Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Туристы влюбляются в природу Кыргызстана, но приходят в ужас от инфраструктуры»

16.09.2013 20:37 msk, Екатерина Иващенко

Кыргызстан Интервью Туризм
«Туристы влюбляются в природу Кыргызстана, но приходят в ужас от инфраструктуры»

На фото: Артур Зотов

Почему туризм в Кыргызстане почти не развивается? Не развита инфраструктура, нет дорог, не хватает квалифицированных агентов, которые помогут организовать маршрут. Как обстоят дела с гидами, экскурсоводами и сопровождающими? Какие маршруты популярны среди туристов, чем притягивает Кыргызстан и в чем главное разочарование туристов? Об этом корреспондент «Ферганы» Екатерина Иващенко поговорила с Артуром Зотовым, у которого за плечами 17 лет опыта работы гидом.

«Фергана»: Когда о Кыргызстане стали говорить как о стране туризма?

Артур Зотов: В семидесятые годы, еще при СССР, на уровне совета министров было принято решение открыть лагерь на Памире под пиком Ленина для зарубежных альпинистов, с формулировкой «в целях привлечения иностранной валюты». Самое интересное, что первые кыргызстанские альпинисты, выступавшие в роли гидов для этих иностранцев, впоследствии возглавили пять самых крупных туристических компаний уже независимого Кыргызстана. И до сих пор три компании из этих пяти живы. Во времена Союза к этим альпинистам привозили иностранцев, как правило, из стран соцлагеря: Венгрия, Чехословакия… Альпинизм для Кыргызстана был единственным видом туризма.

Когда мы уже обрели независимость, то решение о развитии туризма стало чуть ли не одним из первых решений нового президента Акаева, было решено устроить грандиозное событие – отпраздновать тысячелетие «Манаса». Академии наук было дано задание собрать всю археологическую и историческую информацию по Кыргызстану. Тогда и окончательно определился список основных достопримечательностей страны: башня Бурана, Караван-Сарай Таш-Рабат, Узгенский комплекс, гора Сулейман-Тоо в Оше, различные памятники советского времени, включая статую Ленина на площади Ала-Тоо, из природных объектов – озера Иссык-Куль, Сон-Куль, Чатыр-Куль, национальный парк «Ала-Арча» и т.д. Благодаря торжествам по поводу 1000-летия «Манаса» о стране узнали, в туризм начали вкладывать деньги. Активно инвестировать в эту отрасль начали казахи. Еще одну туристическую фирму, существующую до сих пор, вообще основали три англичанина. У них есть одна гостиница в Бишкеке и одна в Нарыне, вполне приличная. Получилось, что англичане оказались предприимчивее наших, они поняли, как важно иметь в Нарыне гостиницу, потому что в Китай едут именно через Нарын.

В Кыргызстан, в целом, было легче попасть, чем в другие страны - я говорю о визах и других разрешительных документах. Хотя самой популярной среди туристов страной в Центральной Азии является Узбекистан: там поток туристов в разы больше из-за Самарканда и Бухары.

- Но говорят, что в Кыргызстане даже больше мест, которые можно показывать туристам?

- Да, и это не только мое мнение. В Узбекистане есть только Самарканд, Бухара и Хива, которые можно посмотреть за неделю, и больше там делать нечего. Просто любой образованный европеец знает, что на свете есть Самарканд (для них это почти «Багдад» – таинственный город, про который писали многие европейские путешественники), и что его обязательно надо посетить. У нас же можно месяц лазить по стране, и тебе все равно будет хотеться приехать сюда еще раз. Так делают японские туристы, которые каждый раз открывают для себя что-то новое в Кыргызстане.

Немаловажно, что большей частью именно в Узбекистане туристы узнают про соседний Кыргызстан и открывают для себя красивую, горную страну. Только благодаря такой «заманухе», как Самарканд.

- И никак не благодаря усилиям Минтуризма?

- Нет. Туристы говорят, что именно благодаря Узбекистану.


- С какими проблемами в сфере туризма столкнулась страна, обретя независимость?

- Во-первых, надо было решать вопрос с профессиональными кадрами. Не было гидов, были только экскурсоводы. И в гидов начали переквалифицировать преподавателей иностранных языков, подключили к этому делу молодежь, которая знала иностранные языки.

17 лет назад, в 1996 году, мой друг работал в одной туристической компании, к ним приехала большая группа иностранцев, а гида не было. Я учился на втором курсе университета, хорошо знал английский - и меня пригласили поработать гидом. Тогда было очень много проблем: с дорогами, с размещением туристов… Единственная относительно нормальная дорога шла вокруг Иссык-Куля, да и то - по южному берегу озера тогда не ездили. Туристы туда пришли после того, как в девяностые годы одно семейство открыло там гостевой домик.

Чтобы быть гидом, недостаточно знать язык и уметь рассказать о достопримечательностях. Нужно уметь решать неожиданные проблемы, которые всегда возникают, когда работаешь с людьми. И те гиды, которые умели справиться с разными нестандартными ситуациями, - профессионально росли, у них появлялась репутация и их начали приглашать к серьезным группам.

Один из главных принципов гида – ты должен быстро ориентироваться и никогда не терять контроль над ситуацией. У меня была история. Я повез туристов в Джети-Огуз (красивейшая местность на южном берегу Иссык-Куля), там есть холмы, похожие на семь быков. Я видел этих «быков» на картине, но не знал, как они выглядят на самом деле. И водитель наш тоже ни разу там не был. Все, что я помнил, - что горы там красные. И вот мы едем, и слева я вижу семь холмов - и тоже красных! Я засомневался, они это или нет, но нужно было принимать решение. Я торможу водителя. Выходят мои туристы, я им показываю на эти холмы, вот, говорю, эти знаменитые «семь быков», рассказываю красивую легенду, они фотографируются, все довольны… Мы едем дальше - и приезжаем к настоящим «семи быкам». Я понимаю, что опозорился. Но так как у гида нет права на ошибку, то очень уверенно сообщаю, что семь быков - это как раз то, что я показал, а перед нами что-то совсем другое…

У каждого гида есть похожая история.

Вторая проблема касалась инфраструктуры: в конце девяностых за пределами Бишкека негде было накормить людей, не было кафе. Завтракать можно в гостинице, ужинать тоже, но обедать где? Выкручивались - закупались на базарах и устраивали по дороге пикники. Это был единственный выход.

С туалетами у нас и сегодня проблема, а тогда это была почти катастрофа. Один мой приятель, когда только начинал работать в турбизнесе, катал клиентов по таким местам, где туалетов просто не было. Нигде. Сейчас-то людей научили ставить какие-то кабинки, огороженные фанерками, а тогда ничего подобного и близко не было. И он каждое утро готовил для пожилой дамы-клиентки подобие туалета: огораживал, вычищал что-то…

Бывают привередливые клиенты. Жалуются на холод, требуют отдельных туалетов. В юртах на Сон-Куле были установлены печи, их затопили - но кизяком, и он завонял. Клиенты стали жаловаться уже не на холод, а на вонь. А что я могу сделать? Пришлось потерпеть.

- А люди вообще понимают, куда они приехали? Их предупреждают, какова инфраструктура в Кыргызстане?

- Вопрос в десяточку. Существуют компании по всему миру, которые рекламируют среди своих клиентов новые направления. Например, Кыргызстан. Они набирают группу, рассказывают, какая это замечательная страна. Естественно, чтобы завлечь людей, они должны рассказывать только хорошее, и у меня есть сильное подозрение, что они не вдаются в бытовые детали. Мы пишем, что размещение будет в юртах, объясняем, что это традиционный дом кочевников. Но людям сложно представить, что вообще бывают дома, в которых можно замерзнуть ночью, что туалетов не может быть в принципе и так далее. Каждый раз у них возникают претензии.

В регионах, если нет ни одной гостиницы, мы размещаем клиентов в home stay –гостевых домах самого низкого уровня. Но и эти дома есть не везде - например, в Таласской области home stay есть только в столице, Таласе…

Да, туристы наслышаны о горах, красивой природе и чистой воде, но по приезде начинаются проблемы. В Бишкеке-то они всем довольны: тут и отели, и хорошая еда. У нас же туры построены таким образом, что ты в любом случае должен переночевать в Чолпон-Ате, в Караколе, где раньше не было ничего, вообще ничего для туристов. Даже в Оше долгое время было лишь две гостиницы. По большому счету, за все эти годы инфраструктура улучшилась только на Иссык-Куле и частично - в Нарыне.

И третья большая проблема – это дороги. Самая хорошая дорога - Бишкек-Ош, постепенно сделали дорогу Бишкек-Торугарт, потому что она ведет в Китай, и еще в нормальном состоянии дорога на Иссык-Куль. Но дороги внутри страны ужасны. Чаще всего это даже дорогой назвать нельзя. Это тропы.

- Почему за годы независимости ничего не поменялось?

- Элементарно нет денег. Думаю, разворовываются. Для частного инвестора строить, например, гостиницы - большой риск, туристы могут и не поехать. Инфраструктуру начинают улучшать там, куда уже устремился поток туристов, именно так поднялся Иссык-Куль и Нарын.

Три области, в которых наиболее развит туризм, - это Чуйская, Иссык-Кульская и Нарынская. Чуйская – это Бишкек, здесь останавливаются всегда: нормально помыться, поесть, закупить сувениры в ЦУМе. В музеи мы туристов не водим, там нечего смотреть. Нарын поднялся за счет озера Сон-Куль, красивой природы, к тому же оттуда все едут дальше в Китай. А в Иссык-Кульской области – само озеро, причем люди приезжают не столько искупаться, сколько посмотреть.

У нас было много инициатив в области туризма, но все они сдулись. Единственная, на мой взгляд, более-менее хорошая инициатива – это сделать Кыргызстан страной конференций, семинаров, фестивалей. Event-туризм, когда люди будут приезжать сюда ради каких-то важных событий. Например, в этом году состоится второй международный фестиваль «Я танцор», в августе прошел конкурс «Мисс Бикини СНГ». Уже есть туристические компании, которые готовы вкладываться в проведение конференций, семинаров, люди начали понимать, что бизнес-туризм можно развивать.

Если государство будет заниматься подобными вещами, то оно начнет строить дороги, займется инфраструктурой. Тот же саммит ШОС заставляет латать дыры на дорогах и улучшать город.

Посмотрите, сколько известных людей приехало в Кыргызстан за последнее время. В этом году приезжал Радислав Гандапас (известный бизнес-тренер, - прим.ред.), пять лет назад даже представить это было невозможно. На «Я танцор» приезжает Крейг Дэвид (популярный британский певец и автор песен, - прим.ред.). 10 лет назад, впервые услышав его песни, я даже подумать не мог, что когда-нибудь он будет в Бишкеке. И подобные мероприятия происходят постоянно, мы начинаем выбирать, куда сходить, кого послушать.

А традиционный туризм пока остается частным. До тех пор, пока за него не возьмется государство, он и будет оставаться на том уровне, на котором его могут развить частники.

- Что сейчас в туризме наиболее востребовано в Кыргызстане?

- Альпинизм и так называемый «культурный туризм» - проехать по историческим местам, переночевать в юрте. Стандартный тур: приезд в Бишкек, прогулка по городу, посещение площади, Ошский рынок, ЦУМ. На следующее утро едем на Иссык-Куль, по дороге смотрим Бурану, приезжаем в Чолпон-Ату, там петроглифы и прогулка на катере по озеру. Далее Каракол, где смотрят церковь, дунганскую мечеть и посещают скотный рынок. Потом едем в Кочкорку, это уже Нарынская область, где показывают, как делают шырдаки (кыргызские ковры из войлока - прим.ред.). Далее поездка на Сон-Куль, где можно походить по горам и покататься на лошадях, ночевка в юрте, на следующий день - город Нарын, где нет ничего, там только ночуем. Оттуда едем к уникальному архитектурному памятнику Таш-Рабат, а оттуда на Торугарт, где туристов уже перехватывают китайцы. Это самый стандартный и распространенный тур – занимает одну неделю. В зависимости от количества людей и качества гостиниц стоит такой он от полутора до трех тысяч долларов США.

Второй популярный тур - из Узбекистана приезжают в Ош, где людям показывают гору и базар, оттуда либо по дороге, либо самолетом туристов отправляют в Бишкек, затем на Иссык-Куль или в Нарын. Да, есть у нас Арслан-Боб, Манас-Ордо и другие красивые места, но из-за плохой инфраструктуры туристов туда привозят редко. В Узгене красивый памятник, минарет XI века, сестра Бураны, но туда практически не заезжают. По сравнению с Самаркандом (а это один и тот же ансамбль) эта башня не особо привлекательна, потому что она стоит там одна, и рядом медресе. Построили бы дорогу в Казарман, и тогда уже из Оша можно было бы проехать в Узген, затем посмотреть Арслан-Боб, вернуться, поехать в Казарман, а оттуда в Таш-Рабат, Сон-Куль. То есть показывать не одно место, а сразу несколько, и это было бы интересно.

- Как за эти годы изменился поток туристов?

- Их стало больше, страна, конечно, стала популярнее, Кыргызстан начал появляться в каких-то рейтингах. Завлекает кочевой жизнью, дикостью. Но кто мы на фоне Монголии? Никто. Уж лучше поехать знакомиться с кочевой жизнью на родину Чингиз-Хана.

Туров больше групповых, и возят туристов везде, где могут проехать автобусы или миниавтобусы.

К нам приезжают из США, из всей Европы, из Австралии и Японии. В последнее время стали приезжать из Малайзии, Сингапура, Индонезии, Бразилии. Однажды я столкнулся с мексиканцами.

Больше всего удивляет туристов наша природа, они сразу же в нее влюбляются. И потом удивляются, почему у нас такая отвратительная инфраструктура и почему мы совершенно не развиваем туризм и не продвигаем страну за рубежом. Но будем надеяться, что ситуация все-таки изменится.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»