Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Рейтинг Узбекистана: Стоит ли президенту Каримову гордиться «достижениями» своей республики?

16.12.2009 11:29 msk, Соб. инф.

Узбекистан Анализ
Рейтинг Узбекистана: Стоит ли президенту Каримову гордиться «достижениями» своей республики?

На фото 2006 года: Ислам Каримов радуется потрясающим успехам своей страны

Выступая с докладом на торжественном собрании, посвященном 17-летию конституции Узбекистана, президент Ислам Каримов битый час распространялся перед республиканским бомондом о проводимых «широкомасштабных реформах» и о великих успехах, достигнутых страною за двадцать лет его бессменного руководства.

«Наша страна добилась больших успехов, которые находят широкое признание в мире», - без обиняков заявил президент Узбекистана. Далее он пояснил, что для того, чтобы занять достойное место в ряду развитых стран, предстоит сделать еще многое, пока же главное – это «критически оценивать проделанную работу, не предаваться эйфории, не игнорировать мировой опыт и достижения других, решительно устранять все еще встречающиеся в нашей жизни преграды и барьеры».

Ближе к концу своей речи Ислам Абдуганиевич детально перечислил причины такого прекрасного положения дел: «Сегодня, когда международная общественность признает наши успехи и устойчивые результаты на пути построения демократического государства, гражданского общества, современной системы экономики, обретения достойного места в мире, возникает естественный вопрос: на чем основываются эти достижения? Прочный фундамент этого – богатая история, глубокие корни культурного и духовного наследия нашего народа, его интеллектуальный потенциал, способность нашего народа к великим свершениям».

О каких же успехах толковал президент Узбекистана и кого он в этой связи призывал «не предаваться эйфории»? К сожалению, это так и осталось неизвестным. Между тем, было бы интересно и в самом деле попытаться выяснить, как же упомянутая им пресловутая международная общественность оценивает успехи и достижения Узбекистана в тех или иных сферах. И, оказывается, сделать это довольно несложно: контуры общей оценки достижений Узбекистана вполне поддаются определению.

Например, в последнем рейтинге Transparency International, неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции во всем мире, Узбекистан по степени коррумпированности помещен на 174 место среди 180 стран.

Отметим, что ежегодно составляемый Transparency International индекс восприятия коррупции измеряет уровень коррупции в государственном секторе той или иной страны. При этом руководство Transparency International неоднократно заявляло, что индекс восприятия коррупции ниже трех баллов является национальным позором, поскольку свидетельствует о том, что власти данной страны не хотят признавать коррупцию угрозой национальной безопасности и личной безопасности своих граждан и предпринимать необходимые действия по ее ликвидации. Так вот, согласно исследованию Transparency International за 2009 год, индекс восприятия коррупции в Узбекистане составляет 1,7 балла. Более коррумпированными в мире признаны всего лишь шесть государств: Чад, Ирак, Судан, Бирма, Афганистан и Сомали.

Идем дальше. Для оценки такого упомянутого президентом Каримовым показателя как «интеллектуальный потенциал, способность нашего народа к великим свершениям» обратимся к ежегодному докладу Программы развития ООН (UNDP) об уровне развития человеческого потенциала в 182 странах-членах ООН.

Согласно этому исследованию, по индексу развития человеческого потенциала Узбекистан занимает 119 место из 182 стран. Чтобы нагляднее представить себе, что означает этот уровень, достаточно сказать, что непосредственно перед Узбекистаном, на 118 месте рейтинга располагается Экваториальная Гвинея, далее идет тоже не слишком развитая в этом смысле Киргизия (120 место), еще через семь позиций - Таджикистан (127 строка рейтинга), а сразу за ним Намибия.

Оценка общего интеллектуального уровня Узбекистана с каждым годом неуклонно снижается: до этого он занимал соответственно 113, 113, 111, 107, 101, 95 и 94 позиции рейтинга. Тенденция к стремительной деградации налицо, так что с интеллектуальным потенциалом дела, увы, не на высоте...

В области свободы СМИ положение еще хуже. По индексу свободы прессы от «Репортеров без границ» («Reporters sans frontières») Узбекистан занимает 160 место из 175 возможных (по числу стран, в которых проводились исследования). Непосредственно перед ним в этом рейтинге размещаются такие «свободолюбивые» страны как Ливия (156-место), Руанда (157), Экваториальная Гвинея (158) и Пакистан (159). Далее следует сам Узбекистан, а за ним по порядку располагаются: Палестинские территории, Шри Ланка, Саудовская Аравия, Сирия, Вьетнам, Йемен, Китай, Лаос, Куба, Бирма, Иран, Туркменистан, Северная Корея, Эритрея. Такая вот теплая компания.

В аналогичном исследовании Freedom House «Глобальный обзор свободы прессы-2009», в котором оценивается степень свободы печатных, вещательных и онлайновых средств массовой информации в 195 странах мира, а также условия работы журналистов в каждой из этих стран, степень правительственного контроля над СМИ, экономическая и политическая ситуация, Узбекистан занимает 189 строчку рейтинга, расположившись в группе стран с самой несвободной в мире прессой. Три соседних страны Средней Азии находятся на более высоких местах: Киргизия – 158-м, Казахстан – 169-м, Таджикистан – 171-м. Согласно этому исследованию хуже, чем в Узбекистане дела обстоят только на Кубе, в Эритрее, Ливии, Бирме, Туркменистане и Северной Корее.

Еще один важный показатель – индекс легкости ведения бизнеса. Ежегодно группа Всемирного банка (The World Bank Group) публикует специальный доклад о легкости ведения бизнеса в разных странах мира. Высокая позиция в рейтинге означает, что для ведения бизнеса в той или иной стране созданы хорошие условия; чем дальше к концу списка, тем хуже себя там чувствует бизнес.

По данному показателю Узбекистан занимает 150 место из 183 охваченных исследованием стран. В то же время Кыргызстан находится на 41-й строчке рейтинга, Казахстан – на 63-й, Таджикистан – на 152-й. За ними следует практически одна черная Африка с такими вкраплениями как Гаити (151-место), Ирак (153-е), Афганистан (160), Боливия (161), Лаос (167), Венесуэла (177) и парой островных государств.

По схожему индексу экономической свободы от Heritage Foundation и The Wall Street Journal Узбекистан занимает 148 место из 183. Индекс экономической свободы – это показатель, ежегодно рассчитываемый газетой The Wall Street Journal и американским исследовательским центром Heritage Foundation по большинству стран мира с 1995 года. Экономическую свободу эксперты The Heritage Foundation определяют как «отсутствие правительственного вмешательства или препятствия производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Степень этой свободы рассчитывается по среднему арифметическому десяти показателей: свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, а также гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции.

Вот как расположились в этом рейтинге страны Средней Азии: Кыргызстан – 74 место, Казахстан – 83-е, Таджикистан – 122, Узбекистан – 148, Туркменистан – 169. На последних местах рейтинга - Эритрея, Зимбабве, Куба и Северная Корея (в общем списке присутствуют также Афганистан Ирак, Лихтенштейн и Судан, но точных данных по этим странам нет, так что их присутствие в списке можно считать сугубо формальным; фактически обзор делается по 179, а не по 183 государствам).

Согласно глобальному индексу миролюбия (Global Peace Index), рассчитываемому компанией The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) с 2007 года и характеризирующему миролюбие стран и регионов, Узбекистан занимает 106-е место из 144 государств.

Отметим, что индекс миролюбия разработан международной группой экспертов ряда исследовательских институтов и аналитических центров, совместно с The Economist Intelligence Unit, при участии Центра по исследованию проблем мира и конфликтов Сиднейского университета (Австралия). Он составляется на основе трех основных критериев: наличия и масштаба конфликтов - внутренних и международных, в которые вовлечена та или иная страна; уровня стабильности и безопасности внутри данной страны; милитаризации государства - размеры военного бюджета по отношению к национальному валовому внутреннему продукту, количество военнослужащих на 100 тысяч населения и так далее. В общей сложности сопоставляется 25 показателей.

Ну, а о том, какие позиции Узбекистану ежегодно отводятся в докладах Human Rights Watch и Amnesty International, пожалуй, можно и не рассказывать. Наилучшим образом об этом говорит тот факт, что оба сайта этих правозащитных организаций в республике наглухо заблокированы. Добавим, что в 2007 году хранение электронной версии доклада HRW «Свинцовый дождь», посвященного майским событиям 2005 года в Андижане, инкриминировалось журналистке и бывшей сотруднице этой организации Умиде Ниязовой в качестве уголовного преступления. По совокупности предъявленных обвинений журналистка получила семь лет лишения свободы (позже была амнистирована). А представителям самой HRW власти Узбекистана под разными предлогами вот уже два года отказывают в аккредитации.

Такой вот у нас получился комментарий к победной реляции г-на Каримова об «устойчивых результатах на пути построения демократического государства», «обретенному достойному месте в мире» и отношении ко всему этому «широкой международной общественности». Стоит ли гордиться подобными «достижениями»?..

Соб. инф.