Узелок на память. Как крымские татары снова в Россию вошли
На фото: крымские татары, 2014 г. Фото «Фергана.Ру»
Объявление о проведении крымского референдума о независимости и присоединении к России сделал 6 марта вице-премьер Рустам Темиргалиев. Имя татарское, и это могло ввести стороннего наблюдателя в заблуждение - дескать, крымские татары за референдум, раз человеку с такой фамилией доверили объявить о таком судьбоносном событии.
Но Темиргалиев - татарин казанский, а не крымский, иначе имя его звучало бы РустЕм. Крымско-татарские же лидеры заявили сразу о своем неприятии идеи референдума и присоединения к России. Отсюда возникает главный вопрос: почему самое что ни на есть коренное население полуострова, далеко не всегда довольное киевской властью, так резко восстало против воссоединения с Россией?
Саид
Сидя за низеньким столиком в крымско-татарском ресторанчике Бахчисарая, Саид объясняет, почему его народ не хочет в Россию. «Мы знаем о судьбе мусульман Кавказа и Поволжья, - говорит он. - Мы не хотим повторить их судьбу здесь».
Ему нет и тридцати, у него ухоженная короткая борода, на голове - аккуратная черная шапочка набожного мусульманина. Саид - выпускник крупного крымского ВУЗа и член мусульманской организации «Хизб ут-Тахрир». В России - и в большей части западных стран - эта организация причислена к террористическим группам и запрещена.
Хотя сами хизбутовцы утверждают, что своей главной цели - восстановления мусульманского Халифата, где правоверные будут жить по законам шариата - они добиваются исключительно мирным путем, через проповедь и собственный пример.
Саид - представитель небольшого, но очень активного среза крымско-татарского населения. Именно такая молодежь становится мишенью российских спецслужб и военных на Кавказе, в Поволжье и в центральной России, как утверждают правозащитники.
А в последние пару лет несколько молодых крымских татар засветилось в рядах моджахедов, сражающихся против войск Башара Асада в Сирии. Что явно не прибавит им популярности в глазах российских борцов с террором.
Депортация и память
Крымско-татарская бабушка, продающая чебуреки у входа в ханский дворец в Бахчисарае, вспоминает депортацию 1944 года. Ей было 11 лет. Половина семьи умерла от голода и болезней, в поезде и в первую зиму в Узбекистане. «Не дай Аллах никому, сынок, никому такого пережить, никогда».
Почти 200 тысяч татар было выселено в Среднюю Азию, в основном в Узбекистан. Они выжили. Отстроились. Влились в местную жизнь, учились в вузах, выбивались в ученые и артисты, хотя несознательные местные порой напоминали им о «предательстве Родины», на что татары реагировали болезненно и часто лезли в драку.
Страх перед еще одной депортацией - возможно, самая сильная эмоция, вызывающая отторжение идеи «воссоединения» с Россией. В марте некоторые начали уезжать сами - кто на украинский запад, кто - в Турцию. Счет уехавшим уже идет на тысячи.
Есть крымско-татарская поговорка: «если твой сосед русский, держи в руке топор». Неприязнь к России питается противостоянием, продолжавшимся сотни лет, - и событиями совсем недавними.
Крымское ханство держало в страхе Московскую Русь, ежегодно совершая набеги и уводя тысячи пленников. В ответ московиты создавали засеки, неустанно двигались на юг и в итоге присоединили Крым, лишив татар государственности, урезав самоуправление, отбирая землю и всячески способствуя бегству сотен тысяч татар в Турцию.
После премьеры фильма «Хайтарма» («Возвращение», так же называется и народный танец) о событиях Второй мировой и геноциде татар генеральный консул РФ в Симферополе Владимир Андреев нелицеприятно высказался о фильме, который не видел, и о «массовом предательстве» татар. В ответ на многочисленные и многолюдные митинги, протесты крымско-татарских лидеров и украинского МИДа Андреев был отозван.
Но пару месяцев спустя российский актер Алексей Панин, известный пьяными выходками и любовью к нудистским пляжам, сказал, что есть «крымские татары, которые приехали обратно в Крым, которые работают, пытаются быть культурными людьми. А есть просто люди, которых Сталин не добил в 1944 году». Несколько дней спустя актер извинился и покаялся, но осадок - как и в случае с консулом - остался.
Несколько крымских татар разного возраста, степени религиозности и уровня достатка сказали мне, что высказывания Андреева и Панина всего лишь отражают общее отношение русских - как политиков, так и русскоязычных соседей и русских, отдыхающих в Крыму. Посреди криков о праве Москвы на полуостров татары попадают в категорию «черных», «монголо-татар», незваных гостей на «политой русской кровью» земле или просто «фашистов».
И поэтому появление русскоговорящих солдат без опознавательных знаков и военной техники с российскими номерами на крымских улицах и дорогах было последней каплей недовольства крымских татар Москвой.
Вопрос о земле
Дискриминация - одно из ключевых слов, сопровождавших возвращение крымских татар в конце 1980-х. Многие утверждают, что крымские власти, где главенствуют этнические русские, руководствовались негласным правилом не допускать крымских татар до государственных и руководящих должностей в Крыму, дабы предотвратить их проникновение во власть и отделение от Украины. Поэтому на собственной исторической родине татары чувствуют себя ущемленными в правах, чьи занятия ограничены фермерством и предпринимательством.
Земля - еще один злободневный вопрос в отношениях между славянами и татарами. Не получив возможности вернуться в дома своих депортированных отцов и дедов, татары покупали земельные участки - или захватывали землю силой.
Крымская власть с легкостью признавала право собственности на самозахваченной земле, но славянские соседи проникались неприязнью к вернувшимся коренным жителям. Юридическая помощь в оформлении такой земли - основной доход крымских адвокатов. На фоне самозахватов возник еще один нелегальный бизнес - лакомый кусок земли захватывался татарином, оформлялся в собственность, а потом продавался заказчику.
Объявленное новой крымской властью намерение пересмотреть права собственности - скрытая угроза, прежде всего, крымским татарам.
Турецкая защита
Турки - главные защитники крымских татар на международной арене в силу общности языковой, культурной и исторической. До присоединения к России в 1783 году Крымское ханство было вассалом Османской империи - но вассалом привилегированным, потому что крымско-татарская кавалерия была острием османских войск, а род крымских ханов-чингизидов считался «кадровым резервом» в случае вымирания династии Османов (турецким султанам духовенство позволяло вырезать единокровных братьев во избежание борьбы за престол).
Позиционируя себя как главу тюркского мира, Анкара громогласно защищает интересы тюрков, сосредоточенных, в основном, в бывшем Советском Союзе. В начале марта крымские татары заговорили о том, что Турция готова принять любое их количество в качестве беженцев.
Жизнь в «Азии»
А Узбекистан, место своей почти полувековой всенародной ссылки, крымские татары называют просто «Азией». Большая часть ныне живущих крымских татар родилась там, и вторая родина впиталась в их память и повлияла на кухню. Они по-прежнему помнят узбекский язык, готовят плов, покупают лепешки и охотно ходят в повсеместные узбекские рестораны.
Я провел детство рядом с поселком крымских татар под Ташкентом. Поселок назывался Магарач, и жили в нем самые работящие и доброжелательные люди. Даже на фоне узбеков, готовых вкалывать на родном участке и бесконечно достраивать родной дом, крымские татары были беспримерными трудягами.
Добротные дома, теплицы с прибыльными цветами, зеленью и рассадой, одна или даже две легковушки во дворе были нормой. Еще у них были богатейшие виноградники, и многие продавали домашнее вино, сухое или крепленое, за ним можно было прийти даже за полночь, трехлитровый баллон стоил десять рублей.
Мой одноклассник в 14 лет полгода растил барашка, чтобы купить себе мотоцикл, но безропотно отдал все заработанные деньги родителям, как только пронесся клич: - пора домой. Крымские татары продали свои дома по максимальным советским ценам - за десятки и сотни тысяч рублей - и за несколько лет снялись, уехали, пропали, потому что после советского развала почтовая и телефонная связь почти прекратились.
Неприятный слушок утверждал позже, что быстрота их отъезда была продиктована еще и скрытой угрозой этнических чисток. Якобы националистическое звено узбекского руководства, уже готовое к независимости от Москвы, поговаривало о необходимости прижать какое-нибудь из меньшинств, чтобы указать дорогу другим. Вроде бы наметили в жертвы то ли татар, то ли корейцев, но обе диаспоры были сплоченными и сильными. В итоге в 1989 году в Ферганской долине состоялась резня турок-месхетинцев.
Часто забывают о том, что наряду с татарами из Крыма в ту же «Азию» были депортированы греки, болгары и армяне - не менее коренные народности, издревле жившие на полуострове. Их тоже обвинили в коллаборационизме с нацистами, но их массовое возвращение так и не состоялось.
«Освободившееся» место в самой южной, самой стратегической точке СССР Москва заселила славянами - русскими и, в меньшей степени, украинцами, в чьей лояльности можно было не сомневаться. Выход из Черного моря запирали турки, члены НАТО, и крымские татары возле советского черноморского флота советской Москве были не нужны.
История с географией
«Ялте главное что? Чтобы сезон не сорвали», - сказала молодая девушка-славянка своему спутнику, деловито семеня к центру Ялты, где в середине марта на небольшой площади пророссийские активисты и политики жгли «бендеровский» флаг и кричали в микрофон о своем единении с Россией.
В этой фразе - главная проблема крымчан. Завязанная на туризм полутеневая экономика кормит жителей дотационного полуострова, и сокращение туристического потока ударит по всем. Крымские татары не очень вовлечены в туристический бизнес, прибыльные куски берега были розданы и разобраны без них, но татарские фермеры напрямую зависят от желудков приезжих.
Крым - полуостров площадью почти в 30 тысяч квадратных километров, но географическим разнообразием он похож на небольшой материк. Море, субтропический юг, плодородные долины, степная зона и горы высотой до полутора километров - в Крыму есть место самым редким ландшафтам. Именно поэтому советские, российские и украинские кинематографисты облюбовали его как площадку для съемок то американского Дикого Запада, то Африки, то Калифорнии или Африки.
С географией Крыму повезло, а с ресурсами - не очень. Большая часть воды поступает сюда с материковой Украины, это вода Днепра. Оттуда же идут электричество и природный газ - несмотря на богатый углеводородами черноморский шельф, на который теперь наметился Газпром.
Поэтому у Киева есть все возможности для экономической блокады полуострова, и даже строительство моста и прокладка газо- и водопроводов через пятикилометровый Керченский пролив вряд ли решат проблему крымской сырьевой независимости.
Но еще богаче крымская история - одна из самых насыщенных и древних в бывшем СССР, наравне с Закавказьем и Средней Азией. Древнегреческие колонии, окно в мир скифских ираноязычных кочевников, которые стали кентаврами греческой мифологии, один из главных поставщиков зерна в Восточное Средиземноморье, место ссылки римских и византийских аристократов и диссидентов. Гунны и готы (германоязычное племя, а не черноволосая молодежь в белом гриме), аланы, армяне, тюркоязычные хазары и булгары, русы, печенеги и половцы захлестнули Крым в ранее средневековье. Из языка последних и возник крымско-татарский язык.
«Татарами» они стали после монгольского нашествия, которое принесло на полуостров десятки новых тюркских родов и власть Золотой Орды, чьи властители быстро забыли монгольскую речь в пользу тюркской.
Кочевникам было вольготно на степном крымском севере, а юг полуострова, самый северо-западный отрезок Великого Шелкового пути, ворота в Средиземноморье, приносил наибольшие доходы.
Византия контролировала южный Крым, и понтийские (черноморские) греки до сих пор считают себя самыми чистокровными наследниками Эллады - чья кровь якобы не разбавлена столетиями турецкого ига. Греческое княжество Феодоро, павшее в 1470 году, было последним независимым осколком византинизма.
Еще на полуострове обосновались итальянцы - в основном, генуэзцы, чья торговая республика быстро договаривалась с каждой новой местной властью.
Все эти народы стали частью крымско-татарского этноса, приняв мусульманство и усвоив тюркский язык.
Снова в составе России
Уже через несколько дней после появления вежливых «зеленых человечков» на территории Крыма татары организовали отряды самообороны. Молодые ребята загружали на свои смартфоны приложение для постоянной радиосвязи, которая позволяла десяткам людей слышать сообщения о подозрительных автомобилях и людях. В конфронтацию они не вступали и вынуждали автомобили уезжать, просто становясь живым щитом на дороге.
«Как жить, не знаю, - вздыхает пожилой крымский татарин, перечисляет причины недовольства: цены на еду и бензин выросли, банкоматы выдают не больше 500-1000 гривен, туристический сезон кажется сорванным, родители-старики паникуют, боятся нового выселения. - Как в этой России жить будем?»
29 марта курултай (съезд) крымских татар принял решение о «реализации крымско-татарским народом права на самоопределение на своей исторической территории». По словам председателя меджлиса (совета) Рефата Чубарова, меджлис займется созданием в Крыму национально-культурной автономии крымского народа - в составе России.
Мансур Мировалев