Узбекистан: «Похищение свастики» художника Юрия Усеинова
На прошедшей в конце октября VII Ташкентской Биеннале современного искусства обладателем Гран-при стал Вячеслав (Юра) Усеинов. О проекте «Геометрия времени», который создавался на протяжении десяти лет – в интервью с художником.
«Изначально я не собирался участвовать в Биеннале, будучи в полной уверенности, что меня не допустят к этому мероприятию из-за скандала по поводу дворовой выставки «Мое любимое дерево» арт-группы «NasWHY», вызвавшей негативную реакцию властей, – говорит Усеинов. – Но в самый последний момент я все же решил попробовать и подал заявку куратору биеннале – доктору искусствоведения Камоле Акиловой».
Предоставив организаторам эскизы и концепцию проекта «Геометрия времени», Усеинов получил возможность инсталлировать свои работы в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана.
«То, что приняли заявку, было важным для меня, поскольку снизило психологическое напряжение, оставшееся после той дворовой выставки, – продолжает художник. - Тем самым было снято и некое табу на мое имя».
Вячеслав (Юра) Усеинов. Работы художника — в Галерее.Ферганы.Ру
Победа в биеннале среди двух сотен участников из 45-ти стран, сто из которых - местные, узбекистанские, была, по признанию Усеинова, совершенно неожиданной - он думал, что ему вручат в лучшем случае диплом участника. Как выяснилось позже, был серьезный разговор, споры внутри международного жюри, в состав которого вошли кураторы из Греции, Германии, Франции, Узбекистана и других стран, решившие вручить Гран-при ташкентскому художнику.
«Табу» на свастику
Говоря о своем проекте, Усеинов поясняет его концепцию.
«В проекте я задумал инсталляцию «Похищение свастики», – рассказывает художник. - Издревле у разных народов свастика являлась знаком солнца, плодородия, удачи, но в двадцатом веке она приобрела другой, противоположный смысл, став символом фашизма.
Вторая мировая война, геноцид в отношении других народов под знаком свастики – стали геноцидом и этого древнего символа, очернением его исконного смысла. Так свастика заняла в нашем сознании срединное положение между добром и злом.
Наблюдаемая напряженность в разных уголках мира, на мой взгляд, также связана с неким проявлением фашизма. Весь ужас в том, что возрождение нацизма зиждется на уверенности в «благом деле». Об этом свидетельствует то, что сейчас происходит в России, где, при попустительстве властей зарождается русский фашизм; в мире, где исламский фашизм проявляется через идеологию фундаменталистов.
Самое ужасное, что правительства некоторых стран используют именно национальный контекст для ухода от насущных проблем и сохранения своей власти - легче все свалить на «инородцев», нежели решать социальные проблемы.
Казалось бы, сегодня это самая актуальная тема, но с другой стороны - ее боятся. Один из европейских кураторов мне сказал: « У вас хороший проект, но не для Европы, где на этот знак наложено негласное табу». Но мой проект в культурологическом понимании можно рассматривать как некую параллель таким произведениям, как «Похищение Европы».
Цель проекта – реабилитация свастики, возвращение ее исторического значения художественными средствами. И при этом я, как художник и поэт, постарался затронуть в нем глубинную проблематику психологического существования человека».
Фрагмент инсталляции «Похищение свастики». Больше фото работ Юры Усеинова — в Галерее.Ферганы.Ру
Подготовка к выставке не обошлась без курьезов. Во время монтажа работ в выставочном зале к Усеинову стали приходить некие чиновные люди, недоумевающие, почему, мол, выставляется «фашистский знак».
«Пришлось долго и терпеливо объяснять им, что свастика издревле использовалась как элемент узоров на архитектурных памятниках в Самарканде, Бухаре и других исторических городах Узбекистана, - говорит художник. - И когда я задавал им вопрос, считают ли они изображение свастики на портале медресе Шер-дор «фашистским», они впадали в ступор, теряли дар речи, не зная, что ответить. Отсутствие элементарных знаний о происхождении этого знака говорит и о нашем общем невежестве по отношению к истории своей страны. У меня было такое ощущение, что до последнего момента за моей спиной шло судорожное согласование: «разрешить, не разрешить».
Древнее изображение свастики на портале самаркандского медресе Шер-дор.
Тюбетейки, коконы, лепестки роз и динозавры
«В своем проекте я позиционирую свастику через историческую архитектуру, через народное творчество – вышивку, тюбетейки, где этот элемент существует как необходимое декоративное звено, в которое заложен определенный позитивный смысл. – Продолжает Усеинов. – Такое «не лобовое» решение, основанное на поэтическом движении, в общем, и вытащило мой проект, который создавался и шлифовался мной на протяжении десяти лет».
В проекте представлены работы, сделанные в технике пэчворк (лоскутная аппликация), китайской технике «чий», смешанной - гобелен и вышивка. О масштабах проекта можно судить по тому, как создавались работы, инсталляция которых заняла у художника и его помощников не один день.
К примеру, каждое из четырех лоскутных панно, достигающих высоты 3,8 метра, создавалось по полгода. На разработку, изготовление картонных эскизов и раскрой ткани для одного панно уходило около двух месяцев. Далее за работу принимались профессиональные швеи, которые за четыре месяца сшивали тысячи разноцветных кусочков ткани.
«Концептуальность этих работ с использованием приемов поп-арта, отличает их от подхода, существующего в декоративно-прикладном искусстве, – поясняет художник. - К примеру, панно под названием «Дрейф от берегов Иерусалима» представляет собой лоскутно-станковый печворк, выполненный в виде картины. Идея в том, чтобы передать воздушную среду, форму и материальность предметов».
Гобелен под названием «Геометрия времени» в виде мандалы с расположенными на нем вышитыми тюбетейками, создавался в течение двух лет. (Мандала - сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Мандалы вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками, делают из металла, камня, дерева, – Википедия)
Гобелен-мандала «Геометрия времени». Больше фото работ Юры Усеинова — в Галерее.Ферганы.Ру
«Коллекцию маргиланских, наманганских, самаркандских мужских и женских тюбетеек я собирал более двадцати лет - с начала 80-х годов прошлого века и по 2000-й год, - рассказывает художник. - Одинаковых тюбетеек было много и мне приходилось довольно долго искать совершенно разные по структуре и рисунку».
В центральной композиции проекта – инсталляции «Похищение свастики» – мандала выполнена с двусторонним изображением свастики, отображающем ее двоякое значение. С одной стороны ее лучи повернуты против часовой стрелки, как знак плодородия, удачи, а с противоположной – по часовой, как знак войны.
Свастическую мандалу окружают подбирающиеся к ней деревянные динозавры, которые стремятся «похитить» свастику. Метафорически они олицетворяют собой «ледниковое» сознание современного человека, подверженного идеям фашизма.
Динозавры находятся внутри выложенного на полу из лоскутов ткани лабиринта, повторяющего свастические узоры архитектурного памятника Шахи Зинда («живой царь» - перс.) в Самарканде. В центре композиции сооружена миниатюрная копия такого же лабиринта из стилизованных лепестков роз из алой ткани и коконов тутового шелкопряда.
Полтора десятка тысячелетий и пять лет войны…
Свастическая мандала, как и другие аналогичные работы проекта, выполнена в технике «чий». В Китае для этого традиционно используются стебли одноименного степного растения. Каждый стебелек оплетают разноцветными нитями, создающими определенный узор.
Для изготовления своих работ Усеинов использовал шелковые нити, которыми вручную оплетал каждую палочку, на что у него уходило до двух часов. Только на одну композицию «Похищение свастики» он потратил полгода кропотливого труда. Всего в ней 480 палочек, связанных между собой на специальном станке. Общее количество таких работ в проекте – пять.
Детали техники «чий» - фрагмент гобелена-мандалы «Геометрия времени». Больше фото работ Юры Усеинова — в Галерее.Ферганы.Ру
«Два года назад я побывал в резиденции Далай-ламы в городке Дарамсала на севере Индии, где имел возможность ближе узнать культуру буддизма и культуру бон, возраст которой, по преданиям тибетцев, составляет более 15 тысяч лет, - говорит художник. - И этот знак (указывает на мандалу) пришел оттуда.
Что такое полтора десятка тысячелетий и пять лет Второй мировой войны в ХХ столетии - всего лишь краткий миг истории, под знаком свастики унесший десятки миллионов жизней и не преодоленный до сих пор, миг истории, который и в этом веке является камнем преткновения. Конфликты продолжаются, и сегодня человечество рискует вновь пройти сквозь чистилище войны. Жаль, что история ужасных войн прошлого столетия ничему нас не научила…».
Беседовал Павел Кравец
Международное информационное агентство «Фергана»