Россия: В Красноярске начат пилотный проект по адаптации трудовых мигрантов из Узбекистана
На фото: В Красноярске обучают трудовых мигрантов. Фото «Фергана.Ру»
В Москве создана, а в Красноярске создается узбекская национально-культурная автономия, объединяющая три региональных общественных организации: два национально-культурных центра «Дустлик» (региональный и городской) и Красноярскую региональную общественную организацию (КРОО) по содействию социально-правовой адаптации народов Узбекистана «Содружество узбекистанцев». Президент КРОО Зафар Сафаров рассказал «Фергане», зачем нужна автономия, и о пилотном проекте по сопровождению трудовых мигрантов, которое «Содружество узбекистанцев» начало в Красноярском крае.
Зафар Сафаров: Президент России Владимир Путин в конце прошлого года подписал дополнения в закон о национально-культурных автономиях (с изменениями на 2 июля 2013 года). Мы надеемся, что это даст возможность создать нормальный, постоянный и рабочий диалог с уполномоченными структурами государственных органов Российской Федерации. Я думаю, что в скором времени это даст позитивный результат.
- А раньше диалога не было?
- Был. Национально-культурные центры, в основном, занимались сохранением традиций и культурных ценностей, воспитанием молодежи, способствовали сохранению языка и другими схожими вопросами. Наше КРОО «Содружество узбекистанцев» было учреждено этими национально-культурными центрами именно для того, чтобы способствовать трудовым мигрантам из Узбекистана с первого же дня прибытия на территорию России оставаться в рамках правового поля. И если мы ведем разговор от имени такого серьезного юридического лица, как национально-культурная автономия, это придает вес нашим переговорам с администрацией.
- Каким образом Вы помогаете мигрантам оставаться в рамках правового поля?
- Очень простым. Мы будем «сопровождать» человека со дня прибытия и до дня отъезда. Любой, кто стал членом «Содружества узбекистанцев», может считать себя застрахованным от любых юридических миграционных неприятностей. Мы ему помогаем с регистрацией, с получением разрешения на работу, обучаем профессии, если это нужно. Первые 60-70 человек уже на днях получают дипломы и идут работать по специальности. А многие потом вернутся в Узбекистан, уже с профессией, - и там тоже начнут приносить серьезную пользу.
- Какие дипломы? Российские?
- Мы заключаем договора с российскими учебными заведениями, обучение происходит на платной основе. Делаем из хороших ребят - хороших специалистов.
- Какие профессии?
- 28 основных востребованных специальностей: электрики, плотники, газоэлектросварщики… У нас есть возможность обучить людей любым специальностям, которые на сегодняшний день востребованы в Красноярском крае в различных отраслях и сферах.
- Трудоустройством людей тоже вы занимаетесь?
- Наша организация стала представителем Бюро по трудоустройству для граждан Узбекистана. Для исполнения целей, которые у нас указаны в Уставе, был открыт консультационно-адаптационный центр (КАЦ) «Дружба». С этого момента все граждане Узбекистана, приехавшие в Красноярский край по направлению Бюро при Министерстве труда Республики Узбекистан, попадают под опеку КАЦ. Тут их с первого дня регистрируют, ставят на миграционный учет, предоставляют общежитие - у нас построено прекрасное общежитие на 500 мест. Далее люди в рамках установленных норм получают разрешение на работу - и идут работать. Если по какой-то причине работодателя не устроил этот человек, то мы с ним заключаем договор и занимаемся его обучением или переобучением. Или повышением его квалификации.
Спустя какое-то время мы его трудоустраиваем снова - туда, где он востребован.
- Какой процент мигрантов приезжает по направлению Министерства труда?
- Реализация проекта только начинается и будет осуществляться поэтапно. Пилотный проект в Красноярске охватывает до 500 человек. Сейчас мы готовим соглашение с администрацией края. Если нашу инициативу поддержат, то в Красноярский край будут ехать только по направлению Минтруда РУз, это даст краю приток квалифицированной рабочей силы, прозрачность приезда и отъезда людей, возможность регулировать эти потоки, так как работодатель вынужден будет оформлять заявку на территории РФ, соответственно, будет возможность на уровне администрации Края установить тот финансовый минимум, по которому работодатель сможет разместить заявку. Работодатель сможет согласовать уровень зарплат, предоставляемые места для проживания, социальную защиту работника. Взять на себя обязательство по медицинским страховкам, выполнение которого проконтролирует представитель КАЦ.
Необходимо добавить, что в самом Узбекистане придают важное значение организованному выезду на работу, социальной защите граждан Узбекистана, отправляемых за рубеж, местам проживания, достойной оплате труда. Агентство по трудоустройству граждан за рубежом при Минтруда Республики Узбекистан делает многое для того, чтобы граждане, выехавшие на работу, возвращались живыми и здоровыми, с заработанной зарплатой. К сожалению, многие работодатели не готовы обеспечить работника жильем, конкурентной оплатой труда, обеспечить их безопасность.
- Сейчас принят закон, ограничивающий пребывание иностранных граждан на территории РФ тремя месяцами из полугода. Как вы к этому относитесь?
- Я лично с этим согласен. После принятия этого закона уезжают именно те, кто был за рамками правового поля. Мне как узбеку не нравилось, что граждане Узбекистана, находясь на нелегальном положении, были согласны на всякую работу. А тех, кто приезжает к нам, мы устраиваем на работу, знаем, где они и чем занимаются. У них нет проблемы с этими тремя месяцами.
- И вы находите работодателей, которые готовы брать на работу мигрантов на этих условиях?
- Да. И тех, кто готов оплачивать им медицинскую страховку и жилье. Конечно, не сразу. Работодатели, желающие работать так же в рамках правового поля, знают, кто им нужен, и согласны обеспечить необходимые социальные условия.
- Жилищно-коммунальные конторы - тоже в числе работодателей, с которыми вы сотрудничаете?
- Нет. Мы принципиально против того, чтобы граждане Узбекистана работали дворниками и уборщицами. Человек убирал двор, всегда было чисто, весь дом был счастлив, но при этом его запросто могут отлупить, избить…
Кроме того есть приоритет трудоустройства Российских граждан. Прекрасное начинание - привозить безработных из деревень.
Мы - не дешевая, а дорогая рабочая сила.
Мы сейчас построили комфортабельное общежитие, оно наше собственное. Там есть все необходимые условия для проживания, столовая, классы для обучения по 60 метров. Хорошее жилье - это ведь главное. Это не квартира какая-нибудь, где их прописывать не будут и где начинается куча проблем с первого же дня…
Мы предоставляем работодателям эту услугу: жилье для рабочих, автобусы, чтобы каждый день людей возить с работы и на работу. В первый же день, как люди приезжают, им проводят медицинское обследование и оформляют медицинскую страховку. Кроме того, мы заключили договор с местной больницей, и в случае необходимости к человеку приедет врач, могут и госпитализировать, если это нужно.
- Во сколько это обходится человеку?
- Бесплатно. За все будут платить работодатели и наша организация, за медицину, например, - 5 тысяч рублей в год. Если, конечно, возникает необходимость операции, - да, медики в больнице выставляют нам отдельный счет. Но это же не с каждым случается.
- Это пилотный проект только Красноярского края?
- При нашем «Содружестве Узбекистанцев» создан Совет, в который вошло восемь общероссийских общественных узбекских организаций из восьми регионов, и они тоже открывают такие, как в Красноярске, консультационно-адаптационные центры. Берутся кредиты, покупаются участки земли, а на них строятся общежития. Жилье - главное.
Конечно, в вопросах трудовой миграции многое не согласовано. Никто не хочет брать на себя ответственность за людей, которые приезжают «самотеком». В Узбекистане понимают и готовы официально направлять людей на работу, но они должны получать не меньше, чем местное население, у них должно быть жилье, медицинская страховка. А российские власти отвечают: мы их трудоустраиваем (имеются в виду квоты - ред.), но все остальное пусть ищут сами.
Мы прекрасно понимаем, что должна быть структура, которая будет этими вопросами заниматься. Человек приехал, отработал и уехал, и у него голова не должна болеть насчет разных организационных проблем. В Красноярском крае мы этот цикл отладили.