Узбекистан замерзает без газа, который давно продан за рубеж
Выращивание овощей в теплицах является основным источником дохода для многих жителей Ташкентской области Узбекистана. Однако с наступлением зимы во многих селах природный газ был отключен, и некоторые жители перевели обогрев теплиц на альтернативные источники: топят углем и дровами.
Отключение от природного газа привело к росту цен на зелень и овощи, выращиваемые в теплицах. «Так, в Ташкенте сегодня один килограмм хороших огурцов на рынке стоит 17.000 сумов, что практически эквивалентно $10 по курсу Центрального банка страны. Тот же килограмм огурцов худшего качества и сортности можно купить не дешевле 8.000 сумов. Чуть меньше – 6.000 сумов стоит килограмм помидоров, 1.000 сумов чахлый пучок укропа с петрушкой» - отмечает независимое издание Uzmetronom.
Альтернативные источники топлива доступны не всем гражданам, перешли на таковые лишь единицы, остальные просто забросили это дело.
Тому, кто никогда не бывал в Узбекистане, кажется, что там лето — круглый год. Однако это совершенно не так: зимы здесь короткие, но довольно холодные. Весь декабрь 2011 года температура воздуха в Ташкенте держалась на 5-6 градусов ниже среднестатистической нормы, временами опускаясь и до десяти градусов мороза. В северо-западных регионах и в Ферганской долине ночью температура достигала минус 18 градусов. В январе ситуация похожая. Ночью - всегда минусовая температура. Порой - до минус 10 в столице. Сегодня в Ташкенте плюс 5 градусов. Пасмурно.
В поселке Алмазар Ташкентской области большинство населения заняты сельским хозяйством. Тепличный бизнес был для них основным источником дохода.
Проходя по улицам этого поселка, трудно не заметить, что все теплицы стоят, бездействуя. «У нас весь поселок больше пятнадцати лет занимался теплицами, другой работы здесь нет. На деньги от продажи помидоров и огурцов кормилась вся семья. Это был неплохой доход, задолжников по газу у нас не было, платили все, так как были заинтересованы. У кого были связи, те даже отправляли коробки с помидорами и огурцами в Россию. Но в основном сбывали на ташкентских рынках», - рассказывает «Фергане» житель поселка Алмазар.
По словам местных жителей, о возможных перебоях в подаче газа населению местная администрация предупреждала их еще осенью, посоветовав приобрести печки-«буржуйки» и дрова. «6 декабря у всех выключили газ. Отрезали не только теплицы, но и газоснабжение в домах. Холод страшный, дети болеют, готовим и прогреваем жилье дровами, по самосвалу дров все закупили... У кого нет денег — попросту собирают хворост», - говорят алмазарцы.
Один «Камаз» дров стоит сегодня один миллион сумов ($354 по курсу «черного» рынка). Как говорят люди, этого количества хватит одной семье до весны - для того, чтобы готовить на костре пищу, греть воду для чая и прогревать жилье. «Весной, когда потеплеет, газ обещали дать снова», - говорят они.
Греясь возле печек с горящими дровами, жители Алмазара обеспокоены, что же будет дальше: «Молодежь у нас и так в России на заработках. Сейчас, видимо, все мужское население уедет, другого выхода нет».
Кроме отсутствия газа, по словам жителей, есть и другие проблемы. Электричество включают лишь по 4-5 часов в сутки, в разное время.
Не хватает газа и в Самаркандской, Ферганской, Андижанской областях. Власти в этих регионах традиционно ссылаются на многомиллиардные долги населения перед государством.
Жители Сырдарьинской области Узбекистана испытывают похожие проблемы: «Газа не было весь декабрь, в январе дают с перебоями. Давление в конфорках очень слабое, невозможно даже воду вскипятить. Кто мог, закупил электроплиты. Но и свет часто отключают, хотя большую часть суток он все-таки есть», - рассказывает жительница Сырдарьинской области.
Но пока сельчан спасают от холодов «буржуйки» и закупленные дрова, жители столицы республки молятся на электрообогреватели: «Батареи почти холодные, толку от них мало. Газ днем бежит слабой струйкой, остается греть комнаты электрообогревателями. А они китайские, ломаются быстро. За полтора месяцы зимы уже второй покупаю», - рассказывает житель Чиланзарского района Ташкента. Похожая ситуация наблюдается почти во всех районах столицы.
Веерные отключения электроэнергии тоже бывают и в столице. Как пишет Uzmetronom, график отключений был разработан администрацией города и касался в основном спальных районов: «Разработка рекомендаций и применение отключений на практике, по мнению специалистов, вызваны плачевным состоянием электрических сетей, по сути, не претерпевших обновления за все двадцать лет независимости, а также системной нехваткой природного газа, необходимого для бесперебойной и стабильной работы генерирующих энергетических мощностей».
В то же время, по поручению правительства Узбекистана в Ташкентской области на осенне-зимний период 2011-2012 года более 500 предприятий и организаций всех форм собственности и направлений было рекомендовано перевести на альтернативные виды энергии, отключив от централизованного газоснабжения.
При этом планов по экспорту газа в Китай, начиная с апреля 2012 года, пока никто не отменял. Так, пока большая часть жителей республики терпит неудобства в связи с отсутствием газа, государственные мужи думают, как бы выгоднее продать топливо за рубеж.
Объемы экспорта «глубого топлива» все время растут на фоне снижения добычи природного газа в Узбекистане, что наблюдается год от года. Правительство республики регулярно подписывает все новые и новые долгосрочные контракты. В итоге на долю населения придется только то, что останется от продажи России, Китаю, Кыргызстану и Таджикистану.
Таким образом, относительно богатый природными ресурсами Узбекистан оказался сырьевым придатком «стратегических партнеров», которые попросту выкачивают из него газ, не оставляя никаких надежд на собственное экономическое развитие.
Александр Бенуа (Ташкент)