Узбекистан: Нет биометрического паспорта - сиди без зарплаты
В эти дни в районных управлениях внутренних дел Ташкента, точнее, в его отделах выезда, въезда и оформления гражданства (ОВВиОГ) снова ажиотаж по поводу обмена старых паспортов на биометрические. Изможденные посетители стоят в длинных очередях, зачастую до позднего вечера, малые дети спят на диванах и стульях в фойе, а сотрудников паспортного режима обязали работать до глубокой ночи. Наблюдая за происходящим, однозначно можно утверждать, что ни одно из соответствующих учреждений Узбекистана до сих пор не готово в цивилизованном порядке решить поставленную задачу. Последняя же «биометрическая одиссея», по словам очевидцев и участников событий, продолжается уже без малого два месяца…
Уставшие от жары и озлобленные от бесконечных житейских проблем люди вынуждены разрываться между работой, домом и неоднократными визитами в ОВВиОГ по месту прописки. В этих учреждениях они занимают сразу несколько очередей, перескакивая с места на место: то в кассу (одно окно на всех), то в разные кабинеты. И никто никому не желает уступать. Если кто-то пропускает очередь, то приходится занимать заново, в противном случае не миновать скандальных разборок и треволнений.
Абсурд, еще абсурд!
Отчего такой переполох, если процесс был начат два с лишним года назад и вроде бы вошел уже в нормальную колею? Кому и, главное, с какой целью нужно, чтобы люди сотнями ринулись «атаковать» столичные паспортные столы, когда, согласно закону об обмене биометрических паспортов, можно было бы преспокойненько пользоваться старыми документами вплоть до конца 2015 года?
Интересные ответы от разных источников, причем с множеством пояснений, удалось получить при более скрупулезном подходе к анализу создавшейся ситуации. Правда, одно было ясно с самого начала: дыма без огня не бывает, и если машину накала социальных страстей запустили, значит, это кому-нибудь, да было нужно.
Без биометрических паспортов стали неохотно выпускать за границу; дилеры отказываются продавать новые сим-карты для мобильников, нотариусы не регистрируют сделки купли-продажи квартир… Некоторых законопослушных граждан вынудили получить в посольстве России справки по 70 долларов, якобы подтверждающие факт отсутствия двойного гражданства. Тоже, кстати, на основании чьих-то негласных распоряжений…
«Вы думаете, нам нравится ночевать на работе? – вопросом на вопрос ответил один из сотрудников Юнусабадского РУВД, не пожелавший представиться. - Причин того, что происходит, несколько, главная – негласные указания из высоких кабинетов. Я не буду называть конкретное ведомство, скажу только, что это не МВД. В циркуляре, спущенном для исполнения, говорится о необходимости в срочном и массовом порядке (почему-то фигурирует дата до 14 июня – прим. авт.) заняться вопросами обмена старых паспортов на новые. Отдельным текстом «рекомендовано» воздержаться от выплаты зарплат и различных социальных пособий тем строптивым гражданам, которые не согласны с этими требованиями».
В паспортном столе Яккасарайского района, где соблюдается относительный порядок при обменном процессе, ответ был примерно такой же. По словам анонимного собеседника, денег в бюджете катастрофически не хватает (сами видите, что творится с выплатами зарплат и пособий), но если напугать людей перспективой безденежья за отказ оформлять паспорт, то это худо-бедно поможет восполнить дефицит наличности.
Деньги, собираемые с миру по нитке, даже при самом поверхностном подсчете, - это довольно серьезные суммы. Так, стоимость госпошлины за оформление биометрического паспорта – 39.795 сумов (около $15), но кассирами изымается «округленная» сумма – 40.000 сумов. Ежедневная пропускная способность каждого из 11 районных ОВВиОГов Ташкента, по утверждениям специалистов, составляет плюс-минус 150 человек. К примеру, в Сергелийском районе, который территориально простирается от массива Куйлюк до Авиагородка, расчетная нагрузка возрастает в разы – до 200 и более человек в день. То же самое – в многолюдном Хамзинском и Юнусабадском районах, немногим менее – в Яккасарайском и Мирабадском – 80-100 человек. Исходя из этого, ежедневный сбор наличных в среднем составляет примерно 70 миллионов сумов (150 человек по 40.000 сумов в 11 районах - это 66 миллионов сумов, свыше $24 тысяч). А если помножить это на месяцы, годы, причем в масштабе всей страны?..
Здесь необходимо привнести некоторые уточнения: разница в 205 сумов в квитанции, разумеется, не отражается – это сумма так называемых вознаграждений. Кроме всего прочего, в общий котел наличных сборов входит также оплата заполняемых сотнями бланков, стоимость ксерокопий документов…
Паника абитуриентов
Сразу несколько источников подтвердили информацию о том, что Министерство высшего и среднего специального образования негласно принуждает своих подопечных, преподавателей и студентов, в экстренном режиме заняться обменом действующих паспортов на биометрические. Было сказано, что в противном случае последуют карательно-репрессивные меры, вплоть до освобождения от должностей первых и отчисления последних. Те же «циркуляры», судя по комментариям недовольных, были доведены до сведения культурной общественности от имени Министерства культуры и спорта.
«Лично до нашего сведения было доведено устное распоряжение кураторов от образования, причем в не терпящей возражения форме, - говорит один из педагогов Института востоковедения. – Несмотря на уплотненный график работы, мы вынуждены почти половину рабочего времени простаивать в очередях в кабинеты паспортного контроля, бывает, и не единожды. Попробуй высказаться - и ты окажешься в немилости у руководства, лишившись не только зарплаты, которую и так платят с большим разрывом, но и работы вообще. А что самое смешное, - с работы одновременно «гонят» на паспортный обмен и… не желают отпускать, мотивируя авралом».
По мнению родителей абитуриентки Нигоры, которая горит желанием поступить в Национальный университет «на журналиста», они также обеспокоены неправовыми требованиями руководства Министерства. «Как могут эти малограмотные чиновники преподносить молодежи прописные истины, если сами, не задумываясь, идут на нарушения закона, игнорируют демократические принципы, - возмущаются они. – Представляете: нашим детям, готовящимся к поступлению в вуз, цинично заявляют, что без наличия у них новых паспортов документы приниматься не будут, хотя официально все это отрицается».
Когда о сомнительном указании министерства стало известно, это вызвало недовольство потенциальных студентов, и ведомство поспешило всех успокоить, сообщив через узбекский еженедельник «Даракчи» о «чрезмерном растиражировании в народе нелепых слухов». Обычная практика: «утка» вылетела из «гнезда» какой-нибудь мощной административной машины, тиражируя байки-страшилки и создавая панику, однако того, кто первым начал распространять вредоносную информацию, уже не найти.
Сбои в системе?
Еще одна причина, по которой периодически простаивает работа в ОВВиОГах, как считают сотрудники службы паспортного контроля, заключается в невообразимой нагрузке на Государственный центр персонализации (ГЦПУ), в силу чего время от времени выходит из строя дорогостоящее оборудование по обработке данных. Ведь первоначально колоссальный поток информации со всей страны стекается непосредственно в ГЦПУ, только потом расходится по конкретным районным и городским отделам выезда, въезда и оформления гражданства республики. В случаях непредвиденных форс-мажоров, говорят, приходится снова и снова обращаться за помощью к французским специалистам, которые обслуживают технику. «Из заказываемых ежедневно на отпечатку 250-300 биометрических документов хорошо еще, если до ума доводится половина, - признается молодой сотрудник Сергелийского РУВД по имени Эркин. – Ведь кроме «чисто» обмена, есть еще и те, кто потерял свой паспорт, меняет ФИО в связи с замужеством и прочие граждане. Ускорить процесс – стоит денег, но пользуются этим единицы». Шутники даже посмеиваются, что прежними черепашьими темпами вряд ли можно было успеть выполнить «паспортную пятилетку за три года», зато сегодняшними – запросто!
Кстати, замедленные темпы работы в паспортных столах в немалой степени зависят и от того, один или два аппарата по идентификации отпечатков пальцев установлено в отделе по выезду-въезду. К слову заметить, все, кто уже получил новый документ, жалуются на отвратительное качество изображений (строго воспрещается фотографироваться в очках, в тюбетейке и будучи небритым), выдаваемых веб-камерами «made in China». Стало быть, и здесь не обошлось без пресловутой экономии средств…
Нападавших нашли «по пальцам»
Со слов следователей Яккасарайского района, за период времени, пока шел процесс оформления и выдачи паспортов нового образца, благодаря полученным данным дактилоскопической экспертизы удалось выйти на след преступников, разыскиваемых за «висяки» прошлых лет. Таковых оказалось шесть случаев из разряда тяжких и особо тяжких.
Положительную роль «пальчики» сыграли и при задержании двоих молодых людей, сильно избивших и ограбивших пару лет назад близ Текстильного института (Яккасарайский район) подвыпившего сына президента Каримова от первого брака – Петра. Ими оказались студенты Текстильного, приехавшие в Ташкент с периферии и жившие в одном из общежитий.
Однако многие граждане склонны думать, что повальная дактилоскопия населения может быть использована и не во благо. «Внесенные в милицейскую базу данных отпечатки пальцев теперь могут в разы облегчить работу нечистоплотных сотрудников правоохранительных органов, - выдвигает свою версию бывший работник судебно-надзорных органов Надежда Ильинична. – Чем не повод использовать «пальчики», скажем, инакомыслящих с целью создать видимость хорошей раскрываемости преступлений, с одной стороны, и с другой - подавления активности и воли самих противников режима? Поверят-то все равно власти».
Пошучивая между собой на тему обмена паспортов, люди в очередях выражают уверенность в скором пополнении оскудевшей казны за счет многомиллиардных в недалеком будущем поступлений. Конечно, если опять не найдется какая-нибудь мохнатая лапа любителя спутать свой карман с государственным...
Соб.инф.