Узбекистан: Против правозащитника Сурата Икрамова и матери погибшей певицы подан многомиллионный иск
Сурат Икрамов. Фото ИА «Фергана.Ру»
На известного ташкентского правозащитника Сурата Икрамова, лидера Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана, подали в суд, требуя «опровергнуть факты», изложенные в сообщении ИГНПУ от 26 февраля 2008 года о загадочной гибели Заслуженной артистки Узбекистана Дильнуры Кадыржановой, а также взыскать с Икрамова и с матери погибшей, Октябрьхон Юсуповой, крупную денежную сумму.
Как рассказал правозащитник, через два с половиной года после рассылки его сообщения в Учтепинский межрайонный суд по гражданским делам города Ташкента было подано исковое заявление «о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда». В нем говорилось, что сообщение ИГНПУ «О трагической смерти Заслуженной артистки Узбекистана Дильнуры Кадыржановой», а также опубликованные в Интернете статьи на эту тему «содержат клевету, сведения, не соответствующие действительности».
Основным истцом выступает не упоминавшийся в сообщении ИГНПУ некий Атаназар Худойбергенов, а соистцом - Рене Метмурадова, бывшая няня несовершеннолетних детей погибшей Д.Кадыржановой – Диёры и Шахризоды Хасановой и сына Саидматлюбхона Кадыржанова. Исковое заявление также подписали обе дочери певицы.
Истцы обращают внимание на то, что после того как 18 марта 2010 года на сайте Uznews.net была опубликована статья «Смерть узбекской певицы до сих пор покрыта тайной», «пошли отклики негативного и оскорбительного характера, то есть информация прочитана и постоянно обсуждается людьми, которые не знают фактических обстоятельств дела, а делают выводы из статьи, содержащей недостоверные факты и искажения».
Они утверждают, что в трех размещенных в Интернете статьях о гибели певицы фигурируют их фамилии и искаженная информация об их жизни. В связи с этим они требуют обязать Сурата Икрамова и Октябрьхон Юсупову опровергнуть сведения, содержащиеся в сообщении ИГНПУ и статьях в Интернете, взыскать с них в качестве возмещения морального ущерба 15 миллионов сумов (с Сурата Икрамова десять миллионов ($4550), с матери погибшей - пять миллионов ($2275), и передать материалы дела в прокуратуру для возбуждения уголовного дела за клевету и оскорбления.
Правозащитник, в свою очередь, считает, что за иском «во избежание уголовного наказания, злоупотребляя властью и должностными полномочиями, стоит начальник Яккасарайского РОВД г. Ташкента полковник милиции Джамшид Матлюбов (бывший сожитель Дильнуры Кадыржановой и родной брат министра внутренних дел Республики Узбекистан генерал-лейтенанта Баходыра Матлюбова)». По его мнению, именно по этой причине узбекские прокуроры не решаются возбудить уголовное дело для расследования убийства певицы.
Дильнура Кадыржанова. Фото с афиши
Обстоятельства странной гибели Заслуженной артистки Узбекистана Дильнуры Кадыржановой, успешной певицы и матери трех детей, подробно описывались в сообщении ИГНПУ и статьях в Интернете.
Сообщалось, что Дильнура родилась в 1976 году в Андижанской области Узбекистана, окончила музыкальную школу, в 1993 году участвовала в конкурсе «Камолот-93», где завоевала приз за исполнение песен узбекских классиков. Училась в Ташкентской государственной консерватории, была лауреатом множества конкурсов, премии «Нихол», «Шарк булбули» («Соловей востока»). В 2004 году ей было присвоено звание «Заслуженный артист республики Узбекистан». В 2005 году она была признана лучшей исполнительницей традиционных песен, в 2006 году - лучшей исполнительницей классической узбекской песни. Ее музыкальная карьера находилась на подъеме.
О личной жизни певицы известно относительно немного. По словам ее родителей, в 1993 году она вышла замуж за односельчанина Мухаммадсобира Мирзакулова, в 1995 году у нее родилась дочь Диёра, а в 1998 году – Шахризода. В 2003 году Дильнура развелась с мужем и переехала с дочерьми в Ташкент, где на премию за участие в музыкальном фестивале «Шарк тароналари» («Мелодии Востока») купила себе квартиру. В следующем, 2004 году, будучи в Самарканде, она познакомилась с сотрудником милиции Джамшидом Матлюбовым, который был старше ее на шестнадцать лет, и стала жить с ним гражданским браком. 22 апреля 2005 года у нее родился мальчик, его назвали Саидматлюбхон.
В сообщении ИГНПУ указывалось, что к тому времени Джамшид Матлюбов официально был женат: с женой Рано Матлюбовой у них было двое уже взрослых детей – 22-летний сын Хуршид и 20-летняя дочь (сейчас они на два года старше. – Прим. ред.). Там же говорилось, что пятого января 2005 года на должность министра внутренних дел Республики Узбекистан был назначен родной брат Джамшида Матлюбова – генерал-лейтенант Баходыр Матлюбов, в том же году сделавший его начальником Яккасарайского РОВД г. Ташкента.
А в ночь с 12 на 13 сентября 2007 года 31-летняя Дильнура Кадыржанова погибла при крайне странных обстоятельствах. Как позже выяснилось, в 21.00 в ее квартире побывала племянница ее мужа по имени Мадина, через полчаса она ушла, в 22.00 к ней зашла ее подруга Роза, музыкант, просидевшая у нее до 22.40. В 23.10 Розе позвонил Джамшид Матлюбов и сообщил, что Дильнура повесилась.
Близкие родственники певицы смогли приехать из Андижана только к утру. К тому времени ее тело было доставлено в городской морг, где и была проведена судебно-медицинская экспертиза. При отмывании тела присутствовали мать Дильнуры Октябрьхон Юсупова и другие родственники, которые рассказали, что кроме посиневшей полосы вокруг шеи покойной, немного повыше, под подбородком, у нее были две покрасневшие вмятины, напоминавшие следы от пальцев, а также ножевой разрез длиной примерно в десять сантиметров.
Президент Ислам Каримов поздравляет Д.Кадыржанову с присвоением звания Заслуженной артистки Узбекистана
Несмотря на обнаруженные следы насилия на теле покойной, правоохранительные органы не стали заводить уголовное дело по факту ее смерти, объявив, что это было самоубийство. Однако родители Дильнуры - мать Октябрьхон Юсупова и отец Шукуржон Кадыржанов - не согласились с официальной версией и стали требовать честного рассмотрения всех обстоятельств ее смерти. Не добившись возобновления расследования, они обратились в ИГНПУ, поведав о многих странных обстоятельствах вокруг этого дела. Стала вырисовываться совсем другая картина гибели Заслуженной артистки Узбекистана.
«Дильнура была успешной и счастливой женщиной, у нее не было причин для самоубийства, на руках был маленький ребенок и две несовершеннолетние дочери. Это убийство, которое тщательно скрывается, его свидетелями стали мои внучки, поэтому их у нас и забрали», - приводит слова Октябрьхон Юсуповой независимый сайт Uznews.net.
Родители певицы высказывают подозрения в отношении Рано, жены Джамшида Матлюбова, которая ревновала мужа к его любовнице и никогда не скрывала своей враждебности к ней. Мать певицы рассказала, что через три дня после того, как Дильнура родила сына, в ее квартиру ворвались Рано Матлюбова и ее 22-летний сын Хуршид, тоже сотрудник милиции, они взломали ломом входную дверь, а потом избили ее дочь. «Они хотели убить ее новорожденного сына, но помешали соседи», - говорит О.Юсупова.
По ее словам, близкие родственницы Джамшида Матлюбова, пришедшие по мусульманскому обычаю на поминки их дочери, нечаянно проговорились о том, что 12 сентября в 22.00 Матлюбов, проезжая на служебном автомобиле, заметил, что около дома Дильнуры стояла его жена Рано, а когда через час с небольшим он вернулся и зашел в дом, то обнаружил Дильнуру повешенной на ручке шифоньера.
Родителям Дильнуры почему-то отказали в выдачи копии судебно-медицинской экспертизы, проведенной 13 сентября 2007 года, лишь в устной форме они были уведомлены о том, что их дочь повесилась. После их неоднократных обращений в вышестоящие правоохранительные органы 13 декабря 2007 года была проведена эксгумация. Присутствовавшие при вскрытии отец и мать Дильнуры не поверили своим глазам, когда увидели тело дочери, у которой был разрезан живот, отсутствовали почки и печень, была разрезана часть черепа. Оказалось, что тайная эксгумация состоялась еще в октябре 2007 года, о чем родителям Дильнуры никто не сообщил. Они считают, что это было сделано для сокрытия и фальсификации истинной причины смерти их дочери.
Дети Дильнуры после ее смерти были поделены следующим образом. Джамшид Матлюбов оформил на себя опекунство над малышом Саидматлюбхоном, а две дочери Дильнуры от первого брака - 12-летняя Диёра и 9-летняя Шахризода, - почему-то были переданы на воспитание их няне Рене Метмурадовой, той самой, которая подала иск против Сурата Икрамова и матери певицы.
В настоящее время Октябрьхон Юсупова ведет судебную тяжбу для передачи ей опекунства над внучками и за справедливый раздел имущества, оставленного ее дочерью. «Они не отдают девочек потому, что их мать была убита у них на глазах. Девочки страшно запуганы, их зомбируют каждый день, они перестали со мной здороваться. Мне рассказали, что они уже доведены до такого состояния, что угрожают суицидом. Неужели этот произвол будет продолжаться?» - цитирует ее слова Uznews.net.
В сообщении ИГНПУ указывалось на то, что обстоятельства гибели певицы рождают ряд резонных вопросов. Какие мотивы для самоубийства были у Дильнуры? Кто был заинтересован в ее смерти? Почему не был задокументирован факт ее убийства или самоубийства? Почему свидетельство о смерти было выдано ее родителям лишь 14 ноября, через 62 дня после случившегося? Почему ее родителям отказывают в возбуждении уголовного дела? Почему тело Дильнуры было тайно эксгумировано через месяц после похорон? Почему ее родителям угрожают и оказывают на них давление? Почему молчат прокуроры?..
Подробное изложение всех этих событий и мнений родителей покойной вызвало недовольство истцов - Рене Метмурадовой и ее мужа Атаназара Худойбергенова, которым дети Дильнуры почему-то были отданы на воспитание. В иске они подробно перечисляют свои претензии к Сурату Икрамову и Октябрьхон Кадыржановой.
«Мы считаем, что информация, которая отражена в статьях, не соответствует действительности, порочит наши честь и достоинство», - говорится в документе. В качестве образца «клеветнических измышлений» приводится фраза из сообщения ИГНПУ: «Диёру и Шахризоду передали на воспитание совершенно чужой женщине Рене Метмурадовой. Целью этого действия было намерение скрыть следы преступления и держать под контролем детей, являющихся свидетелями события».
Истцы заявляют, что Рене Метмурадова воспитывает Диёру и Шахризоду с их рождения и не чужой им человек, и что никакие следы преступления она не скрывает. По их словам, родной отец отказался забрать дочерей после смерти бывшей жены, несмотря на то, что ему позвонили и сообщили о случившемся, и дети остались без присмотра. «Как можно обвинять Рене, которая в трудную для детей минуту не отвернулась от них, а стала им матерью?- вопрошают истцы. - Диёра и Шахризода учатся в школе. Их сверстники, прочитав данные статьи в Интернете, стали обсуждать, трактовать по-своему и распространять информацию дальше».
В заключение Худойбергенов и Метмурадова попросили суд истребовать у ответчиков доказательства, подтверждающие обвинения в адрес Р.Метмурадовой и детей (отметим, что детей никто ни в чем не обвинял, а насчет Метмурадовой в сообщении ИГНПУ всего лишь констатировался странный факт передачи дочерей Дильнуры именно ей, а не родным дедушке с бабушкой. – Прим. ред.). Они также попросили установить автора статьи на Uznews.net от 18.03.2010 года, и передать материалы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.
Сурат Икрамов со своей стороны подготовил и направил на имя председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам заявление о возражении на поданный против него и матери погибшей певицы иск. Он считает, что этот иск является откровенным шантажом, в котором заинтересованы третьи лица, для отвлечения от установления истинной причины смерти заслуженной артистки Узбекистана.
Правозащитник, в частности, указывает на то, что фамилия Атаназара Худойбергенова, вопреки его утверждениям, не фигурирует в сообщении ИГНПУ и прочих статьях на эту тему, вследствие чего он не может рассматриваться в качестве истца. Несовершеннолетние дочери Дильнуры - Диёра и Шахризода Хасановы - тоже не могут выступать в качестве истцов, хотя их подписи и стоят под исковым заявлением.
По поводу претензий истцов к вышеприведенному высказыванию о том, что «Диёру и Шахризоду передали на воспитание совершенно чужой женщине Рене Метмурадовой», Сурат Икрамов пояснил, что на момент публикации сообщения (26.02.2008) эта информация была достоверной, а определение «Об опекунстве» было вынесено Учтепинским судом 30 июня 2008 года, то есть через четыре месяца, но это решение продолжает оспариваться в судах между Октябрьхон Юсуповой, родной бабушкой Диёры и Шахризоды, и их бывшей няней Рене Метмурадовой.
Заявление истцов о том, что «Метмурадова Рене воспитывает Диёру и Шахризоду с рождения» Икрамов назвал ложью, поскольку дочери Дильнуры переехали из Андижанской области в Ташкент со своей матерью лишь в конце 2003 года. Ложью, по его словам, являются и их утверждения о том, что «отец отказался забрать детей после смерти матери», потому что бывший муж Дильнуры, отец Диёры и Шахризоды, Мухаммадсобир Мирзакулов, хоть и развелся с женой, но не отказывался от дочерей. В связи с отъездом на работу в Южную Корею Мирзакулов обратился в Учтепинский суд столицы с просьбой оставить его дочерей на попечительство их бабушке Октябрьхон Юсуповой. Но в результате незаконного и необоснованного решения судьи Бабатаевой летом 2008 года М.Мирзакулов был лишен родительских прав, причем это решение принималось в его отсутствие. Через месяц после этого судья Бабатаева была задержана по обвинению в преступлениях, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса, и осуждена. В 2009 году Ташкентский городской суд восстановил родительские права Мухаммадсобира Мирзакулова.
В связи со всеми этими возражениями Сурат Икрамов намерен просить суд отказать Худойбергенову и остальным в рассмотрении иска о защите чести, достоинства и возмещении морального ущерба, как необоснованного, провокационного и лживого. Рассмотрение дела назначено на 3 августа и должно начаться в Учтепинском суде по гражданским делам города Ташкента в пять часов.
Омар Шарифов
Нарушили ваши интеллектуальные права? Патентная экспертиза в АНО "Центр судебных экспертиз" на сайте sud-expertiza.ru.