоту также отказывается, но направляет к одному из наркологов - Фуркату Шухратовичу Бахрамову, который, в свою очередь, сообщает следующее:
«Предупреждаю сразу: о проекте ничего писать не надо, и никакой информации я вам по этому поводу давать не имею право. Это указ нашего начальства. Да и вам не советую соваться в это дело».
Странное объявление висит в Ташкентском городском наркологическом диспансере
- Фуркат Шухратович, как проходит лечение в вашем диспансере, и сколько это стоит? - спрашиваем мы нарколога.
- Ташкентский наркологический диспансер на то и государственный, что лечение проводится за государственный счет, то есть, на бесплатной основе. Сюда входят и медикаменты, получаемые пациентами.
Лечение у нас двух видов: амбулаторное, когда больной находится в диспансере около 3 часов в день, получает за это время необходимые медикаменты и уходит домой. И стационарное, то есть в течение 20-30 дней, в зависимости от тяжести болезни.
Что касается методов лечения, то вначале, когда больной обращается к нам со своей проблемой, первым делом ему проводят детоксикацию, то есть выведение из организма ядовитых веществ, в данном случае, наркотических.
Параллельно с этим ведутся сеансы психотерапии, чтобы избавить больного от психологической зависимости. Все наши врачи-наркологи недавно прошли специальный курс по повышению квалификации, помимо психологических навыков, необходимых для установления причины наркозависимости, то есть, каждый нарколог является еще и психотерапевтом.
Ташкентский городской наркологический диспансер
- Какие препараты используются для лечения физиологической зависимости?
- Зачем вам названия лекарств? Основной упор делается на психологическое воздействие на пациента. А лекарства можно приобрести в любой аптеке города. Помимо этого им прописываются различные антидепрессанты - для улучшения настроения, и препараты успокоительного действия.
- У ваших пациентов в руках были таблетки под названием «Налтрексон». Что это за препарат и для чего он используется?
- Ну, это препарат индийского производства для лечения алкогольной, наркотической и другой химической зависимости. Но его используют только после снятия интоксикации, то есть, полного очищения организма, иначе он вызывает сильную «ломку». Еще мы его используем для проверки подсудимых на наркозависимость. Если после однократного использования этой таблетки он чувствует себя нормально, значит, наркотики не употребляет, а если ему становится плохо, соответственно, ставим данный диагноз.
- К вам привозят подсудимых для экспертизы?
- Да, у нас на втором этаже находится единственная в республике наркологическая экспертиза, и, когда подозреваемый в нарушении каких-либо статей уголовного кодекса, связанных с наркотиками, находится под следствием в ожидании суда, его в обязательном порядке привозят на наркоэкспертизу.
Для справки. На второй этаж наркологического диспансера конвоиры приводят по одному заключенному. Экспертиза проводится за железными дверями, а на входе обычно толпятся родственники этих подозреваемых, чтобы хоть ненадолго с ними повидаться. Одна заплаканная женщина у такой двери рассказала, что они заранее договариваются с врачами диспансера, чтобы те, в свою очередь, организовали недолгое свидание. Стоимость такого удовольствия составляет более 20.000 сумов (около 12$) за 5 минут разговора.
Опрошенные пациенты диспансера и их родственники в один голос утверждают, что эта клиника является самой дешевой среди остальных. К примеру, стоимость лечения в Республиканском наркологическом центре составляет около $500, а коммерческая медицинская наркологическая клиника «Кундала» предлагает своим клиентам вообще заоблачные цены – не менее $3000 за 30 дней лечения.
Но, как говорят наркологи Республиканского наркодиспансера, «можно пройти курс лечения за огромную сумму денег и не вылечиться, а можно за гораздо меньшие средства избавиться от зависимости окончательно: все зависит от человека и его желания».
Елена Бондарь