Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Единоборство Турон – артефакт или признак национального возрождения?

06.11.2009 14:51 msk, Арсений Лопахин (Ташкент)

Узбекистан Спорт
Узбекистан: Единоборство Турон – артефакт или признак национального возрождения?

В Японии – карате и дзюдо, в Китае - кунг-фу, в Таиланде – муай-тай, в Корее – таэквондо. Но многим ли известно, что в Узбекистане есть свое национальное единоборство, философия которого основана на местных традициях, а приемы восстановлены по работам древних историков Мавераннахра?

Единоборство Турон было воссоздано в Узбекистане в середине девяностых годов двадцатого века группой тренеров – энтузиастов рукопашного боя. За основу были взяты изображения боевых сцен на старинных фресках и книжных миниатюрах, а также в работах древних историков: Наршахи, Табари, Али Язди.

Фото Фергана.Ру
Фото «Фергана.Ру»

Как пояснил первый вице-президент Федерации Единоборства Турон Узбекистана Баходыр Саидов, традиционно в торговых городах древнего междуречья Амударьи и Сырдарьи существовали люди, чьим ремеслом было сопровождение и охрана караванов, следовавших по Великому Шелковому Пути.

Эти люди обладали уникальными боевыми навыками, позволявшими им успешно противостоять многочисленным и хорошо вооруженным противникам. На этих боевых навыках, которые были должным образом систематизированы и переработаны, и основано единоборство Турон.

- Однако, - продолжает Б.Саидов, - как и всякое другое единоборство, Турон не является просто системой боевых приемов – он несет в себе специфическую философию, систему мировосприятия, знакомство с которой позволяет бойцу достичь необходимого уровня психологической подготовки.

Фото Фергана.Ру
Фото «Фергана.Ру»

Само название единоборства указывает на единство физических и духовных качеств, слово «турон» означало - ловкий, сильный, бесстрашный.

Выступление бойцов на соревнованиях в обязательном порядке сопровождается определенным ритуалом, имеющим свое символическое значение. Так, при приветствии противника перед началом боя спортсмен прикладывает правую руку к сердцу, выражая чистоту помыслов. Легкий поклон головы означает уважение оппонента и то, что сказанное было воспринято. Рукопожатие является знаком взаимного уважения и пожелания «мира и добра».

Перед выступлениями обязателен жест: «руки вытянуты вперед-вверх на уровне головы, с открытыми ладонями от себя», - и это движение означает, что помыслы бойцов чисты, и вышли они на выступление «с чистым сердцем и открытой душой», и что во время выступления они будут неукоснительно соблюдать принципы чести и справедливости. Открытую ладонь спортсмен должен показать не только сопернику и судьям, но и всем присутствующим на соревнованиях.

Связь с национальной культурой проявляется и в экипировке спортсменов, которая состоит из головного платка (peshonabog), куртки традиционного покроя (koylak), шаровар (ishton) и крепкого пояса (belbog).

Фото Фергана.Ру
Фото «Фергана.Ру»

Очевидно, что массовое развитие и популяризация Турона могли бы способствовать как воспитанию сильной и здоровой молодежи, так и развитию спорта высоких достижений. Кроме того, занятия единоборством Турон могут стимулировать интерес к изучению истории страны и служить действенным механизмом культурной преемственности.

Однако сегодня нельзя говорить о большой популярности этого вида спорта. Не заметны серьезные меры, предпринимаемые руководством страны для популяризации национального единоборства – особенно по сравнению с тем, как развивают свои национальные единоборства в Японии, Китае, Корее или Таиланде.

В Японии, например, где изучение карате входит в программу некоторых общеобразовательных школ, к нему относятся как к части национальной культуры. В Китае кунг-фу – один из способов национальной самоидентификации. Муай-тай превращен тайцами в один из самых главных туристических аттракционов.

Про Турон не знает практически никто - и не только за пределами Узбекистана, но и внутри страны. Хотя Федерации Единоборства Турон, казалось бы, пожаловаться не на что: регулярно проводятся соревнования национального уровня в разных возрастных категориях, раз в три года проходит Чемпионат Азии по турону. Последний из подобных турниров имел статус открытого, в нем участвовали спортсмены из России, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана и других государств – в основном, соседних.

Все эти турниры освещались средствами массовой информации Узбекистана. А месяц назад узбекские спортсмены с показательными выступлениями побывали в Германии.

Так в чем же причина недостаточного интереса к Турону? Почему серьезные спонсоры и инвесторы не хотят вкладывать деньги в развитие этого вида спорта? Почему он не становится модным?

Возможно, это результат или, точнее, показатель полного отсутствия действенных средств массовой информации в Узбекистане, их глубокого кризиса. Можно сколько угодно популяризировать Турон по телевизионным каналам, которые никто не смотрит. Интереса к Турону от этого не только не прибавится – скорее, наоборот.

Возможно, это объективный показатель интереса (вернее, его отсутствия) к Узбекистану, его культуре и истории. История не терпит многочисленных грубых вмешательств, переписываний и переиначиваний, и интерес к ней пропадает по мере того как придумываются новые герои взамен прежних и дается новая трактовка общеизвестным фактам. Историческая правда стирается, создается официальный миф о «величии и непобедимости», который никому не интересен. Фактов в такой истории уже нет. Их подменяют объяснениями закономерностей.

А возможно, и сам Турон, в отличие от его дальневосточных «собратьев», - создан искусственно. Карате, кунг-фу, таэквондо и муай-тай никогда не исчезали полностью, всегда оставаясь живой частью культуры своих народов. Их популярность могла расти или падать, но они оставались.

Сегодняшнее искусственное воссоздание Турона сильно напоминает государственные операции по введению новых слов в узбекский язык для обозначения заимствованных культурных понятий или стилизованную под старину мечеть-новодел. Может, именно поэтому Турон так медленно становится частью национальной культуры – если становится, вообще.

Арсений Лопахин. Фото из архива Федерации Единоборства Турон Узбекистана.