Концепция миграционной политики: Задачи и перспективы
«Мигранты нам не нужны!» - такого рода заявления нередки в разговорах, выступлениях публичных людей, на интернет-форумах, в том числе в комментариях на сайте информагентства «Фергана». Но у властей России, экономистов и исследующих феномен миграции ученых иное мнение: иностранных работников требует российская экономика, они необходимы для ее поступательного развития.
«Без миграционного притока численность населения трудоспособного возраста уменьшится к 2025 году более чем на 10 миллионов человек, а в структуре экономически активного населения опережающими темпами будет расти доля лиц старшего возраста. Связанные с этим изменения повлекут многочисленные социально-экономические последствия, такие как рост дефицита рабочей силы, в особенности квалифицированных работников, обострение структурных диспропорций на рынках труда, рост иждивенческой нагрузки на сокращающееся экономически активное население, обострение проблем здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения. Все это отрицательно скажется на темпах роста экономики и благосостояния россиян, скорости перехода российской экономики на инновационный путь развития и, тем самым, на конкурентоспособности страны в целом и ее месте в глобальном мире», - говорится в уже утвержденной «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации».
Ее авторы признают, что эмиграционный отток из страны продолжается, а миграционная привлекательность России по сравнению с другими странами приема мигрантов невысока, сюда едут, в основном, граждане стран СНГ, но и эти ресурсы в перспективе будут уменьшаться. Как выправить ситуацию – на этот вопрос и попыталась ответить «Концепция». Значительное место в ней уделено вопросу межнациональных отношений, адаптации мигрантов и их интеграции в принимающее общество.
Дело новое, материя очень чувствительная
Адаптация и интеграция - вот единственно возможные пути для обеспечения интересов местного населения и иммигрантов, средство предотвращения конфликтов на межнациональной почве, а также важнейшее условие для формирования толерантности, заявил директор Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константин Ромодановский, выступая на международном молодежном форуме-конференции «Межнациональные отношения и миграция в России: проблемы и решения».
«Дело новое, материя очень чувствительная, поэтому нам здесь опаздывать нельзя. И надо готовить, в частности, моих сотрудников к этой деликатной, тонкой, но крайне нужной работе», - сказал Ромодановский. И добавил, что в 2010 году в ФМС было создано управление содействия интеграции.
Нельзя недооценивать помощь соотечественников мигрантам в их адаптации к новым условиям, поэтому особое значение ФМС придает сотрудничеству с национальными объединениями: диаспоры всегда притягивают к себе земляков, помогают им обустроиться на новом месте, хотя и не всегда бескорыстно, заметил Ромодановский. Сегодня территориальные подразделения ФМС взаимодействуют с 1554 национальными объединениями.
«Общее направление для совместной работы, безусловно, есть. Речь идет о правовом просвещении мигрантов, об организации курсов по изучению русского языка и основам культуры, совместной профилактике межнациональной напряженности. Мы снимаем возникновение определенных конфликтов, есть результаты. Но, к сожалению, сегодня нет методологии, нет единых подходов в работе по этому направлению», - сказал глава ФМС.
Он назвал справедливой критику существующего порядка организации труда иностранных граждан в России и системы квотирования, многое нужно сделать и в сфере медицинского страхования иностранцев: «Концепция» поставила задачу обеспечения доступа мигрантов к социальным благам.
«Интеграция мигрантов в российское общество выступит эффективной альтернативой межнациональной напряженности и средством гармонизации отношений иностранных граждан и граждан нашей страны», - надеется Ромодановский.
Русский язык как зонтик от проблем
Русский язык назван одним из важнейших элементов интеграции мигрантов: владение им позволяет иностранцам чувствовать себя более защищенными. Но с этим сегодня – проблема: свыше 50 процентов приезжих из стран Центральной Азии не знают русского языка.
«Четверть выходцев из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана сегодня – люди, родившиеся после 1986 года. Они не учились в советских школах, и знание русского языка либо на нуле, либо крайне низкое. Чего греха таить, я лично видел людей, которые и на своем родном языке плохо говорят. То есть, в стране исхода этих мигрантов школа находится на крайне низком уровне. Это очень плохо. В силу этого множество иностранных граждан плохо ориентируются в законах, они не знакомы с культурными традициями народов России», - сообщил Ромодановский.
По данным опросов, проведенных фондом «Добрососедство», более 80 процентов знающих русский язык легальных мигрантов не имеют проблем с работодателями, а свыше 87 процентов никогда не сталкивались с негативным отношением со стороны коренного населения.
Ромодановский сообщил, что подготовлен и уже прошел первое чтение законопроект, который предусматривает знание русского языка иностранцами, получающими разрешение на работу в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), торговле, сфере обслуживания.
«Дело в том, что [не владеющие русским языком] граждане, тесно контактирующие с нашим населением в этом блоке, вызывают раздражение, неадекватные реакции, и здесь мы должны четко и твердо направить процесс в точку конкретного изучения русского языка и конкретного тестирования на определенном уровне: чтобы мы понимали тех, кто работает в России, и чтобы они адекватно реагировали на наши просьбы и поручения», - пояснил директор ФМС.
Он подчеркнул, что интеграция – двусторонний процесс, он выдвигает определенные требования к мигрантам, но и у принимающего общества тоже есть обязанности.
«Общество, которое получает от их труда значительную пользу, должно правильно воспринимать наших гостей. В частности, это должно быть выражено в том, чтобы при тестировании у мигрантов не было серьезных проблем, каких-то сложностей. И, безусловно, денежный вопрос – чтобы не было слишком дорого», - сказал Ромодановский.
По данным ФМС, в настоящее время в России действуют свыше 230 доступных для мигрантов курсов русского языка, десятки из них – бесплатные. Курсы создаются на базе учебных заведений, общественных, национальных, религиозных организаций. Выпускаются учебники по русскому языку для мигрантов, у Ромодановского «на полке уже четыре таких учебника, а два года назад их вообще не было».
Что касается экзамена, он будет проходить в форме тестирования, возможно, автоматизированного. Сейчас экспериментальная площадка по автоматизированному тестированию работает в Санкт-Петербурге, результаты, по словам главы ФМС, неплохие, поэтому такой подход будет тиражироваться.
Позже, выступая на бизнес-саммите в Москве, Ромодановский сообщил, что экзамен по русскому языку перед устройством на работу в России будут сдавать только неквалифицированные или низкоквалифицированные иностранные работники, высоквалифицированных специалистов эти требования не коснутся. Напомню, что специалистами высокой квалификации Россия признает иностранцев, чье годовое вознаграждение за труд составляет не менее двух миллионов рублей, или 166 тысяч рублей в месяц. (Полагаем, что не только для иностранцев, но и для россиян, особенно живущих в далеком ЗаМКАДье, эта цифра - повод задуматься об уровне своей квалификации с точки зрения властей).
Доиммиграционная подготовка: первый блин
Очень важным условием для интеграции мигрантов в ФМС считают доиммиграционную подготовку. Сейчас в России создается система организованного привлечения иностранных граждан, которая предполагает не только их адресное направление на конкретное рабочее место, но и обучение русскому языку, основам законодательства, культуре страны приема, а также профессиональную подготовку.
Она пояснила, что поскольку ФМС – государственная структура, она не располагает средствами для финансирования каких-либо проектов. Но инициативу выдвинула, и фонд «Русский мир» поддержал – профинансировал пятимесячное обучение русскому языку в двух профессионально-технических училищах - одно в Киргизии, другое в Таджикистане. Итоги не порадовали: из прошедших обучение и приехавших в Санкт-Петербург на Волховский судостроительный завод девяти парней из Таджикистана только один мог общаться на русском языке и устраивал принимающую сторону.
- Проект осуществлялся дистанционно, потому что все-таки это другие государства, другая ситуация, мы очень далеко, - рассказывает Татьяна Бажан. - Поэтому, конечно, были свои плюсы, свои минусы…
- Какие именно?
- Плюсы в том, что параллельно с дополнительными занятиями по русскому языку иностранные граждане общались еще и с сотрудниками ФМС России, которые работают в представительствах нашей службы в этих странах. То есть перед выездом на работу они уже получили необходимую, очень актуальную порцию знаний, касающихся наших миграционных законов. Это очень большой плюс. Кроме того, благодаря урокам русского языка была создана дополнительная ситуация, которая помогла людям стать компетентнее, а значит, более защищенными, более уверенными в стране, куда они собираются ехать на работу. Я думаю, это плюс.
- А минусы? Что бы вы учли на будущее – при повторной реализации такого проекта?
- Не очень высокой была мотивация учащихся к изучению русского языка и, как ни странно, к овладению своей рабочей специальностью. И прибыв в Россию, они показали также весьма низкие знания в области профессиональной подготовки.
- Как отбирали участников этой программы?
- Мы отбором не занимались. Кстати, этот момент необходимо учесть на будущее. Набором потенциальных учеников на эту форму обучения занимались местные органы власти. Мы интересовались учебной программой, тем, как идет учебный процесс, наши сотрудники посещали занятия, но не более того.
- Какие еще проекты в ваших планах?
- Замыслы достаточно разнообразные. Во-первых, для нас очень важно продолжение обучению русскому языку, чтобы иностранец, - если это не турист, живущий в защищенных условиях гостиницы, а обычный мигрант, который собирается в другой стране жить, работать, решать целый ряд разных проблем, - имел возможность защитить свои права, хотя бы при той же невыплате заработной платы. Большинство вопросов, которые характеризуют современную нелегальную миграцию, связаны с незнанием языка.
Во-вторых, проекты, связанные с правовым просвещением. Мы делаем акцент на тех вещах, которые ближе к нашей деятельности и которые мы, грубо говоря, можем финансово поднять. Например, издание памяток для мигрантов. За последние полгода с небольшим подготовлено и издано семнадцать видов памяток. Естественно, их содержание перекликается, потому что ссылка на один источник – российское законодательство. Но, тем не менее, у них разные авторы, разная манера подачи, разное графическое исполнение.
Далее. Мы очень внимательно относимся к идее адаптационных центров. Мы не планируем открывать такой центр сейчас – у нас для этого нет средств, но можем выработать теоретическую модель центра: каким должен быть, какие услуги оказывать. Вариантов много. Можно назвать адаптационным центром обычную юридическую консультацию, при которой открыт маленький класс для изучения русского языка. А можно рассматривать совершенно другую модель: центр как первичное место, где проживают только что прибывшие в страну трудовые мигранты, где есть возможность пройти медицинское освидетельствование, решить вопросы, связанные с документированием, походить на курсы русского языка, освоить нужную рабочую специальность.
То есть, центры могут быть разными, и сейчас мы большое внимание уделяем тому, чтобы выработать оптимальную модель, понять, что нам надо, а потом уже просить у государства средства и что-то предлагать. Пока просить не на что.
«Легальным трудовым мигрантам нужно создавать нормальные условия»
- Тревожат планы властей по ужесточению миграционного законодательства. Я считаю, прежде чем требовать что-то, надо сначала создать условия для следования букве закона. Сегодня в Россию приезжают миллионы мигрантов, и они не могут легально получить разрешение на работу, потому что должны обращаться к каким-то посредникам, а не напрямую в ФМС. В первую очередь, надо отменить квоты.
Второе. В Москве живет несколько миллионов мигрантов, а разрешение на работу могут получить всего 200 тысяч человек. Но и для этих 200 тысяч не создано никаких условий – ни дешевых гостиниц, ни общежитий, а власти требуют от мигрантов не селиться в бараках и подвалах, не жить по десять человек. Но прежде чем требовать, сначала нужно предоставить людям возможность жить в нормальных условиях.
- Вы считаете реальным предоставить мигрантам такие условия?
- Я не буду приглашать к себе гостей, если у меня дома нет достаточного количества стульев. Я говорю не о тех, кто едет в Россию без приглашений, а о тех 200 тысячах человек, которым Москва выдает разрешения на работу. На работу зовем, а жить негде. И люди живут в помещениях, которые смогли найти, - в гаражах, подвалах, бараках.
- Какие еще проблемы волнуют Федерацию мигрантов?
- Медицинская. Мы уже пять лет обращаемся к властям с просьбой ввести обязательное медицинское страхование для мигрантов. Чтобы человек мог купить себе за пару тысяч рублей страховку и в дальнейшем обращаться при необходимости в любую клинику. Но в России такого пока нет. Зато мигрантов ругают, что лечатся за счет налогоплательщиков, что болеют СПИДом и так далее.
- Тем более что мигранты лечатся все же не бесплатно – «благодарят» врачей.
- Да. Поэтому: дайте людям возможность легально жить, легально работать, легально лечиться. И тогда проблем будет меньше. Не надо унижать людей. К работодателям надо быть построже. Мы не знаем ни одного случая, когда был бы наказан работодатель, не выплативший мигрантам зарплату. Как правило, для привлечения рабочих-иностранцев создается цепочка: заказчик-субподрядчик-прораб. Когда начинают разбираться, то мигранты говорят: нас нанимал такой-то прораб. А где он? Нет его. И никто не знает, кого наказывать.
Но, понимаете, грубые ошибки совершают и приезжие. Национальные объединения, практически 90 процентов, заняты только бизнесом: оформлением документов, разрешений на работу и так далее. Многие обманывают своих соотечественников. Мы должны коренным образом изменить эту ситуацию.
Эти и другие проблемы будем обсуждать на нашем ежегодном форуме, затем внесем свои предложения в Администрацию президента и ФМС.
- Власти прислушиваются к ФМР?
- Конечно. Каждый день растут возможности для реализации того или иного проекта, потому что власти видят: предложения, которые вносит общественность, делаются во благо России.
Предложения высказаны - подождем решений
Все вышеперечисленные проблемы живо обсуждались на международном молодежном форуме-конференции «Межнациональные отношения и миграция в России: проблемы и решения», который проходил в Подмосковье 8-12 сентября. Свыше 150 представителей «компетентной молодежи», по выражению К.Ромодановского, в течение пяти дней участвовали в круглых столах и тренингах по правозащите, организации социальной помощи национальным меньшинствам и мигрантам и других.
Участники форума – студенты, аспиранты, журналисты, молодые специалисты, занимающиеся проблемами в сфере межнациональных отношений и миграции, - приехали из различных регионов России и стран СНГ. Форум предоставил возможность встретиться с представителями Международной организации по миграции (МОМ), Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), главой представительства Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца Давроном Мухаммадиевым, директором Центра миграционных исследований (ЦМИ) Жанной Зайончковской, руководителем Института изучения Востока и Кавказа Университета Лондона Бавной Давэ, правозащитницей Валентиной Чупик, заместителем председателя Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты России Асламбеком Паскачевым и другими экспертами.
Среди главных задач форума была подготовка комментариев к «Концепции миграционной политики» и предложений руководству ФМС. Одни участники тяготели к общим декларациям, другие выдвигали предложения по конкретным проблемам. В частности, главе ФМС было предложено обеспечить прозрачность системе квотирования посредством публикации в интернете количества квот по специальностям и регионам – по схеме сайтов бронирования мест в поездах: чтобы любой потенциальный мигрант мог зайти на определенный сайт и посмотреть, где и какие специалисты востребованы в данный момент. Ромодановский ответил, что вопросами квотирования занимается Министерство труда и социальной защиты, и обещал передать предложение министру Максиму Топилину. Кстати, глава ФМС заявил, что лично он выступает против системы квотирования.
Участники форума в дальнейшем выдвигали предложения о необходимости создания единого образовательного пространства для желающих получить среднее профессионально-техническое образование, приближения подготовки кадров к локальным рынкам труда, создания условий для деятельности рекрутинговых агентств и поддержки их на межгосударственном уровне, распространения на окончивших вузы и профтехучилища упрощенного порядка получения гражданства России, о замене требования к мигрантам регистрироваться в конкретных квартирах на требование регистрироваться непосредственно в территориальном отделе ФМС и другие. Возможно, многие из высказанных предложений покажутся утопичными, но они акцентируют внимание на конкретных проблемах, дают задействованным структурам пищу для размышления и подвигают на конкретные меры.
Напомним, форум-конференцию организовало Общероссийское общественное движение «Российский конгресс народов Кавказа» (ООД «РКНК») совместно с Общественной палатой РФ, институтом этнологии и антропологии РАН и Ассамблеей народов России при поддержке Администрации президента России, правительства Москвы, Комитета Госдумы по делам национальностей, департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития России.
Д.Саидова