Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Китай-США: Сотрудничество или противостояние?

21.01.2011 13:26 msk, Феруза Джани

Политика Китай
Китай-США: Сотрудничество или противостояние?

Ху Цзиньтао и Барак Обама в преддверии смены руководства США и Китая, которая грядет в 2012 году, постарались продемонстрировать собственным гражданам и миру свои успехи во внешней политике, в частности — во взаимоотношениях между двумя крупнейшими экономическими державами мира. В то же время, как отмечают китайские СМИ, для Барака Обамы было очень важно показать, особенно Европе, с которой Китай тоже стремительно улучшает свои торговые и политические отношения, что Америка сохраняет свои лидирующие позиции в мире, несмотря на то, что позиции США и в экономике, и в политике более уязвимы, чем у КНР.

- Китай стал по объемам ВВП второй державой в мире, но он быстро продвигается уже и к первому месту. Китай на подъеме и в экономике, и во всех остальных отношениях, а Соединенные Штаты - на спаде. Это видно и по возросшему внешнему долгу США, и по уровню безработицы, и по ведению войн и так далее. Так что совершенно очевидно, что конкуренция между США и Китаем — явление нашего времени, и не только нашего, но и на годы вперед — до тех пор, пока Китай не добьется своих целей и не станет первой державой мира, а Соединенные Штаты будут вынуждены с этим примириться, - считает главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук Яков Бергер.

Первый в XXI веке государственный визит председателя КНР в Соединенные Штаты, который многие эксперты называют одним из самых важных событий за 30 лет китайско-американских отношений, Вашингтон обставил по высшему разряду: парад встречающих, 21 залп из артиллерийского орудия, торжественный ужин, знакомство с ближайшим окружением президента США.

- Американцы показали, что они очень хорошо знают, какое огромное значение в Китае придают церемониалу, постарались ничем не задеть престиж высокого гостя, ничем его не обидеть, - отметил Я.Бергер. - Когда Обама выступал со своей речью, он дважды упомянул имя Дэна Сяопина, что тоже - дань уважения Китаю. Когда он затрагивал традиционную для американцев тему прав человека в Китае, сделал это очень деликатно, очень неназойливо. Ху Цзиньтао в своей речи тоже довольно мягко говорил о своих противоречиях с Америкой, хотя в подтексте это можно было прочесть.

Так, по данным Коммерсанта, в ходе визита, прошедшего с 19 по 21 января, сторонам так и не удалось решить ключевые вопросы об обменном курсе китайской валюты и монетарной политике США. Вашингтон продолжает обвинять Пекин в искусственном занижении курса юаня, что дает китайским товарам преимущество и приводит к профициту в торговле с американцами, а Китай утверждает, что политика ФРС (Федеральной резервной системы) США виновата в росте инфляции в КНР.

Тем не менее, Пекин пообещал облегчить доступ американским компаниям на свой рынок и создать для них равные условия конкуренции с китайскими фирмами, а Вашингтон — не ограничивать экспорт высокотехнологичной продукции в КНР. «Экономический рост в Китае создает огромные возможности для увеличения числа рабочих мест в США. Мы готовы продавать вам различные вещи: самолеты, машины, компьютерные программы», — сказал гостю Барак Обама.

По итогам переговоров было подписано свыше 70 контрактов, благодаря которым США увеличат экспорт в Поднебесную более чем на 45 миллиардов долларов, что позволит обеспечить рабочими местами порядка 235 тысяч американцев. Сообщается о подписании соглашений в таких сферах, как авиационная промышленность, сельское хозяйство, машиностроение и программное обеспечение.

В частности, США поставят в КНР 200 самолетов производства компании Boeing на общую сумму в 19 миллиардов долларов. Кроме того, как передает Лента.Ру, соглашения с Китаем подписали такие крупнейшие американские компании, как алюминиевый гигант Alcoa, аэрокосмическая корпорация Honeywell, производитель ядерных реакторов и оборудования для АЭС Westinghouse, Caterpillar, специализирующаяся на строительной и горнодобывающей технике, а также General Electric.

Наряду с экономическими вопросами, сообщает Голос Америки, лидеры двух стран обсудили ситуацию на Корейском полуострове, сотрудничество в сфере санкций, направленных на иранскую ядерную программу, а также недавно прошедший в Северном Судане референдум. Президент США попытался поднять тему соблюдения прав человека: призвал собеседника уважать чаяния тибетцев и их духовного лидера Далай-ламы и напомнил о судьбе нобелевского лауреата Лю Сяобо, сидящего в китайской тюрьме по обвинению в подрыве устоев государства, передает Независимая газета. Ху Цзиньтао, сославшись на трудности перевода, сначала вообще не ответил на вопрос о правах человека, а затем сказал, что готов говорить на эту тему с США, но только на основе принципа невмешательства во внутренние дела друг друга. Он признал, что «в плане соблюдения прав человека Китаю еще очень многое предстоит сделать». Ранее таких заявлений генсек Компартии Китая себе не позволял, отмечает Коммерсант. Другой приятный для Вашингтона сюрприз содержало совместное заявление двух президентов по итогам переговоров, в котором Пекин впервые выразил озабоченность поведением КНДР.

В общем, Барак Обама и Ху Цзиньтао старательно пытались сглаживать имеющиеся противоречия и выглядеть дружелюбно по отношению друг к другу. Тем не менее, о дружбе между ними говорить трудно, поскольку стремление Китая к обретению лидирующего положения в мире противоречит глобальным амбициям Соединенных Штатов.

- США прекрасно понимают, что существует опасность того, что в будущем Китай может конвертировать свою экономическую мощь в какие-то претензии на политическую гегемонию в мире. И постоянно на уровне Конгресса США, на экспертном уровне, в СМИ появляются материалы о том, что Китай стремится к гонке вооружений, создает все новые вооружения — атомный подводный флот, истребители пятого поколения и так далее, - отмечает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. - Не случайно, что китайцы, по-восточному хитрые люди, во время официальных визитов позволяют утечку информации в СМИ. Так, фотография новейшего китайского истребителя появилась именно в период, предваряющий переговоры с американцами. То есть китайцы показывают, что их «бронепоезд» все-таки стоит на запасном пути. Пока, если сравнивать объемы военных расходов в бюджетах США и Китая Пекин значительно уступает Вашингтону, он не стремится свои вооруженные силы трансформировать так, чтобы они топтали американцев. Кроме того, Китай не использует свои вооруженные силы за пределами своих национальных границ так, как это делают американцы. То есть не вводит свои войска в страны, расположенные далеко за его пределами, не свергает правительства других стран при помощи своих войск. Пока он имеет возможности экономического проникновения и довольствуется этим. Но что будет дальше — можно только гадать.

Как передает Би-би-си, Ху Цзиньтао заявил, что Китай не заинтересован ни в гонке вооружений, ни в военном господстве над другими нациями. «Китай никогда не будет добиваться гегемонии или проводить экспансионистскую политику», - заверил председатель КНР на обеде с высокопоставленными американскими чиновниками и крупнейшими представителями бизнес-сообщества. Он добавил, что в отношениях Китая и США исторически наблюдался «плавный и последовательный рост», когда обе страны учитывали интересы друг друга.

- По некоторым вопросам Китай и Соединенные Штаты будут вынуждены сотрудничать, скажем, в вопросах глобального потепления климата, использования новых источников энергии и так далее, но это не должно затемнять коренных различий, коренных разногласий между этими двумя державами, - считает Яков Бергер. - США, наверное, никогда не смогут согласиться отойти на второй план и будут делать все возможное, чтобы затормозить движение КНР к реализации своих национальных целей. Поэтому, если оценивать позитивные и разделяющие моменты в их отношениях, то все-таки баланс будет в сторону противостояния.

- Насколько США и Китай взаимозависимы?

- Дело в том, что Соединенные Штаты для Китая — это огромный рынок для сбыта своей продукции, и этот рынок очень трудно кем-либо заменить, хотя КНР стремится продавать свои продукты и товары на разных мировых рынках — и в Европе, и в развивающихся странах, в меньшей степени в России. Но все-таки американский рынок для них самый главный и самый выгодный, - говорит Яков Бергер. - Китай в торговле с США имеет огромный профицит, который превращается в его золотовалютные запасы. С другой стороны, только Соединенные Штаты, ну и в какой-то степени Европа, обладают высокими и современными технологиями, которые Китаю необходимы для превращения в мировую державу. И то обстоятельство, что сейчас, во время визита, было заключено соглашение об увеличении импорта Китаем американских высокотехнологичных товаров, говорит о двух вещах. Во-первых, о том, что таким образом может быть как-то сбалансирована внешняя торговля между Китаем и США. Ведь до сих пор Китай был в профиците, а США в большом дефиците. Новые закупки Китая позволят несколько уменьшить разрыв. А с другой стороны, это говорит о том, что Америка, видимо, пошла на какие-то уступки, потому что до сих пор она не хотела продавать те высокотехнологичные изделия, которые Китай очень интересуют. Так что взаимозависимость в плане рынков очевидна.

Кроме того, золотовалютные запасы Китая, - самые большие в мире, почти три триллиона долларов, - в значительной степени тратятся на то, чтобы закупать казначейские облигации США. Таким образом, Китай как бы финансирует американскую экономику, покупая эти облигации, сохраняя их, не выбрасывая на рынок. То есть и здесь они взаимозависимы. Кроме того, есть регионы мира, где необходимо какое-то сотрудничество, например, в решении ядерной проблемы Корейского полуострова и так далее. Так что взаимозависимость действительно существует, как и существует конкуренция между ними, - подчеркнул собеседник «Ферганы».

России нечего опасаться?

Сегодня Китай имеет возможность осуществлять экономическую экспансию и реально осуществляет ее практически по всему миру. Он очень активен в Африке и Латинской Америке, старается распространить свое влияние на зоны, где традиционно было сильным влияние России, например, на Центральную Азию, откуда КНР постепенно вытесняет Россию при помощи своих конкурентных преимуществ - тех же самых кредитов, которые он может давать в таком объеме и на таких условиях, на которых Москва давать не в состоянии.

Пока эта конкуренция не выходит за рамки дозволенного, того, что понимается нормальным в рыночной экономике, отмечает Аждар Куртов. Китай не предпринимает попыток подорвать российское влияние в политической сфере, то есть он не плетет интриг против России - ни в рамках Шанхайской организации сотрудничества, ни на двустороннем уровне. Он просто своим экономическим козырем, теми же финансами очень часто перетягивает на себя экономические связи, которые раньше были между центральноазиатскими государствами и Российской Федерацией. При этом Китай очень осторожно проявляет свои интересы к сотрудничеству в сфере единой позиции по созданию, к примеру, военного союза между Россией и Китаем, что некоторых в Москве настораживает. Они заявляют, что Китай усиленно наращивает вооружения и что России следует бояться в будущем возможности военной агрессии больше со стороны КНР, нежели со стороны США. Эту точку зрения большинство синологов и экспертов по Китаю не разделяет, но однозначно сказать, чья точка зрения наиболее справедлива, нельзя.

- Призывы к тому, чтобы Россия крепила свою обороноспособность на Дальнем Востоке, готовясь воевать с Китаем, не выглядят убедительными, - продолжает А.Куртов. - Даже если и пойдем по этому пути, мы должны бросить на это ресурсы, несопоставимые с теми, которые теоретически может бросить на это Китай, а он все равно может профинансировать свои военные программы в большем объеме, чем Россия, и поэтому курс на дружбу с Китаем, который проводит нынешнее российское руководство, в этом отношении оправдан, и то, что мы осуществляем контакты и по двусторонней линии, и в рамках ШОС, это все нормально.

В последнее время Китай очень активно пытается перейти к новому этапу экспансии в отношении России, то есть старается не только получать от нее сырьевые товары, но и размещать на ее территории сборочные производства китайских модификаций техники, в том числе автомобилей. Это показатель того, что мощь Китая растет, но, к сожалению, мощь России недостаточна для того, чтобы защищать национальный рынок, отмечает эксперт.

- Поскольку торговля Китая с США и Евросоюзом многократно превышает те объемы, которые осуществляются между КНР и Россией, Пекин заинтересован в поддержании связей с ними, а вовсе не в том, чтобы, как полагают некоторые наши левые радикалы, стать бок о бок с Москвой и создавать какой-то военный союз в духе советской эпохи, - подчеркивает А.Куртов.

По данным эксперта, товарооборот России с Китаем растет гораздо большими темпами, - не в объемах, а именно темпами, - чем растет товарооборот Поднебесной с США. При этом здесь нет прямого столкновения: Соединенные Штаты не поставляют Китаю сырье - ни газ, ни нефть, в отличие от России.

- Российско-китайская торговля растет, но структура товарооборота достаточно примитивна и постоянно ухудшается: если лет десять назад продукция машиностроения в российском экспорте в Китай занимала относительно значительный объем — по-моему, около двадцати процентов, - то сейчас это всего от полутора до трех процентов. Китай постепенно занял место, которое раньше занимал Советский Союз в товарообороте с этой страной. То есть сейчас он поставляет России продукт с большой добавленной стоимостью, а Россия поставляет в Китай, в основном, товары сырьевой группы — ту же нефть, пытается осуществить прокладку трубопровода по поставкам природного газа. Таким образом, Китай эффективно использовал свои конкурентные преимущества, но понимает, что они не вечные, и старается не упустить свое время. Поэтому я спокойно отношусь к отношениям США и Китая, но в будущем эти отношения не останутся такими, как они есть сейчас. Американцы не случайно пытаются на переговорах постоянно поднимать тему о соответствии валютного курса юаня реальной мировой рыночной экономике, но пока безуспешно. И это означает, что даже у США, у сверхдержавы, нет возможности оказывать на Китай какое-то эффективное давление, и уж тем более такой возможности нет у России, - заключает А.Куртов.

- И Китай, и США заинтересованы в тесной координации и кооперации усилий с Россией. Наша позиция чрезвычайно важна и для американцев, и для китайцев. Опасаться не надо ни тех, ни других, - считает Я.Бергер. - Надо просто укреплять нашу экономику, вооруженные силы, и стараться в ситуации, когда идет противоборство между двумя державами мира, выстраивать свою внешнюю политику таким образом, чтобы она следовала нашим национальным интересам. Это дело нашего руководства - надлежащим образом использовать ситуацию для укрепления наших позиций в мире.

Подготовила Феруза Джани

Международное информационное агентство «Фергана»