Дильшод Усманов: «Будущее нашей страны – в будущем наших детей»
фото © «Фергана.Ру»
Группа молодых бизнесменов запустила в Узбекистане широкомасштабный проект по повышению урожайности посевных площадей, рекультивации мертвых и загрязненных почв, улучшению экологии при помощи биогумуса, производимого красными дождевыми червями специального сорта «Олтин водий» («Золотая долина» – узб.), выведенными в Узбекистане путем гибридизации червей местных пород со знаменитыми красными калифорнийскими червями. Основным сырьем для производства биогумуса в промышленных масштабах послужат миллионы тонн органических бытовых отходов, хранящихся на гигантских городских свалках. Таким образом, по словам инициаторов проекта, они намерены поэтапно, в течение семи лет, при минимуме материальных затрат и ожидаемой самоокупаемости, вывести Узбекистан в число стран, «лидирующих в вопросах экологии».
Идея промышленного производства биогумуса в Узбекистане родилась еще в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда под руководством известного узбекского предпринимателя, основателя первого в республике частного банка, доктора экономических наук Рустама Усманова была выведена новая порода красных дождевых червей «Олтин водий».
Впоследствии Усманов развернул производство биогумуса и червей, снабжая ими тысячи фермерских хозяйств республики. Но по ряду объективных причин ему тогда не удалось полностью воплотить в жизнь свое начинание, и сегодня дело отца продолжает его сын - автор нынешнего проекта, молодой бизнесмен, убежденный энтузиаст своего дела Дильшод Усманов.
Корреспондент «Ферганы.Ру» встретился с Д.Усмановым в его офисе. Прямо в одной из комнат там содержатся дождевые черви породы «Олтин водий», где каждый посетитель может ознакомиться с технологией их выращивания. Хозяин с гордостью продемонстрировал своих «питомцев», размножающихся в ящиках с компостом.
Так работают дождевые черви
Автор проекта рассказал, что еще в середине прошлого века американские ученые вывели особую породу калифорнийских червей для промышленного производства концентрированного гумуса. От диких червей они отличаются небывалой прожорливостью, способностью перерабатывать любые виды органики и высокой плодовитостью. Тогда же в обиход вошел термин «вермикультура» – культура разведения червей. А впервые на важнейшее значение дождевых червей при образовании плодородного слоя почвы указал Чарльз Дарвин в 1837 году в своем классическом труде «Образование растительного слоя Земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни».
Примечательно, что «дикие» дождевые черви составляют от половины до трех четвертей всей биомассы почвенных беспозвоночных и проделывают колоссальную работу по оздоровлению и улучшению плодородия почвы. Они пропускают через свой кишечник большую массу отмерших растительных остатков, в котором растительные ткани окончательно разрушаются, перевариваются и затем перемешиваются с землей.
Благодаря деятельности красных дождевых червей быстрее «зреет» компост, превращаясь после переработки в сыпучее, рыхлое, состоящее почти исключительно из гранулированных экскрементов червей, экологически чистое и чрезвычайно полезное вещество – гумус, которое легко усваивается растениями.
Переработанные дождевыми червями растительные остатки приобретают уникальные и ценные для почвы свойства, поскольку превращаются в водопрочные, водоемкие, плодородные структуры - гумус. Пропуская через себя почву, черви к тому же обогащают ее собственной кишечной микрофлорой, содержащей биологически активные вещества – разнообразные ферменты, антибиотики, аминокислоты, витамины. Благодаря чему, гумус обладает высокой микробиологической активностью, так как в процессе распада органических веществ в кишечнике червей формируются молекулы гуминовых кислот, образующие комплексные соединения с минеральными компонентами почвы.
В свою очередь, эти соединения очень долго сохраняются в почве и придают ей структурность, что создает комфортную плодородную среду для корней растений, а также предупреждает ветровую и водную эрозии почвы. В итоге – восстановленное червями плодородие, структура и здоровье почвы позволяют гарантированно получать на ней высокие урожаи, поэтому, наличие дождевых червей в почве является важным показателем ее здоровья.
Кроме того, биогумус обладает бактерицидными свойствами и сохраняет их до пяти лет, содержит биостимуляторы и ферменты, отличается особой биологической чистотой и не имеет запаха. Он способен «связывать» радионуклиды, находящиеся в почве и органических отходах, ограничивать поступление в растения нитратов и тяжелых металлов.
Практика использования биогумуса в Узбекистане показала, что при его внесении в почву в количестве от трех до десяти тонн на один гектар площади, в зависимости от типа и плодородия почв, этот ценнейший биопродукт повышает урожайность хлопка на 60-70 процентов, кукурузы и других зерновых культур - на 50-60 процентов, а картофеля и овощей - до 80 процентов. При этом сроки созревания многих сельскохозяйственных культур сокращаются на 20-25 дней.
И что очень важно, при использовании этого биоудобрения улучшается качество продукции - количество белка в зерне, сахара в корнеплодах, крахмала в клубнях, витаминов в овощах, фруктах и ягодах увеличивается на 35-65 процентов. А самое главное, что вся выращенная продукция не только вкусная, но и экологически чистая.
К сожалению, глубокая пахота земли, использование минеральных удобрений и пестицидов, загрязнение почвы отрицательно сказываются на популяции червей в природных условиях, а в результате – на качестве выращиваемых культур, содержащих нитраты, хлорные соединения и другие вредные вещества, что влияет на здоровье человека.
И поскольку в природе нет ничего более эффективного для восстановления плодородия истощенных и сильно загрязненных почв и получения экологически чистых продуктов, чем биогумус, ученые многих стран в разные годы работали над выведением пород червей, способных перерабатывать большое количество органики, включая бытовые отходы, для производства биогумуса в промышленных масштабах.
Для Узбекистана - главного в СССР производителя хлопка - где огромные площади пахотных земель еще в советские времена были истощены монокультурой и отравлены пестицидами, эта проблема актуальна и по сей день.
Пытаясь наладить промышленное производство биогумуса в 80-х годах прошлого века, в Узбекистан завезли партию калифорнийских червей, которые не смогли приспособиться к местному климату. И лишь благодаря кропотливой работе по скрещиванию американских и отечественных видов дождевых червей в 1989 году в Андижанской области в городе Советабад удалось вывести совершенно новую, устойчивую к среднеазиатскому климату породу красных червей. Название «Олтин водий» новая порода получила в честь места своего рождения – Ферганской долины.
Длина червя достигает двенадцати сантиметров, диаметр – два-шесть миллиметров, масса тела - около полутора граммов. Два червя могут давать потомство в количестве до полутора тысяч особей в год. Один червь за сутки может переработать органики в два раза больше своего веса – от двух до трех граммов. Биомасса червя содержит целый комплекс биологически ценных веществ и используется для скармливания многим видам домашних животных и в рыбхозах, как в сыром, так и в переработанном виде.
Красный червь – долгожитель – живёт пятнадцать лет, откладывая за сезон до двадцати двух «коконов» с яйцами. Содержать червей зимой следует в тёплых помещениях, хотя они могут жить и при температуре от плюс шести до плюс сорока градусов и активно работать при температуре воздуха плюс 15-25 градусов.
В мае червей переселяют «на улицу», в компостную кучу из предварительно обработанного органического мусора, перепревшего навоза и сорняков, перемешанных с опилками и соломой. На стандартное «ложе» - гряду размером от полутора до двух метров в ширину, на один погонный метр в длину «ложа» рекомендовано высаживать от тридцати до пятидесяти тысяч червей. Каждые три-четыре дня необходимо добавлять свежий корм. Поливают компост в зависимости от погоды два-три раза в день. К концу сезона получают прекрасный биогумус.
По словам Дильшода Усманова, когда это дело только начиналось двадцать лет назад, червями новой породы в Узбекистане было обеспечено около пятидесяти тысяч семей. Но тогда не был налажен рынок сбыта, и большинство хозяйств было вынуждено свернуть свою деятельность.
- На сегодняшний день из них осталось не более трех десятков – истинных энтузиастов, таких же, как и я «больных» этим делом, собственно, с которыми мы сейчас и сотрудничаем, - рассказывает Усманов. – Сегодня стало ясно, что прежняя стратегия была ошибочной, поскольку все было пущено на самотек, поэтому мы поставили дело так, чтобы создаваемая заново инфраструктура работала максимально эффективно, а количество хозяйств, выращивающих червей и производящих биогумус в промышленных масштабах, неуклонно росло.
Дильшод Усманов уверен, что благодаря осуществлению нынешнего проекта, во-первых, увеличится занятость населения: свыше одного миллиона семей в течение пяти лет получат возможность обучиться и организовать производство биогумуса. Этим самым, они добавят к своему основному заработку дополнительный заработок в сумме свыше пяти миллионов сумов в год на каждую семью (около двух с половиной тысяч долларов по «теневому» курсу – прим. авт.), что весьма существенно для среднего узбекистанца.
Во-вторых, проект позволит избавиться не только от миллионов тонн органических отходов, но и получить миллионы кубометров биогаза для народного хозяйства. Не говоря уже о повышении урожайности, восстановлении истощенных и отравленных пестицидами земель.
Для успешной реализации проекта предусмотрена организация бесплатных курсов по обучению населения технологии выращивания красных червей и получению биогумуса, обеспечения участников проекта на льготных условиях необходимым количеством червей и сырья для производства биоудобрения, а также гарантированного обеспечения рынка сбыта готового продукта.
- Все желающие принять участие в проекте получают у нас червей с пятидесятипроцентной оплатой, с условием совместной с нами работы, - рассказывает предприниматель. - К примеру, вы хотите заняться этим делом, но у вас нет достаточных средств, мы даем вам возможность оплатить половину, а оставшиеся пятьдесят процентов – это уже наш интерес, чтобы вы не думали, что мы вас оставили и забыли. Мы будем обучать наших компаньонов технологии производства на их участках, исходя из их условий, будем курировать их, при необходимости снабжать сырьем для червей, они же будут ухаживать за ними и получать прибыль от реализации готовой продукции. И самое главное – мы гарантируем рынок сбыта.
- Хочу подчеркнуть – наша доктрина заключается в том, чтобы каждый участник проекта, приложив свои силы, гарантированно получал прибыль, зная, что рост его благосостояния работает на будущее страны, - говорит Усманов. – В настоящее время в Букинском районе Ташкентской области создается опытный участок площадью десять гектаров, где будут выращиваться хлопок, пшеница, бахчевые культуры. Помимо этого в ряде областей ведутся переговоры с будущими участниками проекта. Таким образом, поэтапно мы достигнем ощутимых результатов.
Разводить червей можно как в промышленных масштабах, так и на дачных участках и даже в квартирах, например, на балконе. При этом кормить их очистками сырых овощей, которые необходимо тщательно размельчить (провернуть через мясорубку). Прекрасно перерабатываются червями измельченные шкурки бананов, кожура цитрусовых, гнилые помидоры, яблоки и прочие отходы растительного происхождения, а также спитой чай и гуща от кофе, корки хлеба, кусочки сыра и прочее.
- Видите, я спокойно могу разводить червей в своем офисе, как рыбок в аквариуме, - продолжает Усманов. – И этим может заниматься любой человек, где угодно, было бы желание. А это неплохой дополнительный заработок. Стоимость одного килограмма червей за рубежом составляет пятьдесят долларов, а нашим компаньонам это обойдется в четыре раза дешевле. Притом, что рынок сбыта налажен и вам не нужно искать покупателей. Вы хотите продать биогумус – мы приедем и заберем любое его количество, то же касается и червей.
Дильшод Усманов
- Мы не хотим быть монополистами в этом деле. Тому, кто сможет заниматься им самостоятельно и развивать его, мы будем только благодарны, поскольку идея нашего дела заключена именно в том, чтобы оно как можно быстрее распространялось в стране, работая на ее будущее, - подчеркивает бизнесмен.
Говоря об использовании бытового мусора в городах, Усманов отметил, что его необходимо будет предварительно сортировать. К примеру, в местах сбора мусора установить контейнеры разных цветов – для органики (пищевых отходов) и остального мусора, как это практикуется в западных странах.
Отсортированные органические отходы будут вывозиться на специально оборудованные участки для дальнейшей переработки путем ускоренной ферментации в специальных бродильных камерах-ферментерах. Биогаз, полученный в результате переработки отходов, можно будет широко использовать в народном хозяйстве. После переработки органических отходов, они превращаются в биокомпост – готовый корм для красных червей. И все это, по словам Усманова, при грамотном подходе дело не столь отдаленного будущего.
- В настоящее время мы разрабатываем аппарат, который позволит производить из органических отходов биогаз в домашних условиях, получая при этом идеальное сырье для червей, производящих биогумус, - говорит предприниматель. - Неиспользованный в хозяйстве избыток биогумуса мы будем скупать – в местах его производства по всей республике будут организованы пункты приема готовой продукции, где будут принимать и выращенных на продажу червей.
Но использование червей этим не ограничивается, они являются природным лекарством от многих болезней, таких, например, как диабет, повышают мужскую потенцию, иммунитет организма, что практиковал еще Абу Али Ибн-Сино (Авиценна) и его современники: червей очищают особым способом, затем употребляют в жареном или высушенном виде.
- И в современных условиях целебные свойства красных червей не потеряли своей актуальности, ведь все новое - это, порой, хорошо забытое старое, - говорит Усманов. – В настоящее время мы ведем переговоры с одной из научных лабораторий по поводу исследований и изготовления лекарств из красных червей, которые, в перспективе, намерены экспортировать за границу.
Говоря об экономической целесообразности проекта, Дильшод Усманов привел неожиданные цифры, сравнив навоз и органические отходы… с золотом.
- Прежде чем начать производство биогумуса необходимо подсчитать, что это даст в экономическом плане, - говорит бизнесмен. - Стоимость одной тонны биогумуса на мировом рынке в среднем равна тысяче американских долларов. За сорок тонн биогумуса, для получения которых необходимо переработать не более шестидесяти тонн органических отходов или навоза, дают сорок тысяч долларов – столько же на мировом рынке стоит килограмм чистого золота. Следовательно, в четырех тоннах биогумуса условно «содержится» сто граммов «чистого золота»! Для сравнения: в четырех тоннах золотоносной руды содержится всего около двадцати с небольшим граммов драгоценного металла. А поскольку зарубежные заказы на биогумус исчисляются миллионами тонн, можно посчитать насколько это выгодно.
Вас интересуют расходы? Пожалуйста! Чтобы за трое суток переработать шестьдесят тонн отходов или навоза в сорок тонн биогумуса, требуется двадцать миллионов червей, земельный участок площадью полгектара и желание стать миллионером. Остается лишь вычесть стоимость завозимого навоза, тонна которого обойдется всего в десять тысяч сумов (около шести с четвертью долларов по официальному курсу).
Если вы приобретаете один миллион червей, то через год будете иметь уже не менее двадцати пяти миллионов особей. Они очень плодовиты – напомню, что пара червей за год дает до полутора тысяч потомков. Ведь отличие наших червей от обычных заключается еще и в том, что они в 10-15 раз эффективнее работают, чем их дикие «собратья» и гораздо быстрее размножаются. Таким образом, при рациональном и правильном подходе вы можете быть уверены в успехе вашего дела. И это подтверждено практикой – в числе участников проекта есть достаточно состоятельные люди, и наша цель в том, чтобы из года в год их становилось больше, а тем самым укреплялось и благосостояние нашей страны.
- К сказанному могу добавить, что мы просто стараемся совершенствовать природные процессы, помогаем природе, которая лечила сама себя на протяжении тысячелетий, пока человек не начал ее широкомасштабную эксплуатацию. Из-за нарушения экологии снизилась урожайность, появились новые болезни. Поэтому мы помогаем природе ее же способами улучшать среду нашего обитания. У меня была возможность заниматься аналогичным проектом и в Киргизии, и в России, но для себя я решил, что отдам все свои силы этому делу именно в Узбекистане, где я родился и живу, где живут мои близкие, мои дети. Уверен, что наши дети и дети наших детей будут жить в экологически чистой стране и питаться здоровой пищей. Залогом того являются слова президента нашего государства, который, приветствуя вхождение экологов в новый парламент, недавно отметил, что «если мы хотим здоровых детей, нужна здоровая экология». И этим нужно заниматься сейчас, потому, что завтра может быть поздно. Мы не ждем, что кто-то сделает это за нас, и просто работаем, как велит нам совесть, - заключает Дильшод Усманов.
Беседовал Павел Кравец