Узбекистан: Наступила эра «дровосеков»?
Фото © «Фергана.Ру»
За прошедшую неделю в Ташкенте уничтожено сразу три архитектурных свидетельства недавней истории Узбекистана – Сквер Революции (см. фото), здание бывшей церкви Александра Невского (см. фото) и монумент Защитнику Родины (см. первое сообщение и фото) . На очереди постройка сталинских времен - гостиница «Пойтахт». Правительство страны свои действия вразумительно не объясняет, поэтому о том, почему это происходит, приходится только догадываться. Многие наблюдатели считают, что власти суверенной республики всерьез вознамерились окончательно избавиться от следов «колониального прошлого». Если даже и так, то зачем рубить столетние чинары, дарящие людям свежий воздух и благодатную сень вне зависимости от главенствующей идеологии?
В уютном парке перед зданием музея вооруженных сил Узбекистана продолжаются работы по расчистке территории от останков снесенного накануне монумента Защитнику Родины, срубленных лиственных деревьев, среди которых - многолетние чинары, тополя и клены.
В субботу вечером с наступлением темноты жители окрестных домов услышали грохот строительной техники. По их словам, массивный бетонный постамент памятника рушили почти всю ночь, а громадную фигуру советского солдата из цветного металла, разрезали на несколько частей и увезли.
В настоящее время на территории парка ведутся крупномасштабные строительные работы, тут – разрушение Сквера в миниатюре. Только вместо работяг в оранжевых жилетах парк забит солдатиками в камуфляже, которые корчуют пни и расчищают территорию от стволов и ветвей поваленных деревьев, разгребают строительный мусор.
На вопрос корреспондента «Ферганы.Ру» о том, что намечается соорудить в парке, полковник, отделившийся при нашем появлении от группы офицеров, сказал, что здесь производится реконструкция, и что памятник отремонтируют (!) и вернут на место. На тот момент мы еще не знали, что это заявление в корне расходится с официальной версией демонтажа монумента, озвученной представителем Минобороны Узбекистана информагентству РИА Новости. А ведь военное ведомство сообщило, ни много ни мало, что памятник, а также установленные в советский период в парке бюсты и образцы военной техники «не совпадают с содержанием экспозиции Музея Вооруженных Сил, которая отражает историю ВС и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития Вооруженных сил Узбекистана».
Монумент Защитнику Родины в Ташкенте. Фото с сайта Аrchitectafanasyev.narod.ru
Возможно, что офицер и сам об этом еще не знал. Между тем, когда человека в погонах, на лице которого отражалась сложная гамма чувств – смеси раздражения, напряженности и готовности дать отпор - спросили, зачем же рубить здоровые многолетние деревья, он заучено ответил, что «лишние деревья спилят, а вместо них для красоты посадят елки, укрыв поверхность земли новым газоном». Затем он недвусмысленно попросил нас удалиться.
Отойдя в сторону, мы решили сделать несколько снимков, но не могли подобраться близко, поскольку за периметром ограды парка зорко следили не только военные, но и сотрудники милиции, поэтому фото были сделаны издалека.
«Парк был нашим любимым местом, мы круглый год здесь гуляли по вечерам, да и молодые мамаши выгуливали малышей, прячась в тени деревьев», - рассказывают пожилые люди. – «Кому помешали эти деревья, этот памятник, наша история? Сколько узбекистанцев погибло в той кровавой войне, но многие выжили, сражаясь плечом к плечу, не задумываясь, узбек ты, русский, казах или еврей. Когда в Эстонии покусились на памятник воину-освободителю от фашизма, многие встали на его защиту, а мы лишь можем вздыхать и тихо утирать слезы…».
«Такой хороший парк был, тенистый, здесь и дети, и старики гуляли», - говорит женщина, проживающая поблизости. – «Теперь все разорили. Уже месяца три, как начали деревья рубить. А раньше там была детская площадка, качели, карусели, аттракционы. Дети, что повзрослей, играли в бадминтон. Все было хорошее, совсем не развалящее, зачем нужно было ломать, не понятно. Но больше всего, конечно же, жалко памятник и деревья, которые росли десятки лет…».
«У нас, видимо, больше деньги не на что тратить, их выкидывают на то, чтобы рушить, а затем заново строить», - подключился к разговору подошедший мужчина. – «Ведь что со Сквером сотворили. Не прошло еще и трех месяцев, как к 2200-летию Ташкента были заново огорожены решетками центральные улицы города, а столбы, на которые крепятся решетки, отделали гранитом. Миллионы, если не миллиарды бюджетных денег угрохали. Не стал исключением и Сквер, одетый во все новое. Но прошли показушные праздники и теперь там все порушено, вековые деревья уничтожены, и началась новая стройка. Боже, как они это любят – ломать и строить, но чем больше и дальше, тем нелепее и глупее. Теперь и в нашем парке все сломано и заново строится. Но туда, где будут лишь газоны, да редкие, не дающие тени елки, вряд ли кто захочет пойти. Ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что таким южным городам как наш, просто необходимы скверы и парки, засаженные могучими чинарами с раскидистыми кронами, где каждое многолетнее дерево нужно оберегать, сохранять, а не в одночасье варварски вырубать. Зачем нам пустынные площади, утыканные куцыми елками, которые с трудом приживаются и медленно растут в жарком климате?».
«Наступила эра дровосеков, думаю, что нынешние правители таковыми и войдут в историю, они любят раздавать награды, так пусть введут титул «Почетного дровосека», - говорит молодой прохожий. – «А давать его нужно самым ретивым «дровосекам», отдающим команду рубить под корень деревья, монументы и архитектурные памятники «проклятой колониальной эпохи», дабы стереть прошлое из памяти следующих поколений. Только не ведают они, что благодаря своим деяниям, останутся в истории злодеями, подобно сжегшему храм Герострату».
Соб. инф.