Можно ли спасти узбекистанцев, приговоренных к повешению в Малайзии?
На фото: Сайера Нурмухамедова и Дильбар Назарова после приговора. Фото © The Star.Com.My. Фото в большом разрешении — в Галерее.Ферганы.Ру
Юристы из организации «Ташаббус» прокомментировали приговор троим гражданам Узбекистана, приговоренным в Малайзии к смертной казни через повешение. Напомним, что две женщины и мужчина были признаны виновными во ввозе наркотиков (10 кг метамфетамина). Один из главных вопросов, который поднимался во время обсуждения инцидента, - участвовало ли посольство Узбекистана в судебном процессе и в правовой защите своих граждан.
«Фергана» публикует комментарий юристов (в сокращении).
Рассмотрим вопрос с правовой точки зрения и попытаемся найти ответы на следующие вопросы:
Действуют ли нормы международного права при проведении суда над гражданином одной страны на территории другой?
Согласно Венской конвенции о консульских сношениях, при проведении суда над гражданином иного государства данное государство обязано информировать подсудимого о праве на защиту. В рассматриваемом нами случае трое граждан Узбекистана должны были быть проинформированы малайзийской стороной о праве на юридическую помощь и защиту из Узбекистана. Малайзия также должна была сообщить Узбекистану (посольству Узбекистана в Малайзии) об уголовном деле против граждан Узбекистана и выдвинутых против них обвинениях. Напоминаем, что упомянутая Венская конвенция подписана и Узбекистаном, и Малайзией.
В сообщениях СМИ не упоминается о том, были ли проведены подобные процессуальные действия.
Согласно Закону Республики Узбекистан о гражданстве, Узбекистан обязуется защищать права, свободы и интересы своих граждан, где бы они ни находились. Выполнение данного обязательства является непосредственной прерогативой Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, и защита прав граждан Узбекистана во взаимоотношениях с другими странами прописана в Уставе МИД как одна из задач министерства.
Министерство осуществляет свою деятельность через дипломатические представительства на территории зарубежных государств, которые защищают права своих граждан, основываясь на международном праве и двусторонних договорах и соглашениях, а также многосторонних соглашениях, участниками которых являются оба государства.
Согласно статье 26 Конституции Республики Узбекистан, подсудимое лицо должно быть обеспечено всеми условиями для защиты. Согласно Консульскому уставу, консул обязан принять все меры и действия для восстановления нарушенных прав юридических лиц и граждан своей страны. Даже в том случае, если граждане Узбекистана, находящиеся за рубежом, не в состоянии сами защитить свои права, консульство имеет право без доверенности представлять их интересы в государственных органах страны пребывания. Данное представительство продолжается до тех пор, пока граждане не назначат защитника или будут в состоянии сами защищать свои права.
Узбекистан должен был обеспечить троих граждан, осужденных в Малайзии, юридической помощью (найти им хорошего адвоката) и бороться за их права и интересы.
Целью государства Узбекистан должно быть спасение своих граждан от высшей меры наказания вне зависимости от их виновности или невиновности, так как в 2008 году в Узбекистане была отменена смертная казнь, и с тех пор самой тяжелой формой наказания в стране является пожизненное заключение.
Обратим внимание на подробности судебного разбирательства. Как стало известно из сообщений СМИ, подсудимые (или их адвокаты) сообщили о том, что не знали о применении такой жесткой формы наказания за ввоз наркотиков в Малайзии, как смертная казнь. Адвокат, защищающий интересы граждан Узбекистана даже в случае, если вина обвиняемых доказана, должен был добиться замены смертной казни пожизненным заключением (самой тяжелой формой наказания в Узбекистане) и потребовать, чтобы осужденные отбывали наказание в своей стране.
Обычно два и более государства заключают соглашения или договоры о применении наказания при совершении преступления. Между Узбекистаном и Малайзией подобной договоренности не существует, однако с 2008 по 2013 годы между странами действовал Меморандум о сотрудничестве в правовой сфере. Хотя данный документ посвящен, главным образом, вопросам обмена кадрами и прав интеллектуальной собственности, в нем упоминается, что стороны могут сотрудничать и по другим правовым вопросам. Следовательно, основываясь на данном положении, правительство Узбекистана могло потребовать не применять смертную казнь и позволить осужденным отбывать наказание в Узбекистане. Необходимо отметить: несмотря на то, что Меморандум потерял силу в августе 2013 года, уголовное дело против троих узбекистанцев было возбуждено в 2010 году, и два государства должны были сотрудничать в течение последних трех лет, пока Меморандум действовал.
В международном праве имеется знаменитое дело LaGrand, которое может послужить прецедентом для рассматриваемого нами вопроса. В нем два брата – граждане Германии, к моменту преступления проживавшие три-четыре года в США, были признаны виновными в убийстве в штате Аризона и приговорены к смертной казни. США не последовали своим обязательствам согласно Венской конвенции и не сообщили немецким гражданам об их праве получить юридическую помощь и защиту из Германии, а также не проинформировали посольство Германии о возбуждении уголовного дела и выдвинутых обвинениях против немецких граждан. Когда немецким властям стало известно о судебном процессе и решении суда, правительство Германии подало иск против США в Международный суд ООН. За несколько часов до исполнения приговора Международный суд принял временное решение о необходимости отложить казнь. Однако суд США не счел обязательным это решение, и оба брата были казнены. Однако в результате дальнейшего международного судебного разбирательства было признано, что США не выполнили своих обязательств, исходящих из Венской конвенции, и с тех пор все временные решения Международного суда ООН являются обязательными для США.
Следует упомянуть, что юрисдикция Международного суда ООН не распространяется ни на Узбекистан, ни на Малайзию. Поэтому у Узбекистана нет возможности подать иск против Малайзии. Тем не менее оба государства являются участниками Венской конвенции, к тому же, согласно национальному законодательству, Узбекистан обязан защищать права своих граждан, где бы они ни находились, и использовать для этого как правовые, так и политические средства.
Дилором Абдуллаева, «Ташабус»
Этой публикацией агентство «Фергана» обращается к Министерству юстиции, Министерству иностранных дел и Генеральной прокуратуре Узбекистана с просьбой сообщить, были ли предприняты в отношении узбекских граждан в Малайзии надлежащие правовые действия. Ждем ответа по электронной почте на имя главного редактора Даниила Кислова (dan@kislov.ru). Ответ обязательно будет опубликован.