Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Письмо в средневековье. Как принято писать президенту Туркменистана

Письмо в средневековье. Как принято писать президенту Туркменистана

За годы независимости в Туркменистане сложилась практика, что все вопросы, пусть даже мелкие, локального характера, решает только один человек – президент страны. Визиты в кабинеты чиновников и письма с жалобами (в том числе и коллективные) в их адрес не помогают – в лучшем случае, ответ будет «обращайтесь в вышестоящие инстанции». Чиновники на местах не способны решить бытовые проблемы населения, потому что боятся проявлять инициативу, а правоохранители не реагируют на многочисленные жалобы в адрес работодателей и государственных органов, потому что оказываются некомпетентны. В результате письма населения уходят в никуда. В ситуациях, когда выхода нет, остается одно – написать письмо президенту. Об особенностях современного туркменского эпистолярного жанра - в материале Тойлы Аширмурадова.

Некоторое время назад в редакцию проекта «Альтернативные новости Туркменистана» поступила копия одного такого письма. Написал его коллектив сотрудников одного из государственных предприятий в одной из областей страны. Мы специально не указываем названий и закрасили их в письме. Проблему этих людей уже решили, вернее – нашли компромисс в министерстве, и дальше жаловаться не было смысла, но письмо Гурбангулы Бердымухамедову все же было отправлено. Отметим только, что люди жаловались президенту на областное управление одного из министерств. Чиновники управления, несмотря на указ президента о повышении размера зарплат и пенсий, поняли и исполнили его по-своему, в результате чего сотни работников ведомства не только не получили свои законные 10% надбавки, но и ощутимо потеряли часть старой зарплаты.

Авторы письма считают, что местные чиновники просто решили залатать дыры в своем бюджете, но не в этом суть. Этим письмом мы хотим показать, как сегодня принято писать президенту, как к нему обращаться. Письмо составлено профессиональным юристом (!), которого авторы специально наняли для этого дела. Предлагаем вашему вниманию отрывок из письма на русском языке.

«Президенту Туркменистана, покровителю туркменского народа

Гурбангулы Бердымухамедову Мяликгулыевичу!!!

От *** *** велаята [области]

Заявление

Уважаемый наш Покровитель!!!

В счастливую эпоху суверенного государства, в результате Вашей последовательной заботы о своем народе, туркменский народ живет в мире и спокойствии, в благополучии. Как и в других уголках нашей страны, и в нашем велаяте [области] в результате вашей неустанной заботы, уважаемый наш Покровитель, ведется большая работа по повышению уровня жизни и благосостояния народа. Воодушевленные Вашим лозунгом «Государство для человека», отвечая на Вашу неустанную заботу о своем народе, мы, ***, любим свою профессию и круглосуточно служим своему народу.

От чистого сердца, выражая свою благодарность за Вашу отеческую заботу, радуясь тому, что с 1 января 2013 года Вы на 10 процентов повысили размеры заработной платы всем работникам нашего государства, мы желаем Вам крепкого здоровья и долголетия, пусть голова Ваша всегда будет поднятой высоко».

Только с третьего параграфа начинается описание сути проблемы. В тексте еще не раз встречаются дифирамбы, мол, чиновники неправильно интерпретировали Вашу неустанную заботу о своем народе…

Юрист из Ашхабада, пожелавший остаться неназванным, говорит, что без предисловия в таком ключе никто письмо главе государства не станет даже рассматривать.

«Такие письма стало принято писать еще Сапармурату Ниязову где-то во второй половине девяностых, - говорит юрист. – Моду пустили чиновники, желавшие как можно слаще выразить свое отношение к президенту, показать свою полную лояльность. Обширные тексты приветственных обращений к президенту по случаю издания его очередной книги или, скажем, присвоения ему какой-то безделушки от международной или частной организации, подписанные вице-премьерами, председателем Меджлиса (парламента), сотрудниками Аппарата президента Туркменистана, хякимами и министрами, как образец для подражания, печатались на страницах центральных газет «Туркменистан» и «Нейтральный Туркменистан», занимая чуть ли весь номер. Тему подхватили и журналисты, не скупившиеся на красивые слова при перечислении заслуг Ниязова», - говорит он.

Юрист отмечает, что какой бы острой ни была проблема, описываемая в письме, ни один заявитель не берет с места в карьер и не вываливает сразу все на бедную голову президента. По традиции, твердо устоявшейся за двадцать с лишним лет независимости, составитель письма просто обязан сначала выразить достойное уважение главе государства, перечислить его заслуги перед народом и страной, подчеркнуть его неустанную заботу о людях, все эти слова подкрепить цитатами или конкретными примерами в виде подписанных указов или постановлений. Одним словом, должен использовать все возможности красноречия и весь арсенал эпитетов, от которых у адресата и в самом деле создалась иллюзия собственного величия и всесилия. Помните, как в басне у Крылова «Ворона и Лиса». Эффект от хвалебных слов должен быть таким, что «с похвал вскружилась голова, чтобы в зобу дыхание сперло». Только после ушата лести можно рассчитывать, что всесильный хан-повелитель-покровитель проникнется чувством сострадания и справедливости, распорядится решить все проблемы несчастного горемыки.

Составление письма, обращения или заявления на имя президента - это, по словам граждан, целая наука. Например, каждый абзац должен обязательно начинаться с обращения. Во времена Сапармурата Туркменбаши абзацы обычно начинались со слов «великий вождь», «вечно великий Сердар», «много и глубокоуважаемый президент», «Мяхрибан атам» (родной отец). К Гурбангулы Бердымухамедову обращаются пока скромно – «хорматлы президент» («уважаемый президент»), «великий Аркадаг», «Покровитель народа», «досточтимый лидер нации». Однако ограничений нет, поэтому в частном обращении допускаются использование эпитетов «самый справедливый хан», «мудрейший правитель», «великий государственный деятель», «великий сын народа» и т.д.

Источники АНТ сообщают, что в некоторых этрапах (районах) и городах есть грамотные люди, которые за определенную плату оказывают нуждающимся услугу по написанию письма. Малограмотные, не знающие своих законных прав жители провинций часто обращаются к местным грамотеям за подобной услугой, надеясь, что письмо-жалоба, написанное «умно, красиво, как положено и по всем правилам» обязательно попадет в руки самого президента и он обязательно поможет в беде, накажет виноватых, обеспечит справедливость.

«Таких случаев, когда покровитель смилуется, очень мало, если они сейчас вообще есть, - говорит туркменский журналист, помогавший отчаявшимся людям грамотно составлять письма президенту, как Ниязову, так и Бердымухамедову. - При режиме С.Ниязова была так называемая «президентская почта» - специальный охраняемый ящик, установленный в зданиях велаятских и городских хякимликов (администраций). Люди вначале поверили было в то, что обращение к президенту и в самом деле доходит до него и по жалобам принимаются действенные меры. Вначале так и было. Кто-то смог восстановиться в очереди на получение муниципального жилья, кого-то восстановили на работе. Но потом первоначальный ручеек писем и заявлений превратился в поток, люди стали в массовом порядке жаловаться на произвол правоохранителей, на бездействие местных чиновников, на коррумпированных судей и прокуроров, на отсутствие справедливости. И «президентская почта» в буквальном смысле захлебнулась, помощники президента просто-напросто решили оградить главу государства от этого потока жалоб и стали переправлять заявления в местные органы власти, в министерства для принятия мер. Заявители стали получать банальные отписки, и на этом все закончилось» - говорит он.

По его словам, схематично движение письма выглядит так: заявитель - администрация президента - верховный суд или генеральная прокуратура - заявитель. Несмотря на все красноречие, использованное в письме, заявитель получает сообщение, в котором ему с данной жалобой рекомендуется обратиться в суд или в органы прокуратуры по месту жительства. Все, как говорится, возвращается на круги своя. Если ответы и поступают, то, как правило, от тех же органов, на которые изначально посылались жалобы. В редких случаях вопрос решался в пользу отправителя письма.

Необходимо отметить, что к этой крайней мере прибегают далеко не все, ищущие справедливость, и причина тому - боязнь усугубить ситуацию, «подставить» своих родных, выглядеть в их глазах «самым умным». Именно по этой причине многие туркменистанцы предпочитают ограничиваться визитами и письмами местным чиновникам: помогут – замечательно, а нет – переживем. Обратиться за помощью к правозащитникам или независимым СМИ, тем более под собственным именем – для этого вообще нужно быть «безбашенным».

* * *

По данным источников в государственной компании почтовой связи «Туркменпочта», в последние годы количество писем и телеграмм на имя главы государства увеличилось в разы. Как и в период правления Сапармурата Туркменбаши, вся почта, адресованная президенту Туркменистана, сначала попадает в местные управления МНБ и перлюстрируется, а сами отправители письма берутся на заметку в зависимости от содержания и характера письма. Если в заявлении есть нотки протеста или недовольства существующими порядками в стране, то автор заявления берется в плотную разработку. Если же жалоба касается какой-то бытовой проблемы или частного случая и не критикует внутреннюю политику властей, то у заявителя не возникнет особых проблем со спецслужбой. Лидером по жалобам, как ни странно, является более-менее благополучный Ашхабад, в котором и расположены все властные министерства и ведомства, куда, казалось бы, проще достучаться, нежели откуда-то из провинции. Второе место делят между собой Балканский и Дашогузский велаяты (области).

Тойлы Аширмурадов, «Альтернативные новости Туркменистана»

Международное информационное агентство «Фергана»