Стамбул. Город, где хочется остаться
Согласитесь, что города - как люди. Они живые. Могут любить своих героев-горожан и быть равнодушными к зевакам-туристам. Они презирают своих разрушителей и умело скрывают своих защитников от врагов. Они могут быть красивы и печальны, веселы и озабочены. Они разные.
Стамбул не исключение. Но он еще и величественен. Я влюбился в него в свой первый приезд в далеком уже 1998 году. Пьяный ветер свободы, дувший с Мраморного моря, нокаутировал меня сразу. Я стал вечным воздыхателем этого дивного города. Да и сейчас, проходя таможенный контроль в суперсовременном аэропорту имени Мустафы Кемаля Ататюрка, чтобы лететь в Ташкент, я чувствую желание сдать билет и навсегда остаться в городе, ставшем мне вторым домом.
Когда я прохожу по его узким волнообразным улицам, седые дома предлагают остановиться рядом с ними и послушать их историю. Им есть что рассказать. Например, о первых греческих поселенцах в районе Кадыкей. Или с гордостью - о золотом веке правления Сулеймана Великолепного, в память о котором осталась мечеть Сулеймание. Официальный возраст в две тысячи семьсот лет дает городу возможность выбрать множество интересных историй о своей молодости. И внимательному слушателю есть что послушать.
Еще интересный факт про улицы старого Стамбула. Они редко заканчиваются тупиком. Чаще они плавно переходят в другую улицу и обязательно выведут пешехода к морю. На площади метро Ускюдар люди бросают монеты в море - чтобы вернуться и подышать пьяняще-свежим воздухом. И улыбнуться от осознания того, как они счастливы в этом городе. Брошенных монет на дне не видно. То ли они закатились в щели, то ли их забрал морской бог в счет уплаты за исполненные человеческие желания.
Море - мягкая колыбель города. Окружая его с трех сторон, оно дает городу свежесть, работу, еду, отдых. Летом спасает от знойного солнца, покрывая дневной город свежим морским бризом. А осенью и зимой заманивает к себе тучи, полные дождя и снега, чтобы Стамбул не раздражался от гололеда, холода, слякоти и грязи. Море - друг Стамбула и всегда дает работу тысячам его жителей. Кто-то ловит рыбу, некоторые возят туристов и пассажиров на речных трамвайчиках, особо смелые берутся перевезти многотонные грузы по воде. Всего в кабельтове от берега величественно, но быстро проходят многотонные сухогрузы. Многомиллионный мегаполис живет активной жизнью и не собирается спать даже глубокой ночью.
Город постоянно строится и расширяется. Комфорт и богатство неумолимо сменяют простоту и бедность в городе. В самом конце октября 2013 года под проливом Босфор прошла ветка метро и соединила две части города. Экономически выгодный и социально нужный проект делает Стамбул еще более привлекательным для инвестиций.
Стамбул не переписывает свою историю. Вековые минареты не загораживают солнце католическому монастырю святой Софии. И под одним небом на мусульманской земле мирно уживаются последователи различных вероисповеданий. Конечно, без конфликтов не обходится, и армянский геноцид 1915-1923 годов все еще кровоточит и дает о себе знать на самых различных уровнях общения. Но граждане Турции помнят ошибки прошлого и дважды не наступают на одни грабли.
Мне нравятся жители Стамбула. К ним нельзя применить штампы, о них трудно сказать что-то определенное и общее для всех. Они разные. Они обязательно проявят сдержанность, прощая приезжим незнание местных обычаев. Но они же становятся нетерпимы к своим начальникам, когда беспардонно попирают их гражданские свободы. Волнения в защиту своих прав на площади Таксим полугодовой давности - тому пример.
Конечно, красивой туристке трудно будет пройти незамеченной по улице Лалейли, где она хотела бы прикупить модные обновки. Мужчины есть мужчины, и турки не исключение. Даже не просто исключение, а лидеры среди мужчин по флирту с приезжими красавицами. Делают это они красиво или не очень, в зависимости от воспитания и темперамента. Но я все равно защищу их поведение, спросив: а чего вы, женщины, первые начали, родившись желанными?
Я заметил, что polislik - полицейских - на улицах Стамбула не так уж и много. В родном мне Ташкенте милиции полно в центре города, они охраняют практически все государственные объекты. Но они редко ходят по другим, малопрестижным и опасным улицам Ташкента. Здесь же, в Стамбуле, полицейский незаметен прохожему. Он рядом, но не мешает тебе прогуливаться вдоль набережной или возле дворца, сидеть в кафе или в парке. Он не трогает тебя в метро, даже если у тебя большой рюкзак. Здесь принято бороться с терроризмом современными методами, а не видимостью примитивного досмотра сумок пассажиров, где обнаружить что-то опасное толком не удастся. Полицейский практически невидим. Но стоит произойти какому-нибудь ЧП, он будет первым на месте происшествия. По инструкции оказания первой помощи гражданину полицейский наряд обязан появиться на месте происшествия в течении 7-10 минут с момента первого обращения. И это в тринадцатимиллионном мегаполисе! Вот и представьте автоматизм работы полиции Стамбула. Следует отметить, что несмотря на солидное и заслуженное уважение представителей этой профессии, полицию города нещадно критикуют буквально все. Может, поэтому она и работает так отлично?
Знаете, чем еще богат Стамбул? Несравненной кухней. В любом магазинчике или уютном кафе вам приготовят восхитительное блюдо из рыбы или других морепродуктов, баранины или сочной зелени. Никто не равнодушен к guzleme (турецкая лепешка с начинкой) и lahmakun (турецкая пицца). Прибавьте к ним несравненное кахва – кофе, и можно смело утверждать, что вы отведаете сказочный ужин.
Так же сыто себя будут чувствовать и бродячие псы. Нет, они не злые и не заражены вирусами болезней. Они не бросаются на людей. Да и назвал я их бродячими по глупой инерции, увидев их на улице без хозяина. Обозвать их бездомными язык не повернется. Они живут рядом с продуктовыми духанчиками или кафе. Щедрый хозяин кафе или добрый посетитель подкармливают собак так, что те начисто забывают про свою бродячую жизнь и целыми днями спят прямо на тротуаре перед кафе. Перешагивая через них, пешеходу приходится быть осторожным, чтобы… нет, не получить укус в сочные места, а чтобы не разбудить дремлющего пса.
После российских Пензы и Москвы, Самары и Ялты мне комфортно в турецком Стамбуле. Во мне нет внутреннего напряжения, потому что меня не останавливают на каждом шагу и не листают каждую страницу моего зеленого паспорта. Мне не цедят «понаехали» и не обманывают с работой и зарплатой. Я здесь свой. Мне улыбаются турецкие красавицы, и не потому, что одиноки и нуждаются в ласке, а потому что я просто нравлюсь им. Мне не страшно подсесть в кафе к компании молодых ребят и выпить с ними турецкого арака. И пусть они немного захмелеют, не беда. Ведь они точно не будут хвататься за ножи, чтобы резать мигрантов. Стамбул не боится нашествия приезжих. Он найдет кров и работу всем, кто останется жить здесь. Ведь все мы здесь по-настоящему братья.
Хает Хан Насреддинов . Фото Д.Кислова