Суд скорый и неправый. Чем закончилась история двух предпринимательниц в Узбекистане
На фото: Героини нашей статьи пикетируют здание Мирабадского суда по уголовным делам, Ташкент, декабрь 2013 г.
Скандал вокруг дела, сфабрикованного администрацией Мирабадского (Госпитального) рынка против законопослушных ташкентских предпринимателей-налогоплательщиков Елены Агибаловой и Динары Латыповой, продолжает набирать обороты. Женщин, не пожелавших подчиняться незаконным требованиям милиции и руководства базара, 19 декабря признали виновными по шести статьям Административного кодекса, принудив их к выплате штрафа в размере 10 минимальных окладов (на сегодня это 915 тысяч 300 сумов). Первоначальная сумма штрафа равнялась 25 «минималкам» - в последний момент судья «смилостивился».
Заметьте: административное наказание «обвиняемым» выносит… Мирабадский суд по уголовным делам!
За несколько дней до судебных разборок Агибаловой и Латыповой через доверенных лиц снова стали поступать «добрые советы» и «предложения» с целью уговорить их прекратить хождения с жалобами по инстанциям. Дескать, администрация «готова взять на себя оплату ваших штрафных санкций», которые вынесет суд, поскольку «правонарушения» предприниматели «совершили» на территории подопечного ей хозяйства.
Любопытно, не правда ли. Логичен вопрос: откуда же вся эта шайка-лейка могла заранее знать, каков будет вердикт предстоящего в Мирабадском уголовном суде пародийного фарса? Неужто среди «режиссеров» заказного дела не нашлось ни одного здравомыслящего, кто бы остановился и подумал, что априори соглашаясь на «погашение» якобы «чужих счетов» за счет собственных средств (с чего бы это), он, тем самым, подписывается в фабрикации фактов против неугодных, что и требовалось доказать?
Даже привыкшие к произволу в органах судебно-правовой власти правозащитники Елена Урлаева и Шухрат Рустамов, принимавшие участие в спектакле под названием суд, пребывают в легком шоке: затеявшие этот унизительный маскарад должностные лица выдали себя с головой в заказном деле, изрядно «наследив».
«Укрощение» строптивых
Заключительное заседание Мирабадского райсуда по уголовным делам под председательством судьи Матчанова по обвинению предпринимателей Елены Агибаловой и Динары Латыповой состоялось 19 декабря и длилось считанные минуты.
«О том, что наши обращения о произволе в органах милиции мастерски повернули против нас же и дело довели-таки до суда, я узнала случайно, когда 11 декабря, подойдя к входной двери своей квартиры, подняла с пола скомканный конверт, в котором оказалась повестка в суд, датированная… 7 декабря, - рассказывает Елена. – У Динары была аналогичная ситуация, и мы на следующий день специально отправились в Мирабадский суд, чтобы выяснить все вопросы на месте».
Судья Махамаджон Матчанов, узнав цель визита, жестко выговорил женщинам, что он их «накажет» за то, что те «не явились на судебное слушание 7 декабря». Посетительницы показали судье запоздавшие конверты, но все было тщетно.
Как говорит Агибалова, по раздраженному лицу судьи было видно, что он не ожидал увидеть добровольно явившихся к нему в кабинет (хотели организовать принудительный «привод») и, пользуясь ситуацией, попытался даже провести спонтанное заседание суда. Но когда Елена осторожно возразила, что они с Динарой даже не ознакомлены с материалами дела, к тому же ей сейчас срочно нужно ехать в банк (закрыть кредит), тот на повышенных тонах вспылил: «Что – неподчинение?! Сейчас же составим соответствующий акт!»
Судебное заседание назначалось на 13 декабря (по словам соседей, в этот день к Елене домой явились два майора милиции, чтобы доставить ее в суд под конвоем, но она уже была в дороге), 16 и 19 декабря, но его то и дело откладывали по разным причинам. Продолжались и всевозможные провокации со стороны как группы торгашей-нелегалок, так и должностных сотрудников.
Стоит заметить, что ближайшие соседи Елены в эти дни тоже оказались под давлением милиции: с грозными словами: «Вы что – против Узбекистана?!» - им насильно всучивали адресованные Агибаловой бумаги, угрожая за отказ… арестом.
Так, 16 декабря Агибалову и Латыпову, имеющих на руках официальные повестки, долго не хотели пропускать через КПП в здание суда, ссылаясь на личное распоряжение судьи Матчанова «запустить строго после 14.30», хотя заседание было назначено на 14.00. Лишь после звонка на 102 (в милицию) своевременный допуск в суд был обеспечен. Очередная операция под названием «Опоздание и наказание» провалилась?
Судебные слушания проходили без предоставления обвиняемым адвокатов и переводчиков и в абсолютно свободной «интерпретации» юридического процесса. Анекдот, да и только: 16 декабря роль переводчика при синхронном переводе с узбекского на русский выполнял... тот самый участковый Умарходжаев, который и инициировал весь произвол в отношении двух женщин-предпринимателей! Надо ли говорить о качестве его «избирательного» перевода, если фраза «Надо гнать с базара этих двух русских!», прозвучавшая на узбекском из уст нелегально работающих на «Госпиталке» торговок, была попросту «не услышана» им…
Предпринимательницы-«хулиганки»
«Еще совсем недавно мы даже предположить не могли, что в демократической стране представители власти могут так запросто организовать открытую и наглую травлю честных предпринимателей (ежемесячно пополняющих бюджет на миллионы сумов), поставив при этом с ног на голову все имеющиеся факты! – возмущаются Елена с Динарой. – И это в отместку за то, что мы не согласились на уговоры налоговиков и руководства базара работать в пользу их карманов!».
Судья Матчанов, не делая никаких попыток вникнуть в суть дела и не считая нужным прислушиваться к доводам пострадавших предпринимателей, находит их виновными по ст. 33 КоАО РУз («применение более мягкого административного взыскания»); ст. 34 («применение административного взыскания за совершение нескольких правонарушений»); ст. 40 («клевета»); ст. 41 («оскорбление»); ст. 194 («неподчинение законным требованиям милиции») и ст. 195 («противодействие выполнению служебного долга работниками милиции») - и выносит решение о назначении штрафа в размере десяти «минималок» с человека. Мол, радуйтесь – не 25 же…
«Мирабадский суд по уголовным делам принял к рассмотрению клеветническое заявление 17 якобы частных предпринимателей и сфальсифицированные материалы (с явным уклоном к разжиганию межнациональной розни) административного дела инспектора профилактики ОАО «Миробод дехкон бозори» Ильеса Умарходжаева в отношении нас, легальных предпринимателей-налогоплательщиков, при этом полностью проигнорировав наши законные требования и заявления», - четко формулируют Агибалова и Латыпова.
По мнению собеседниц «Ферганы», судья Матчанов, в первую очередь, обязан был вспомнить про Указ президента от 24 августа 2011 года «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства». В нем говорится о «принципе приоритета прав предпринимателей, предусматривающем толкование неустранимых противоречий и неясностей нормативно-правовых актов во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными органами всех уровней, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками в пользу предпринимателей». Выходит, президентские указы ему и иже не указ?
А судьи кто?
«Наши труды, которым позавидовал бы не один адвокат Узбекистана, и надежды на беспристрастность суда были напрасны - 19 декабря судья Матчанов отклонил наши ходатайства об отсрочке рассмотрения дела (в частности, нам необходимо было время для поиска адвоката), более того – он от них просто отмахнулся, пробурчав что-то вроде «оставьте в канцелярии», и тут же удалился из зала, как позже выяснится, в совещательную комнату, - продолжают собеседницы. – Когда мы направились к выходу, чтобы найти канцелярию, стоявший у входной двери уже известный нам участковый инспектор Умарходжаев (теперь в роли стража!) запретил нам выходить из помещения. Его поддерживали человек пять наемных заявителей со своей «группой поддержки». Они попытались осуществить очередную провокацию, поднимая шум и громко обвиняя нас в вынужденном участии их в судебных разборках».
Даже когда минут через 15-20 появился судья Матчанов, как говорят Елена с Динарой, они не сразу поняли, что у того уже на руках готовое решение, извещающее об их «хулиганско-оскорбительных» действиях.
Некая Дильфуза Назарова (одна из тех, кто 27 ноября участвовал в организованных нападках на Агибалову и Латыпову) получила тоже штраф в две «минималки» (ст. 183, «мелкое хулиганство»).
Победоносно взглянув на поверженных легальных предпринимателей, нелегальные торговцы покинули зал суда в сопровождении своего «куратора» Умарходжаева.
Богатырский посвист Елены Урлаевой
«Мы с Динарой были готовы разрыдаться от обиды, - вспоминает Елена. - Поднялись на второй этаж, чтобы узнать, когда можно получить решение суда, ознакомиться с материалами дела и подать ходатайства, но в канцелярии нашему визиту были явно не рады: секретарь судьи тут же удалился, заведующего вообще не было на месте, и никто не мог дать вразумительный ответ, где же он может быть в рабочее время».
По словам Агибаловой, очень кстати в этот момент в канцелярии появилась узбекская правозащитница Елена Урлаева, которая узнав о позорном судебном решении, тут же стала задавать «неудобные» вопросы сотрудникам канцелярии и фотографировать их.
Говорят, было весело наблюдать, как еще недавно полусонные работники вмиг оживились, а некоторые даже чуть было не попадали на пол от неожиданности, отворачивались от камеры и бежали, прикрывая лица руками. А от неожиданно прозвучавшего громкого свистка Урлаевой (и это в мертвой тишине суда!) высыпали из кабинетов практически все, только не было среди них судьи Матчанова – то ли испарился под шумок, то ли спрятался у себя...
«Это был эффект разорвавшейся бомбы! Сотрудники суда, ошеломленные невиданной наглостью, как тараканы выползли из своих кабинетов, чтобы увидеть того смельчака, кто позволил себе свистнуть, - рассказывают предпринимательницы. - Елена вслух озвучила свою фамилию и стала бесстрашно расспрашивать: «Где все? Где судья Матчанов?! Почему некому подписать простое заявление?!» Потом дала еще несколько оглушительных свистков, и нас впустили в канцелярию, где, как ни странно, на стене не было портрета президента. Тут же «нашелся» и завканцелярией, который нервно подписал все, что нужно…»
По словам пострадавших женщин, поскольку Матчанова нигде не было, а Урлаевой очень хотелось, чтобы бесчестный судья ознакомился с текстом на плакате, который она принесла с собой, она водрузила его, словно Знамя победы, на шпиль решетки суда. Там все дружно и сфотографировались, устроив кратковременный пикет.
Когда власть бессильна
«У нас есть 10 дней, чтобы опротестовать незаконное решение суда, хотя в happy end мы уже не верим, - сетуют предприниматели. - Практически мы не можем работать и жить нормальной жизнью с октября месяца, когда нас принципиально вынудили заниматься подготовкой юридических документов и обращений во все инстанции (около 60 обращений и заявок на прием к высоким госчиновникам!). Можем уверенно сказать, что нас уже наверняка знают в лицо должностные чины практически из всех структур власти. Только в Аппарат президента мы обращались четырежды, бесконечное множество раз – к силовым, надзорным и фискальным органам, депутатам и прочим «большим» начальникам, которым предоставляли всю доказательную базу, вплоть до аудио- и видеозаписи. Всюду качали головами и бодро успокаивали: разберемся! И никто из них за все время наших хождений по мукам (с 8 октября) не ударил даже палец о палец, чтобы разрешить ситуацию и наказать истинных виновных.
Более того, таинственным образом из дела стали исчезать некоторые документы, к примеру, наша жалоба от 27 ноября в правоохранительные органы (после нашего звонка на 102, который принял оператор № 47), на неадекватные действия против нас группы женщин-нелегалок, незаконно торгующих на Госпитальном. Посудите сами: вместо утерянного нашего обращения в милицию с просьбой о помощи в деле вдруг появляется заявление клеветнического характера от тех, кто на нас и нападал. И верят не нам, а им, судят не их, а нас! Когда мы 23 декабря хотели попасть на прием к руководству ГУВД по поводу бесследно исчезнувшего от 27 ноября, нас просто грубо прогнали, даже не дослушав».
Предприниматели уверены: большинство чиновников, на которых возложена обязанность защищать узбекских граждан, не отвечают профессиональным требованиям. В своем обращении к депутату Законодательной палаты Олий Мажлиса от Сергелийского округа Зиедулле Убайдуллаеву доведенная до отчаяния Агибалова написала о немых и бездействующих фигурах во власти, которые сознательно не пожелали вмешиваться в судебно-милицейский произвол.
«Высшие органы власти Узбекистана, не защитив нас от незаконного судебного разбирательства, всему миру продемонстрировали свое бессилие перед «теневой» экономикой, тем самым подтвердив, что по масштабам коррупции Узбекистан, действительно, занимает одно из лидирующих мест в мире! Заказное постановление судьи Матчанова М.С. из Мирабадского райсуда по уголовным делам – еще одно доказательство того, что Узбекистан – опасная страна для инвестиций.
В любой истинно демократической стране, где борьба с коррупцией ведется не на бумаге, соответствующие органы, получив сигнал об уклонении от уплаты налогов, тут же бы отреагировали должным образом, создав следственную группу по выявлению схем уклонения от выплаты обязательных платежей. Но, как показывает практика, увы, где угодно, только не в Узбекистане…», - говорится в обращении.
«Это заказное дело мы лично расцениваем как еще один плевок в сторону закона, - заключают Агибалова и Латыпова. – Позор, да и только: никто из важных государственных мужей не пошевелился, чтобы хотя бы попытаться вникнуть в суть этой истории, «слепленной» местными «авторитетами» мелкого пошиба с одной-единственной целью – сохранить свои позиции и коррупционную «кормушку».
Соб.инф.
Международное информационное агентство «Фергана»