«Лучше пьяный Айдар, чем трезвый Максим». Киргизских президентов погубили дети
Главным раздражающим фактором народного недовольства накануне первой киргизской «революции тюльпанов» было участие в парламентских выборах 2005 года дочери и сына Аскара Акаева. Эти амбиции царственных отпрысков рухнули в одночасье, когда 24 марта 2005 года им пришлось спешно бежать из страны вместе с родителями и маленькими детьми. Дети и братья следующего президента Кыргызстана переплюнули своих предшественников, окончательно и, казалось бы, бесповоротно узурпировав всю власть в стране, подмяв под себя экономику, политику и общество.
Два киргизских президента – Акаев и Бакиев один за другим стали жертвами амбиций и жадности собственных родственников.
Пять лет назад, накануне первой киргизской революции «тюльпанов», главным раздражающим фактором народного недовольства было участие в парламентских выборах 2005 года дочери и сына Аскара Акаева. Старшая дочь Бермет руководила пропрезидентской партией «Алга» и пыталась стать «серым кардиналом» киргизской политики, в то время как ее муж Адиль Тойгонбаев подминал под себя прибыльные предприятия страны, а братишка Айдар был фактическим владельцем сети супермаркетов, ночных клубов, компаний сотовой связи и конкурировал с мужем сестры в стремлении подчинить своему контролю экономику Кыргызстана. Все их незаслуженные амбиции рухнули в одночасье, когда 24 марта 2005 года им пришлось спешно бежать из страны вместе с родителями и маленькими детьми.
В тот же день новоиспеченный лидер страны Курманбек Бакиев, объявленный парламентом исполняющим обязанности президента, поклялся на площади перед восставшими народными массами, что никогда не допустит членов своей семьи до вмешательства в политику и государственные дела. Это была первая, но далеко не последняя ложь нового главы государства.
Потом он письменно пообещал Жогорку Кенешу (парламенту Кыргызстана), требовавшему подлинно революционных реформ Конституции, провести такие реформы. Однако на деле он сначала сместил с поста спикера парламента своего главного политического оппонента Омурбека Текебаева, а потом и вовсе распустил законодательный орган.
После доселе невиданных в стране выборных фальсификаций он сначала провел референдум по изменению Конституции, которые дали ему диктаторские полномочия, а после референдума - выборы, в ходе которых власть буквально изнасиловала волеизъявление народа, сформировав карманный парламент из депутатов марионеточной партии «Ак-Жол» и оставив за бортом фактически победившую на выборах оппозиционную партию «Ата-Мекен».
Теперь уже никто и ничто не мешало Курманбеку Бакиеву творить произвол. На ключевые должности в стране, начиная с премьер-министра, он назначил людей, которые сидели в очереди в приемных его сыновей и братьев – «серых кардиналов» страны – в ожидании очередных указаний.
Наименее одиозный из братьев свергнутого президента, Марат Бакиев, на днях распоряжением временного правительства был освобожден от должности посла Кыргызстана в Германии и Норвегии.
Старший сын Курманбека Бакиева, которого тоже зовут Марат, был заместителем председателя Службы Национальной безопасности, где занимался, по словам бывшей киргизской оппозиции, политическим сыском. Его имя также связывают с «заказом» недавнего жестокого убийства в Казахстане киргизского журналиста Геннадия Павлюка.
Другой брат президента Адыл занимался бизнесом с Китаем, работая в диппредставительстве Кыргызстана в КНР, а еще один брат Ахмат был некоронованным королем Джалал-Абадской области.
Но нашего особого внимания заслуживают две фигуры клана Бакиевых, которым приписывали конкуренцию за влияние на президента – это брат Курманбека Бакиева Жаныш и младший сын от официального брака - Максим.
Жаныш Бакиев: фальшивые купюры, отрезанные органы, героиновые матрешки
Жаныш Бакиев
Наиболее одиозный из братьев президента - Жаныш (Жаныбек) Бакиев. За ним тянется целая цепь кричаще скандальных слухов. Именно его считают самым кровожадным из всех Бакиевых, подозревая в организации ряда политических убийств и других преступлений. Именно он, по признанию премьер-министра свергнутого кабинета, 7 апреля 2010 года отдал приказ снайперам стрелять с крыши Белого дома и прицельно дробить головы молодым ребятам, восставшим на борьбу с криминальным режимом.
Еще при Акаеве Жаныш прославился тем, что в его офисе перед мартовской революцией 2005 года была обнаружена техника, изготавливающая фальшивые денежные купюры.
Сразу после тогдашнего государственного переворота заведующий хранилищем Джалал-Абадского филиала Национального банка распространил кричащую исповедь о том, как Жаныш Бакиев и его друг – будущий министр МВД бакиевского правительства Молдомуса Конгантиев – как настоящие мародеры руководили ограблением этого банка в дни бунта. Вскоре после исповеди работник банка исчез, а прокуратура, куда он обращался со своим заявлением, не приняла никаких мер.
Жаныш назвал это клеветой, а его брат-президент назначил на должность генерального прокурора Камбаралы Конгантиева – родного брата вышеозначенного Молдомусы (того самого, который был избит народными повстанцами в Таласе). Сам же Жаныш чуть позже занял пост заместителя руководителя Службы национальной безопасности, а после стал почти откровенным куратором всех силовых структур страны, занимая при этом должность главы президентской охраны.
В 2006 году в Кыргызстане разразился скандал с так называемой «героиновой матрешкой». В Варшавском аэропорту в багаже лидера оппозиционной партии и бывшего спикера парламента Омурбека Текебаева была обнаружена сувенирная матрешка, набитая смесью различных порошков со слабым содержанием героина. Через несколько дней польский суд оправдал политика, определив, что матрешка ему была подброшена, а комиссия киргизского парламента получила показания исполнителя, личность которого зафиксировали видеокамеры аэропорта в Бишкеке, о том, что заказчиком «матрешки» был никто иной как брат президента Жаныш Бакиев. Тогда по требованию еще независимого парламента Курманбек Бакиев освободил брата от занимаемой должности, но уголовного наказания Жаныш не понес, а вскоре получил еще больше неформальной власти в стране, в то время как не в меру ретивый парламент был распущен.
Фокусы Жаныша на этом не прекратились. Накануне Нового 2008 года руководитель администрации президента Кыргызстана Медет Садыркулов получил прямо на дом «подарочную корреспонденцию» - небольшую коробочку, перевязанную лентой с бантиком. Надо было иметь крепкие нервы, чтобы не упасть в обморок от лицезрения того, что было внутри. Там находились отрезанные человеческие ухо и палец.
Очень скоро о необычном подарке сообщили СМИ, и по стране стали ходить слухи, что этот «подарок» Садыркулову сделал никто иной, как Жаныш Бакиев: дескать, «будешь слушать меня и делать, что я говорю, а не то отрежу твои уши и пальцы». Утечка информации пошла от самого Садыркулова, который по-тихому поделился своим мнением с некоторыми независимыми политиками и журналистами. Через месяц Садыркулова уволили, а еще через месяц - убили. Вместе с помощником и водителем он сгорел дотла в собственной машине после того, как поклялся лидерам оппозиции, что он готов отдать жизнь, но намерен сделать все, чтобы скинуть с «престола» преступную семейку.
Спустя несколько месяцев в Бишкеке самиздатом вышла книга «Кандуу жол» - «Кровавая дорога». В ней в форме детектива детально описывается, с каким садизмом брат Бакиева Жаныш осуществлял убийство Садыркулова. Кроме того, согласно сюжету, семья президента Кыргызстана находилась в заложниках у международной мафиозной структуры.
В каждой шутке есть только доля шутки, а все остальное - правда. Похоже, доля художественного вымысла в вышеупомянутой книге тоже была ничтожно мала. Свет на подлинные связи Бакиевых с настоящей современной «коза ностра» пролился всего за пару недель до нынешней революции в Кыргызстане, когда итальянский суд выдал ордер на арест гражданина США российского происхождения Евгения Гуревича. В руки этого международного афериста сын президента Кыргызстана Максим Бакиев практически отдал управление стратегическими предприятиями страны.
Максим Бакиев: Борис Березовский, итальянская мафия, ЦАРский престол
Младший от официальной жены (свергнутый президент считается многоженцем, но остальные его жены и дети находятся в тени) сын Максим Бакиев, похоже, был у отца самым любимым чадом из всех. Его непомерный аппетит к деньгам и власти обнаружился сразу же после «тюльпановой революции» марта 2005-го года. «Лучше пьяный Айдар, чем трезвый Максим» - эта фраза стала гулять по улицам постреволюционного Бишкека через неделю после прихода Курманбека Бакиева к власти (имеется в виду Айдар – сын первого президента Аскара Акаева).
Один из лидеров двух революций Азимбек Бекназаров, после первого переворота назначенный Генеральным прокурором страны, рассказал о причинах своей скорой отставки с этой должности: «Я сказал Бакиеву, чтобы он осадил своего сына Максима. Тот где-то заявил, что Бекназаров не дает ему житья, поэтому его надо снимать. Я встретился с Максимом и сказал ему в лицо, чтобы не строил козни. После этого пошел к Бакиеву-президенту и сказал, что раз будут править его дети, то я ухожу, чтобы не позориться вместе с новой властью... Во дворе офиса Максима Бакиева, а это - бывший офис Айдара Акаева (сын бывшего президента Аскара Акаева), ниже улицы Горького регулярно стоят правительственные машины с номерами KG 02, KG 03. Это машины руководителя администрации президента и государственного секретаря. Они что, работают здесь? Нет, они здесь дают отчет о делах, они здесь получают указания».
Первые три года правления Бакиева страну сотрясали многочисленные митинги с требованием отставки президента. Когда представители гражданского общества после одного из таких митингов были приняты, наконец, в киргизском Белом доме и задали главе государства вопрос о его одиозном сыне, он с умилением рассказывал им о подвигах несовершеннолетнего коммерсанта в советское время: дескать, Максимка еще со школьной парты торговал дефицитными сигаретами и водкой – вот он у нас с мамкой какой славный, предприимчивый. То, что на языке того времени это называлось обыкновенной спекуляцией и каралось по закону, рассказчика не смущало.
Вскоре благодаря латвийской прессе кыргызстанцам стало известно о Maval Aktivi – совместном предприятии Максима Бакиева и Валерия Белоконя, холдингово-инвестиционной компании, зарегистрированной в Латвии (Ма – Максим, val – Валерий) и об акциях Максима в футбольном клубе Blackpool, играющем в английской Chamionship League. Не долго думая, Белоконь открыл в Кыргызстане свои бизнес-проекты, одним из которых являлся банк «Манас», а другим – частный, но весьма политизированный телевизионный «5 канал». Латвийские СМИ писали, что Белоконь попал в «закрома» мировых денег: «Его империя успешно конвертирует золото, отношения и информацию в информацию, золото и отношения».
В одном из своих интервью латвийский олигарх рассказал, что уговаривает своего друга Максима активней вовлекаться в политику, не ограничивая себя только бизнесом. Недаром другим компаньоном Белоконя был никто иной, как большой специалист по сращиванию бизнеса с политикой Борис Абрамович Березовский.
В 2006 году депутаты прошлого, еще оппонировавшего Бакиеву парламента озвучили факт тайного посещения Кыргызстана находящимся в международном розыске Борисом Березовским, обвиненным российским судом в многочисленных преступлениях и имеющим британский паспорт беженца на имя Платона Еленина. Тогда Генпрокуратура России направила ноту Генпрокуратуре дружественного Кыргызстана, но, оказалось, что документы единственного пассажира частного борта FALKON, прибывшего 29 июля по маршруту «Лондон – Бишкек», в аэропорту «Манас» паспортная служба даже не досматривала. Прямо на летном поле его встретил сын президента Максим Бакиев и отвез на встречу с отцом. Доказать это так и не смогли, а президент заявил в парламенте, что не знаком с Березовским, хотя у оппозиции были свидетели из числа обслуживающего персонала, которые не могли перепутать хорошо известное миру лицо Березовского с каким-либо другим.
Сам Березовский, отвечая на вопросы одной их бишкекских газет по Интернету, подтвердил факт своего посещения Кыргызстана и сказал следующее: «У меня в Киргизии бизнес-проекты, не только Джеруй (золотодобывающее предприятие). И при умелом менеджменте прибыль может быть баснословной, если привлечь современные технологии и если иметь опыт в организации бизнеса глобального уровня».
В 2008 году в Бишкеке разгорелся еще один громкий скандал, связанный с именем Максима Бакиева. На пресс-конференции было продемонстрировано видеозаявление председателя ЦИК Клары Кабиловой о том, что она вынуждена бежать из страны в связи с угрозами со стороны сына президента. «Я, Кабилова Клара Саматовна, действующий председатель Центральной избирательной комиссии КР официально заявляю, что в период предвыборной кампании... подверглась со стороны сына президента КР Максима Бакиева вопиющему давлению и оскорблению в нецензурной форме... Я оскорблена и запугана сыном президента - Максимом Бакиевым, но я считаю, что Максим ошибается в одном – народ Кыргызстана не быдло и не стадо баранов для него, а сам Кыргызстан - не его вотчина, оставшаяся в наследство... Ни я, ни народ Кыргызстана не избирали Максима президентом страны», - говорилось в заявлении Кабиловой.
Скандал не уменьшил большой отцовской любви президента к отпрыску, а влияние Максима на политические институты в стране день ото дня только росло. Теперь уже никто из госчиновников не смел прекословить Максиму.
27 октября 2009 года ему исполнилось 32 года, и папа приготовил любимому чаду поистине ЦАРский подарок. 29 октября в свет вышел указ президента о назначении Максима Бакиева руководителем ЦАРИИ - Центрального агентства Кыргызстана по развитию, инвестициям и инновациям. Структура с символической аббревиатурой сразу же стала фактически параллельным правительством в стране, официально отдававшем в руки бишкекского «принца» бразды правления экономикой, а в перспективе – наследование поста главы государства.
Сегодняшний глава временного правительства Роза Отунбаева, будучи тогда депутатом, заявила в парламенте, что в Кыргызстане наступила эпоха Кокандского ханства: «Сейчас в «Белом доме» работают пять Бакиевых во власти, верхних эшелонах. Я не говорю о многочисленных их родственниках, которые заполонили все этажи «Белого дома». Родной племянник Бакиева ведет кадры Кыргызстана в «Белом доме»...» Говоря о ЦАРИИ, Отунбаева отметила: «Фактически, сегодня созданы два кабинета министров. Понятно, что Данияр Усенов согласился быть дублером и пришел на то место, которое только называется «премьер-министр»».
В свою очередь, теневое правительство Максима Бакиева, ЦАРствуя, но не обременяя себя черной работой, отдало управление активами страны частной иностранной компании «MGN Group», основателем и главой которой является гражданин США российского происхождения Евгений Гуревич. На деле, по некоторым данным, сам Максим Бакиев является полноценным соучредителем данной компании. Источники утверждают, что аббревиатура «MGN» состоит из первых букв имен ее отцов-основателей – Максима (Бакиева), Гуревича и Наделя – владельца «Азия Универсал Банка» (АУБ), активы которого были арестованы после апрельской революции в Кыргызстане в первую очередь.
«MGN Group» получила право финансового менеджмента практически всей национальной экономикой страны. В ее руки был отдан контроль над стратегическими национальными объектами - золоторудными, энергетическими, информационными: «Кыргызалтын», аэропорт «Манас», «Электрические станции», «Кыргызгаз» и даже Социальный фонд Кыргызстана, а «Кыргызтелеком» и «Северэлектро» к моменту революции они успели продать самим себе за копейки.
«Сегодня группа иностранных граждан полностью взяла в свои руки управление финансовой системой страны. Это схема Бориса Березовского», - сказал в октябре 2009 года нынешний замглавы Временного правительства Омурбек Текебаев.
Но, похоже, Максим Бакиев, связавшись с Гуревичем, переплюнул своих старших товарищей - Березовского и Белоконя. Теперь в его компаньонах был настоящий крупнокалиберный мафиози.
В марте газета «Сан Франциско Кроникл» написала, что римский судья Альдо Морджини выдал санкцию на арест гражданина США Евгения Гуревича, ведущего международного консультанта при руководстве Кыргызстана. Посредством мошенничества, в котором участвовал Гуревич, за период между 2003 и 2006 годами из подразделений Telecom Italia SpA и Fastweb SpA были переведены умопомрачительные 2,7 миллиардов долларов.
В ордере на арест, изложенном на 1600 страницах и подписанном судьей Морджини, утверждается, что Гуревич использовал свои международные контакты и финансовую экспертизу, чтобы содействовать итальянским преступникам в отмывании своей незаконной прибыли. По словам судьи Морджини, гражданин США «создал, управлял и использовал... ряд компаний, через которые он перебрасывал огромные суммы денег, представляющих собой "часть прибыли", предназначенной для различных членов заговорщической группы». Итальянские власти называют это крупнейшим мошенничеством в истории страны. Кроме того, в «послужном списке» Гуревича - контрабандные поставки бриллиантов, отмывание денег от наркоторговли и дружеские связи с сенаторами США.
ФБР почему-то не торопится выдавать гражданина США Евгения Гуревича итальянскому суду, а его компаньон Максим Бакиев, на арест которого новые власти Кыргызстана выдали ордер, ускользнул в Вашингтон еще до переворота, и по данным СМИ, находится сегодня в Латвии. Эти двое, обкрадывая государства, уже заработали столько денег, что, вероятно, надеются без труда уйти от правосудия.
ОБ АВТОРЕ: Бермет Бексултановна Букашева родилась в городе Фрунзе (ныне Бишкек). По образованию - историк, журналист. В феврале 2005 года баллотировалась в депутаты парламента. С апреля 2005 года по сентябрь 2007-го работала в должности советника спикера парламента, которым тогда был Омурбек Текебаев. Затем Б.Букашева стала членом политсовета социалистической партии «Ата Мекен», консультантом парламентской фракции этой партии. Бермет Букашева - лауреат премии Союза журналистов Кыргызстана. Учредитель и главный редактор независимой информационно-аналитической газеты «Лица», которая была закрыта в марте 2009 года. В настоящее время живет в США.