Граница в полтора века
Некогда многотысячная группировка Погранвойск Российской Федерации ныне сведена в Таджикистане в Оперативную пограничную группу ФСБ, насчитывающую не более пары сотен человек, в основном, штабных работников, преподавателей и технических специалистов. Существование российских пограничников в Душанбе никоим образом не напоминает военное присутствие, скорее – жизнь дипломатов в иностранном государстве. О полуторавековой истории российской пограничной службы в Центральной Азии, которая завершается сегодня, - обозреватель Ленты.Ру Петр Бологов.
На границе тучи ходят хмуро. Вот уж не подумаешь такое сказать про Таджикистан, где количество солнечных дней в году переваливает за три сотни. Но и здесь бывает пасмурно, в том числе и на границе.
В 1998 году мне довелось побывать в Московском погранотряде, тогда еще здесь стояли российские пограничники. Был месяц январь, и погода стояла премерзкая – влажная, промозглая. Впрочем, теплый прием, устроенный пограничниками, и определенное количество согревающих напитков полностью компенсировали дискомфорт, связанный с погодой.
Сейчас, попади ты на таджикско-афганскую границу, рассчитывать на теплый прием российских пограничников тебе уже не придется, по той простой причине, что их там нет. Некогда многотысячная группировка Погранвойск Российской Федерации ныне сведена в Таджикистане в Оперативную пограничную группу ФСБ, насчитывающую не более пары сотен человек, в основном, штабных работников, преподавателей и технических специалистов. Российские пограничники занимают небольшое уютное здание в самом центре Душанбе (в одном из холлов приютился уцелевший бюст Железного Феликса), и все их существование здесь никоим образом не напоминает военное присутствие, скорее – жизнь дипломатов в иностранном государстве.
За общими фразами заключенных между двумя странами договоров не совсем понятно, чем же на самом деле занимаются в Таджикистане российские «зеленые береты». В 2005 году местные власти решили, что смогут самостоятельно защитить рубежи республики, и россиян с границы попросили. Правда, еще пять лет после этого российские офицеры работали в погранотрядах инструкторами, но в 2010-м таджики посчитали, что смогут обойтись и без этой помощи. Теперь россиян дальше учебных классов, где они еще преподают, не пускают. Ну и, понятное дело, к их помощи прибегают, когда нужно обеспечить доставку самолетами ФСБ новобранцев, продовольствия и прочих грузов на пограничные заставы.
Собственно, на сегодняшний день это конец истории. А начало ее было положено еще в позапрошлом веке.
На окраине великой империи
Во второй половине 19 века Россия предприняла бурную экспансию на юг – после ряда кровопролитных походов к империи были присоединены обширные территории Средней Азии, упразднено Кокандское ханство, были превращены в протектораты Хивинское ханство и Бухарский эмират. Расширение российской сферы влияния в сторону Индии, которую англичане тогда уже рассматривали как свою вотчину, привело к логичному столкновению интересов двух колониальных империй. С учетом того, что приобретенные Россией регионы, как и соседние с ними, принадлежащие англичанам, Китаю или Афганистану, жили еще при феодализме и не имели четких границ, охрана рубежей государства в таких условиях превратилась в настоящую каторгу.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
В 1885 году, когда Ташкент уже был столицей одноименного генерал-губернаторства, были основаны Скобелев (впоследствии - Фергана), Верный (Алма-Ата) и множество других городов и крепостей, были проведены границы между Россией, Афганистаном и Китаем на Памире. Тогда разграничение новоприобретенных земель осуществлялось, в основном, пехотными полками и казаками.
Несмотря на заключенное соглашение, территория Памира, включенная в состав Российской империи, до 1891 года фактически никем не управлялась. Туда постоянно совершали набеги поощряемые англичанами афганские и китайские бандиты. На Памир в итоге была послана военно-рекогносцировочная экспедиция полковника Михаила Ионова, состоящая из казаков и добровольцев. Действия российских солдат вызвали большой резонанс в мире, особенно после того, как отряд Ионова выдворил из района озера Яшиль-куль английских офицеров. В следующем году с отрядом в триста казаков и уже при орудиях Ионов выдавил с Памира китайцев и уничтожил афганские посты. После этого между Россией и Великобританией было заключено соглашение о разделе владений на Памире, и среднеазиатский участок российской границы окончательно оформился.
С 1883 года на посту «Памирском» (Мургаб) располагался штаб Памирского пограничного отряда, позднее перенесенный в Хорог, который охранял, в том числе, и южные границы Киргизии. Осенью 1895 года в Рушане, в кишлаке Калаи-Вамар, в Шугнане, в кишлаке Хорог, а весной 1896 года, в кишлаке Зунг были организованы русские пограничные посты. В состав Памирского отряда входили: батальон пехоты, 3 казачьи сотни и 4 орудия. Они размещались по постам на значительной территории, и местное население фактически находилось в ведении начальника отряда, пользующегося правами начальника уезда.
Указом императора Николая II от 7 мая 1899 года в числе других пограничных округов был создан 7-й пограничный округ со штабом в Ташкенте. В состав 7-го пограничного округа вошла вся территория тогдашнего Туркестанского края. К началу 20 века к охране границы было привлечено уже более двух тысяч военнослужащих. О масштабах деятельности пограничников в регионе за себя говорят цифры: в 1907 году в Туркестанском таможенном округе было задержано контрабанды на 12,5 тысячи рублей, тогда как в Батумском — на 2,4 тысячи, Бакинском — на 6,4 тысячи.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
В годы Первой мировой войны германские и турецкие шпионы предпринимали неоднократные попытки всячески возмутить мусульман края на выступления против России. Одновременно Германия активно снабжала оружием Афганистан, рассчитывая в его лице получить союзника в борьбе против России и Англии, а также осуществляла контрабанду оружия на собственно российскую территорию. Вместе с тем обстановка в Средней Азии оставалась относительно спокойной до 1916 года, когда сначала в регионе вспыхнуло антироссийское восстание, а затем пошли и революции. Но для пограничников самое горячее время пришло, когда на политической арене Средней Азии появились басмачи.
От басмачей до душманов
Своими корнями басмачество уходит в дореволюционное время, опять-таки в восстание 1916 года. Однако при этом его направленность носила и уголовный характер. Например, будущий главарь киргизских басмачей Муэтдин-бек в царские времена был осужден за грабеж и убийство на 5 лет каторги и дважды сослан в Сибирь, в то время как Мадамин-бек участвовал в выступлениях против царизма. Однако после 1917 года басмачество окончательно приобрело четко выраженный политический характер. Целью движения, хотя у каждой группы басмачей были и свои, локальные, задачи, было заявлено отделение Туркестана от Советской России и создание Исламского государства.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
Борьбу против басмаческих формирований поначалу вели части Красной Армии. А с созданием советской пограничной охраны в мае 1918 года - и пограничники. Пограничные войска Туркестанского округа, включавшие, согласно приказу от сентября 1922 года, всего 2 батальона, 1 дивизион и 6 эскадронов, приняли под охрану участок границы от Каспийского моря до города Нарына общей протяженностью свыше 5 тысяч километров. Год спустя для охраны бухаро-афганской границы по Амударье был образован Амударьинский пограничный отряд судов в составе 4 легких моторных катеров. В 1925 году в составе войск округа было создано три пограничных отряда (46-й Ашхабадский – 1234 человек, 45-й Мервский – 814 человек и 47-й Керкинский - 1641) и три отдельные пограничные комендатуры (Ошская, Нарынская и Каракольская). Пограничные заставы того времени включали от 9 до 19 человек.
Сравните – по советским оценкам, количество участников различных бандформирований в 1920 составляло свыше 45 тысяч человек. Притом что басмачи имели постоянные базы снабжения в Афганистане, Иране и Китае, их вооружали англичане, они превосходно знали местность. Советские же пограничники, как и вся страна, испытывали недостаток в вооружении, боеприпасах, одежде, обуви, продовольствии, медикаментах. И поскольку со временем басмачи, изначально действовавшие как партизаны на советской территории, перенесли свои базы в сопредельные государства и стали действовать набегами (само тюркское слово «басмак» означает «совершать налет», «нападать», «набегать»), то основная тяжесть борьбы с басмачеством легка на пограничников.
Конец Гражданской войны не принес успокоения Средней Азии, напротив - с 1925 года басмаческое движение стало значительно расширять зону своих действий. Вообще, борьба с басмачами продолжалась практически до начала Второй Мировой войны. Судите сами, только в 1931-1940 годах бойцами одного Пянджского пограничного отряда была ликвидирована 41 банда, убито и взято в плен 1288 басмачей и контрабандистов, задержано 12242 нарушителя границы и контрабанды на сумму 554 982 рубля.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
Война с басмачеством имеет много ярких эпизодов, которые не всегда попадали в кадры советских фильмов. Так, в декабре 1923 года 16 пограничников 13 отдельного пограничного эскадрона разбили отряд басмачей в 200 человек. 25 июля 1925 года 14 пограничников 45-го Туркменского погранотряда вступили в бой с сотней басмачей и в неравном бою все погибли. 1 мая 1926 года на перевале Яман-Ички пограничники уничтожили 50 и взяли в плен 100 человек. В том же году конный дозор отдельной Каракольской пограничной комендатуры в 12 сабель разгромил вооруженную банду численностью около 300 человек.
В 30-х годах басмаческое движение пошло на спад. Последние крупные бои с басмачами, пограничники совместно с частями РККА провели в 1931 году, когда были отражены нападения Ибрагим-бека и Джунаид-хана, каждый из которых вел за собой по несколько тысяч человек. С началом Великой Отечественной войны недобитые остатки басмачей, осевшие в Афганистане, снова активизировались. Побуждаемые к действиям немецкой агентурой бандиты неоднократно совершали провокации на советской границе, при этом держа в уме открытое вооруженное вторжение в случае тотального успеха Германии в войне с СССР.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
Несмотря на то, что множество пограничников округа было отправлено сражаться с немцами, его штатная численность возросла, здесь было сформировано шесть новых разведпостов и 22 заставы. И не напрасно - за период войны пограничникам пришлось выдержать несколько самых настоящих боев с крупными бандами. На их счету также десятки задержаний агентов и резидентов абвера. Одно из боестолкновений произошло 16 сентября 1941 года, когда поисковая группа Мургабской комендатуры отразила нападение банды из 35 человек. 18 сентября был убит секретарь партийного бюро погранкомендатуры и ранен один пограничник. На следующий день в этом же районе снова произошло несколько боестолкновений, в ходе которых было убито 5 пограничников и политрук. Только через месяц местная банда была ликвидирована, потери противника составили 64 человека.
В послевоенные годы Среднеазиатский пограничный округ дислоцировался от Каспийского моря и заканчивался на востоке Памира. В 1974 году он был награжден орденом Красного Знамени, а уже в 1979-м, спустя менее полувека после окончания войны с басмачами, пограничники снова оказались в эпицентре боевых действий.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
В Афганской войне пограничники, не только прикрывавшие границу от возможного нападения моджахедов, но и непосредственно участвовавшие в боевых действиях на территории соседнего государства, потеряли убитыми более 400 человек. Двадцать две тысячи солдат и офицеров погранвойск награждены орденами и медалями, семеро из них стали Героями Советского Союза. В ходе проведенных 1113 операций было уничтожено более 40 тысяч боевиков.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
В зону ответственности погранвойск КГБ фактически входили все северные районы Афганистана, прилегавшие к границе СССР, поскольку зона действий 40-й армии приходилась в основном на центр и юг страны. Война для «зеленых беретов» шла почти десять лет по фронту протяженностью свыше 2300 км и глубиной 100 км. Именно пограничники первыми вошли в Афганистан, последними и покинули его в 1989-м году.
Война и наркотики
После распада СССР погранвойска в Таджикистане оказались непонятно под чьей юрисдикцией. В этом «подвешенном» состоянии они пребывали до августа 1992 года, когда Россия признала пограничников своими (после того, как по итогам офицерских собраний в пограничных подразделениях было принято соответствующее обращение к президенту РФ), а уже спустя два месяца Среднеазиатский пограничный округ был преобразован в Группу пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан.
Время было смутное: в Афганистане демократическая республика уже прекратила существование, однако гражданская война продолжалась, вооруженное противостояние между различными кланами началось и в Таджикистане. Пограничники оказались как бы между двух огней. Тем более что оказались нарушенными наработанные связи между бывшими советскими республиками. Все это привело к тому, что через афганскую границу в Среднюю Азию, а затем и в Россию с Европой хлынул поток наркотиков. Причем, если кто-то думает, что наркотики все как один переправлялись через границу тайно, под покровом ночи, звериными тропами, тот глубоко ошибается. Героин – основа заработка большей части вооруженных до зубов афганских банд, поэтому хозяева маковых плантаций, как правило, обеспечивали своему товару надежное огневое прикрытие.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что таджикская оппозиция имела тесные связи с афганскими моджахедами, постоянно пытавшимися прорваться через Пяндж к своим единомышленникам. После развала СССР население приграничных районов Афганистана и Таджикистана настолько перемешалось, что, как рассказывали в 90-е офицеры Московского погранотряда, создавалось впечатление, что граница проходит как впереди, так и позади тебя. В центре этого клубка из наркотиков, племенной и религиозной вражды российским пограничникам в Средней Азии пришлось пережить один из самых непростых периодов в своей истории. Да и когда она была простой?
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
Наибольшего напряжения боевые действия достигли весной и летом 1993 года на участках Московского и Хорогского погранотрядов. 9, 11, 12, 15-й заставам Московского погранотряда пришлось выдержать настоящие бои с применением артиллерии, авиации и бронетехники. При этом, несмотря на снижение градуса вооруженной борьбы в Таджикистане, количество попыток переправить наркотики через границу постоянно увеличивалось. Если за весь 1993 год пограничниками было изъято 5 килограммов наркотиков, то в 1994 году уже 531 килограмм, за девять месяцев 1997 года - 2,2 тонны, в 2001 – более пяти тонн. Всего с 1993 по 2004 год пограничники пресекли ввоз 30 тонн наркотиков (цифры впечатляют, но, по некоторым данным, это всего лишь 10-15 процентов от общего объема наркоконтрабанды), 530 раз вступали в боестолкновения, потеряв при этом убитыми 161 и ранеными 362 человека.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
Чужая граница
Таджикистан был единственным государством на постсоветском пространстве, которому не досталось в наследство от Союза ни одного боевого подразделения, ни единицы боевой техники. Зато таджики приобрели немалый боевой опыт, воюя рядом с солдатами 201-й дивизии и в рядах российских погранвойск. Да, именно так – в 90-е годы рядовой состав Пограничной группировки Российской Федерации в Таджикистане пополнялся в том числе и за счет местного населения. Так что при образовании собственной погранслужбы Таджикистан имел проверенные кадры.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
В конце 90-х Таджикистан, только переживший гражданскую войну, жил в страшной нищете. Поэтому желающих надеть форму российских пограничников было не счесть – минимальный оклад российского «погранца» в несколько раз превышал среднюю зарплату по республике. В день выдачи жалования у КПП выстраивались в очередь родственники солдат из местных, пришедшие, чтобы получить за них деньги. На границе, где условия жизни были еще суровее, чем, например, в Душанбе, жители погранотрядов буквально молились на российские войска, благодаря соседству с которыми они кое-как сводили концы с концами.
Фото предоставлено «Ленте.Ру» Оперативной пограничной группой ФСБ РФ.
В новом тысячелетии жизнь в Таджикистане начала налаживаться, вдобавок в регионе резко активизировались американцы, начавшие свою войну в Афганистане. Перепало от них и таджикским пограничникам: после того как в 2005 году российские военные покинули границу, Штаты взялись выделять деньги на обустройство пограничных застав, снабжать таджиков средствами связи и автотранспортом. Россияне все вооружение также оставили таджикским коллегам. Правда, это передача вооружений зачастую сопровождалась скандалами – в Душанбе неоднократно заявляли, что российские военные сознательно портят матчасть. Ничего, кроме иронии, у нынешнего командования Оперативной группы Погранвойск эти былые обиды не вызывают.
Правда, в 2011 году россияне схлестнулись с таджиками по другому поводу – предметом пикировки стали показали по изъятию наркотиков на границе. Сначала на страницах прессы выступил глава Госдумы России Борис Грызлов, заявивший, что, мол, раньше наши пограничники стояли на страже таджикско-афганской границы и жестко пресекали контрабанду, а после их ухода наркопоток с этого направления вырос в разы. В этой связи спикер предложил вернуть россиян на границу. В похожем ключе выступил и глава ФСКН РФ Виктор Иванов. В ответ в Душанбе привели цифры, свидетельствующие о более высоком КПД таджикских пограничников еще во времена совместной службы, и поставили под сомнение эффективность работы российских коллег.
Споры частично разрешил визит в Душанбе Дмитрия Медведева в сентябре 2011 года. Президент РФ договорился со своим таджикским коллегой Эмомали Рахмоном о численности Оперативной погрангруппы в Таджикистане (до 300 человек), однако на ее работе непосредственно на границе был поставлен крест.
В качестве заключения
Да кончай же ты, корявая,
Прыгать ломаною веткою,
Мне не жаль себя кyдpявого,
Жаль машину мне советскую.
Так пел Юрий Визбор о трассе «Хорог-Ош». В памирских горах, между прочим, до сих пор вовсю пользуются машинами еще советского производства. Но речь не об этом, а том, что, начавшись еще в царские времена, пройдя через годы революций, войн и распада государства, служба на таджикско-афганской границе стало частью нашей единой истории. Которую бы лучше не забывать. Чревато.
Петр Бологов, «Лента.Ру»