Азимжан Аскаров. Непарадный портрет правозащитника
10 декабря отмечается Всемирный день прав человека. К этому дню правозащитники Кыргызстана решили было выпустить буклет, посвященный Азимжану Аскарову, - в знак того, что о правозащитнике не забыли. Однако потом передумали - буклет мог напоминать книгу памяти, а Азимжан Аскаров жив, и мы надеемся, что у него достаточно сил и мужества, чтобы дождаться справедливого пересмотра дела. Во всяком случае, никто из его защитников и коллег не опускает руки, пока есть хоть какая-то надежда законным путем добиться пересмотра его пожизненного приговора.
Напомним - Азимжан Аскаров, глава правозащитной организации «Воздух», был признан виновным в участии и организации массовых беспорядков и в убийстве милиционера в южном киргизском городишке Базар-Коргоне во время июньских трагических событий. Азимжан Аскаров, действительно, был в Базар-Коргоне в это время и даже пытался документировать происходящее, видя в этом свою задачу правозащитника. Следствие велось с нарушениями, на суде не было представлено ни одного реального доказательства вины Аскарова. Но Аскаров еще до событий серьезно боролся с нарушениями в Базар-Коргонском РОВД, местные силовики давно мечтали «закрыть» неудобного правдолюба, и в приговоре правозащитнику многие увидели уступку милиционерам, на которую пошла власть.
Готовя буклет, правозащитники попросили самых разных людей, которые пересекались с Азимжаном-ака по профессиональным вопросам, которые останавливались в его доме, которым он помог, - коротко рассказать об Аскарове. «Фергана» предлагает вам эти короткие воспоминания, которые дают некоторое «внесудебное» представление о человеке, который находится сейчас в бишкекской колонии №47.
Азиза Абдирасулова, глава правозащитной организации «Кылым Шамы», Кыргызстан:
«Первый раз я встретилась с Азимжаном Аскаровым в 2003 году на семинаре, который проводила организация «Фридом Хауз». После, в 2005 году, наша организация «Кылым шамы» совместно с ОФ «Воздух» провела ряд обучающих семинаров по правам человека на свободу мирных собраний, на свободу от применения пыток, о правах беженцев в Базар-Курганском районе.
Азимжан - человек честный, справедливый, спокойный.
Мы много работали с ним по линии правозащитной деятельности. Он просил моего содействия, когда по «факту убийства» Майрам Зайировой были задержаны молодая женщина и ее зять, который под пытками признали «свою вину». Азимжан Аскаров в отчаянии говорил мне по телефону, что «убитая» Майрам жива, он ее нашел, но вынужден прятать, потому что сотрудники уголовного розыска уже решили ее убить, заказали ее. Тогда мне показалось, что Азимжан рассказывает какую-то небылицу. Я поехала в Базар-Курган, участвовала в суде, где живая и невредимая Майрам Зайирова предстала перед судом. Я помню, как прокурор Базар-Курганского района Расул Умаров краснел и потел, он был вынужден отозвать уголовное дело на доследование.
После этого суда несколько руководителей РОВД понесли наказание дисциплинарного характера, прокурор района был переведен помощником прокурора в другой район. Мы все радовались, что справедливость была восстановлена…»
Валентина Гриценко, директор Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость»
«Я знаю Азимжана более десяти лет. Тогда он впервые пришёл в нашу организацию, чтобы присоединиться к нашей правозащитной деятельности. Он был очень рад найти единомышленников, по-детски непосредственно и искренне. Сначала был нашим корреспондентом, затем руководителем организации – члена нашей Сети.
Он художник, окончил художественное училище имени П.Бенькова в Ташкенте. Этим многое объясняется – его желание жить в гармонии и красоте. И то, что он направил все свои усилия на установление гармонии в обществе - тоже.
Я знаю, что почти все напишут о нём, как о правозащитнике, его деятельность известна и прозрачна.
Мне хочется, чтобы знали, какой он человек - это взрослый ребёнок, Дон Кихот, свято верящий в торжество справедливости. Мягкий, добрый, способный заплакать от обиды.
Его дом был украшен картинами его работы и живыми цветами, которые они с женой очень любили. Комнатных цветов в таком количестве, как у них, я не видела даже в цветочных магазинах – ну очень много!
Если дома надо было отрубить голову курице, это делала его жена. Ну, неспособен он на такую жестокость!»
Шухрат Ганиев, директор Гуманитарного правового центра, Узбекистан:
«Впервые я увидел Азимжана Аскарова в 2001 году в Бишкеке, на одной из конференций. Тогда мне запомнилось его искреннее и, может, даже несколько наивное отношение к своему делу. Но в этой непосредственности и была его притягательность!
Затем я встретил его на границе в Кара-Суу, когда он помог нам в весьма непростой ситуации: тогда у нас хотели конфисковать правозащитную литературу, и это могло привести к серьезным негативным последствиям. Но завидев Азимжана и узнав его, вымогатели в форме просто отходили в сторону. Вот тогда я и познакомился с ним [лично].
После андижанских событий 2005 года организация «Воздух», которую возглавлял Азимжан, дала временный приют десяткам беженцев.
Среди его заслуг и достижений я бы отметил мониторинг судов и много других, очень будничных и в то же время героических дел, которыми занимался Азимжан. Собственно, таким героическим и оказался его последний мониторинг событий в зоне конфликта. Я очень надеюсь, что еще увижу Азимжана! Очень…»
Хаит Гафур, правозащитник из Узбекистана:
«Мое первое знакомство с Азимжаном состоялось вечером 1 июля 2005 года, около семи часов. Александр Петров и представители УВКБ ООН Джалал-Абада проводили меня домой к Азимжану Аскарову, встретил меня сам Азимжан-ака. С первого дня я увидел в нем серьезного и душевного человека. Я жил у него дома. Он уходил утром и возвращался поздно вечером, часто в восемь, или даже после десяти часов вечера, очень усталым. Он любил и уважал каждого человека, какой бы национальности он ни был. Когда мы в десять часов ночи или в шесть утра сидели за столом, он всегда просил меня написать статью о деятельности правозащитников моего района и области: киргизские правозащитники хотели знать, что творится в Узбекистане, о правительственном произволе… А.Аскаров был очень требователен к себе. Иногда я ночью вставал и видел, как он сидит за столом, обложившись книгами. Чтобы написать статью, ему требовалось много информации. «Азимжан-ака, почему для одной статьи вы используете так много книг?» - спрашивал я. «Знаете, Хаит, - отвечал он, - работать правозащитником очень ответственно. Когда я пишу статью, мне приходится листать и Конституцию и уголовно-процессуальные законы, и международные договоры о правах человека. Если человека судят или незаконно арестовали, тогда мне его надо защищать, а для этого надо знать много».
Я могу сказать коротко: Азимжан-ака - человек с чистой совестью, добрый, отзывчивый и небезразличный к чужому горю».
Сурат Икрамов, Председатель Инициативной группы Независимых правозащитников Узбекистана:
«Мы познакомились с Азимжаном Аскаровым на одной из конференций правозащитников в 2004 году в Бишкеке, потом встречались в Алматы. Азимжан Аскаров является одним из активных и смелых киргизских правозащитников. Он участвовал в проекте «Мониторинг судебных процессов по религиозным и политическим мотивам».
Махамаджан Абдужапаров, юрист правозащитной организации «Справедливость»
«С Азимжаном Аскаровым я познакомился в 2002 году по совместной работе в правозащитной организации. С первого дня знакомства Азимжан Аскаров показал себя активным борцом за права человека. Я никогда не поверю, что он мог пойти на те преступления, в которых его обвинили. Он никогда не был националистом, он защищал права не только узбеков, но людей других национальностей, он вообще не делил людей по национальностям. Я уверен, что он находился на месте беспорядков в июньских событиях только с одной целью – фиксировать происходящее.
Азимжана Аскарова знали не только в Кыргызстане, но он был известен среди международных правозащитников, и одно это уже говорит о его заслугах и достижениях. Одна из запомнившихся побед Азимжана – громкое дело по обвинению сотрудников Базар-Коргонского РОВД: тогда содержащаяся в ИВС по подозрению в краже Зулхумор Тохтоназарова забеременела по вине правоохранителей, которые злоупотребляли своим служебным положением. Аскаров узнал об этом, и о нарушениях в Базар-Коргонском РОВД заговорили не только в правоохранительной системе страны, но международные правозащитные организации.
Второй случай, когда в 2007 году правоохранительные органы Базар-Коргонского района задержали жителей села Базар-Коргон Яркинай Мамажанову и ее зятя Режапова по подозрению в убийстве некой Майрам Заировой. Им было предъявлено обвинение в умышленном убийстве. Сотрудники милиции применили пытки, и Мамажанова и Режапов дали признательные показания. Материалы уголовного дела были направлены в суд. При активном и непосредственном участии Азимжана Аскарова Майрам Заирова была найдена живой и здоровой и доставлена в суд. Прокурор района и начальник РОВД после этого были сняты с занимаемых должностей.
Все эти факты лишь подтверждают, что правоохранительные органы долгое время «точили зуб» на Аскарова, искали способы заставить его замолчать. И вот нашли повод - воспользовавшись произошедшими в июне беспорядками, они сфабриковали обвинение и добились для правозащитника пожизненного заключения».
Назгуль Турдубекова, директор фонда «Лига защитников прав ребенка», Бишкек:
«С Азимжаном Аскаровым я познакомилась в 2000 году на семинаре по мониторингу соблюдения прав человека, организованного Центром ОБСЕ в Бишкеке и Хельсинским Фондом по правам человека (Варшава, Польша). С первых дней он запомнился мне активным правозащитником, который всегда в своих выступлениях и заявлениях беспокоился о соблюдении прав своих односельчан. Неоднократно о его деятельности по защите прав человека можно было узнать из бюллетеня «Право для всех», выпускаемого ОО «Справедливость». Очень часто его работа сопровождалась риском для здоровья и жизни. Я слышала от него, как он помог гражданам Кыргызстана в Узбекистане защититься от произвольных действий милиции. Он был активным участником правозащитных сетей «Справедливости» и «Голоса Свободы».
Я твердо убеждена в том, что Азимжан Аскаров непричастен к (обвинениям) по событиям в Базар-Коргоне, так как по своей природе он был добрым, гуманным человеком, всегда стоящим на страже справедливости».
Ивар Дале, Норвежский хельсинкский комитет:
«Я помню Азимжана Аскарова как хорошего человека – он несколько раз приходил к нам в офис в Бишкеке, еще я встречал его в Джалал-Абаде. В то время Аскаров проводил мониторинг местных СИЗО и собирался расширить проект своей организации на Базар-Курган и Ноокат. Через новый проект он хотел объединить местных врачей, аксакалов и волонтеров, а также представителей власти, чтобы проводить постоянный мониторинг СИЗО в южных областях. Также старался привлечь к этой работе Спецдокладчика ООН по пыткам.
Азимжан Аскаров мне всегда присылал приятные поздравления к праздникам, будь то кыргызстанские или норвежские праздники. Аскарова помнят даже мои родители и мой младший брат. Когда они приехали в Кыргызстан в гости, нам нужно было ехать из Джалал-Абада в Узбекистан, и Аскаров предложил свою помощь и даже сказал, что может поехать с нами прямо до Ташкента. Мы поблагодарили, но поехали без него, конечно. Но он очень приятный человек. Надеюсь, что увидим его скоро на свободе».
Дмитрий Кабак, президент фонда «Открытая позиция», один из разработчиков раздела по правам человека Конституции Кыргызской Республики:
«С Азимжаном Аскаровым я знаком с 2004 года, когда мы искали на юге Кыргызстана активных людей, преданных защите прав человека. Аскаров входил в группу правозащитников, связанных с Джалал-Абадской организацией «Справедливость». Помню, при регистрации Аскаровым правозащитной организации все заготовленные названия оказались занятыми. Он решил назвать ее «Воздух», так как считал, что права человека нужны всем как воздух.
Меня приглашали на многие программы по правам человека, в которых участвовал и Азимжан. Он всегда внимательно изучал материал, так как в Базар-Коргоне не было других таких борцов за справедливость, и ему приходилось почти в одиночку отстаивать права человека. Помню, как мы переживали по случаю применения пыток в отношении девушки, которую защищал Аскаров…
К сожалению, система не сильно поменялась: правоохранительные органы не избавляются от сотрудников, нарушающих закон, а в условиях плохого технического оснащения и терпимости к незаконным методам следствия пытки остаются основным инструментом расследования. Естественно, что борющиеся с пытками обрушивают на себя гнев всей системы».
Гафуржон Юлдашев, бывший корреспондент радио «Озодлик» («Свобода»):
«24 февраля 2006 года я был в Базар-Кургане и там познакомился с Азимжаном Аскаровым. Я ему объяснил, что мне нужно перевести семью из Андижана в Кыргызстан и обратиться в Бишкеке в УВКБ ООН. Азимжан-ака не разрешил мне ехать в Андижан, он оставил меня у себя дома в Базар-Кургане, а в Андижан направился сам. Вечером он вернулся и сказал, что был у меня дома, и моя семья только на следующий день будет готова приехать. 25 февраля Азимжан-ака опять поехал в Андижан и вечером привез мою семью. Он и проводил нас до Бишкека. Второй раз, через два месяца, Азимжан Аскаров тем же путем помог моей дочери с мужем перебраться через границу и привез их к нам в Бишкек. Потом Азимжан Аскаров несколько раз приезжал к нам в Бишкек. Он всегда давал интервью для радио «Озодлик».
И сейчас, когда Азимжан-ака в тюрьме, мне очень жаль, что я лично не могу ему помочь.
В открытом письме Розе Отунбаевой я написал: «Я знаю Азимжана Аскарова, бывал в Базар-Кургане в офисе его правозащитной организации «Воздух». Он никогда не делил пострадавших на узбеков и киргизов. А теперь он сидит тюрьме только за то, что пытался запечатлеть на фото лица убийц во время погромов».
Адылжан Шамшиев, руководитель организации «Бинго» (г.Кербен, Аксыйский р-н, Кыргызстан)
«Если не ошибаюсь, мы познакомились с Азимжаном Аскаровым в 2005 году на одном из семинаров по правам человека, который проводили «Фридом Хауз» и «Голос Свободы». В момент первого знакомства Азимжан Аскаров запомнился мне обычным общительным человеком. Я помню, мы с ним долго общались. Я знаю его как борца за права человека, борца за справедливость. Помню, как он защищал жертву пыток – беременную женщину. Я постоянно читал его статьи в бюллетене «Право для всех», выпускаемом джалалабадской правозащитной организацией «Справедливость».
Даниил Кислов, главный редактор международного информационного агентства «Фергана»
«Азимжан Аскаров запомнился мне искренним, корректным в отношении к деталям, спокойным, несмотря на шокирующую обстановку, которая его окружала в те дни, доброжелательным, нейтральным, взвешенным человеком. Я познакомился с ним по телефону 13 июня 2010 года, в день убийства милиционера в Базар-Коргоне. Он рассказывал, что вот-вот его арестуют, поскольку он документировал ситуацию, сказал, что знает, что убили милиционера, но не знает - кто. Лично увидел Азимжана уже за решеткой в апелляционном суде в Таш-Кумыре 3 ноября 2010 года. Я бы отметил его эффективную публичную борьбу за справедливость в родном Базар-Коргоне, корректное и честное правозащитное противодействие деятельности сотрудников силовых органов, правозащитный профессионализм, одним словом».