Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Нашли шпиона. Таджикские спецслужбы показывают класс

Нашли шпиона. Таджикские спецслужбы показывают класс

Amnesty International призывает Таджикистан немедленно снять обвинения с исследователя Александра Содикова

19 июня 2014 года. Сегодня истекают третьи сутки после задержания в Таджикистане исследователя и журналиста Александра Садыкова (другое написание – Содикова). Докторант университета Торонто (Канада), конфликтолог, работающий над темой «Возникающие силы и управление конфликтами в Центральной Азии» по контракту с университетом Exeter (Великобритания), Садыков был обвинен таджикскими спецслужбами в шпионаже.

Обвинение и реальность

Как объяснил Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана в официальном релизе, «предварительное следствие показало, что Садыков А.И. 10 июня текущего года посредством электронной почты был вызван на встречу с одним представителем зарубежного государства, на связи с которым находился. Во время конфиденциальной встречи в условном месте в городе Душанбе Садыков А.И. получил задание выехать в город Хорог ГБАО и осуществить тайную встречу с гражданином РТ Шерзамоновым Алимом и другими лицами. Во время встречи с Шерзамоновым А. по подготовленному вопроснику, составленному представителем зарубежного государства, носящему разведывательный характер, Садыкову А.И. необходимо было собрать информацию и в письменном виде представить её за определенное денежное вознаграждение».

Профессор Джон Хизершоу, научный руководитель Александра Садыкова, спокойно объяснил в интервью «Азии-Плюс», что он, действительно, встречался с Александром и что университет Эксетер заключил контракт с Садыковым: «Университет Эксетер платит ему (Садыкову – ред.) за его исследование по контракту. Я представляю Вам копию этого контракта. Так как я находился до 11 июня в Киргизии, он смог встретиться со мной 11 июня, после моего приезда в Душанбе. При встрече мы обсуждали детали его научной работы по проекту и никаких дополнительных указаний он от меня не получал. По этому проекту мы также проводим научное исследование в Киргизии».

Садыкова интересовал конфликт в ГБАО летом 2012 года – и очевидно, что ему нужно было поехать в Хорог и встретиться с очевидцами тех событий. В Хороге Садыков встретился с Алимом Шерзамоновым, лидером памирского отделения социал-демократической партии, не таясь, в центральном городском парке. После чего и был задержан.

Либо ГКНБ Таджикистана понятия не имеет, что такое научное руководство исследовательским проектом, т.е. никто из них ни разу самостоятельно не писал ни курсовых, ни дипломов, ни диссертаций или научных работ, либо спецслужбам республики кровь из носу необходимо доказать, что беспорядки в Хороге (как летом 2012 года, так и в мае нынешнего года) спровоцированы внешними силами, которые заинтересованы в дестабилизации обстановки в стране.

Другого способа доказать внешний шпионский интерес к Бадахшану, кроме как поймать аспиранта университета Торонто с опросником, составленным профессором Университета Эксетер, спецслужбы Таджикистана не нашли.

Александр Садыков
Сайт, посвященный судьбе А.Садыкова (кликните на изображение, чтобы перейти)

По Хорогскому телевидению показали десятиминутный сюжет допроса Садыкова, видимо, предоставленный спецслужбами. Как сообщает Азия Плюс со слов одного из жителей Хорога, из видеозаписи было видно, что Содиков растерян, а его слова срезались и монтировались несколько раз: «Он был немного бледен, растерян и, скорее всего, его заставили что-то говорить. Говорил он на русском. Он рассказал о своей исследовательской работе, которую он проводил как конфликтолог в Хороге. По его словам, он встречался с Алимом Шерзамоновым и тот ему сказал якобы о том, что если в 2012 году бадахшанский народ не верил только силовым структурам, то в 2014 году уже не верит и правительству, и институтам Фонда Ага-Хана, и самому Ага-Хану. Мы сомневаемся, что Шерзамонов мог такое сказать, он сам это тоже опровергает. По записи видно, что кому-то было выгодно, чтобы он сказал, что народ не верит самому Ага-Хану, это было явно смонтировано», - рассказывает житель Хорога.

Отметим: что бы ни говорили Садыков или Шерзамонов «о доверии народа к Ага-Хану», это лишь пересказ одного из множества глубинных интервью, которые и должен проводить ученый в рамках проекта и которые потом обобщаются и анализируются. Видеосюжет, предоставленный ГКНБ, ни разу не является доказательством шпионского умысла исследователя.

Сергей Абашин, этнолог, исследователь Средней Азии, профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге, так прокомментировал «Фергане» ситуацию с задержанием Александра Садыкова: «Исследователь, который изучает современные проблемы в обществе, особенно болезненные и неоднозначные, всегда может оказаться под подозрением, что он будто бы «очерняет» это общество или «шпионит» в пользу каких-то предполагаемых недоброжелателей. Это достаточно типичная ситуация, с которой сталкиваются почти все учёные - и те, которые едут изучать другие страны, и даже очень нередко те, кто работает в своей собственной стране. Не все могут понять, что исследователь обязан разузнавать разные мнения, встречаться с разными информаторами, собирать данные о жизни людей. Но полбеды, если это только непонимание со стороны чиновников и спецслужб, а не сознательное желание что-то скрыть и ввести своеобразную цензуру на изучение неудобных тем. Я всё-таки надеюсь в данной ситуации, что власть Таджикистана быстро разберётся с ситуацией, выпустит Александра и снимет с него все обвинения, а также позволит собственным и иностранным учёным делать свою работу, конечно, при соблюдении всех формальных правил. Это во всех отношениях будет только на пользу таджикскому обществу».

ОБСЕ, правозащитники и коллеги требуют освободить Садыкова

ОБСЕ направила запрос правительству Таджикистана с требование предоставить информацию о Садыкове – журналисте и представителе британского Университета Эксетер. Как сказала представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович, «я обеспокоена тем, что ни его семья, ни его друзья сейчас не знают, где он находится. Я написала властям Таджикистана, требуя предоставить информацию о местонахождении Садыкова и обстоятельствах его исчезновения».

Напомним, что ранее Александра Садыкова призвали освободить Freedom House, его научные руководители и выпускники и студенты Таджикистана, учившиеся в иностранных вузах.

Подписать петицию в защиту Александра Садыкова с требованием немедленно освободить его можно здесь. Специальный сайт, созданный в защиту ученого, расположен по адресу Freesodiqov.org.

Вернуть Таджикистан на карту мира

Александру Садыкову 31 год, он женат, и у него маленькая дочка Эрика. Гражданин Таджикистана, он проживает в Канаде и пишет диссертацию в университете Торонто. Одновременно Александр Садыков сотрудничает с Университетом Эксетер (Великобритания). Больше десяти лет Александр проработал в Таджикистане некоммерческих и гуманитарных организациях, в том числе международных.

Александр Садыков
Александр Садыков (справа)

Как рассказали «Фергане» друзья Александра, с 2009 по 2011 годы он проработал специалистом по связям с общественностью Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Таджикистане и отвечал за проведение информационных кампаний, направленных на защиту прав детей, предоставление им социальной и гуманитарной помощи. Так, в 2010 году он руководил просветительской кампанией, связанной с вакцинацией детей против полиомиелита. Тогда было привито почти три миллиона детей до 15 лет.

В 2006-2007 годах Александр работал в отделе информации и работы со СМИ таджикского офиса ОБСЕ, потом преподавал курс Международные отношения в Российско-Таджикском славянском университете.

В 2004-2006 гг. работал программным ассистентом Национального демократического института (NDI), в 2002-2003 гг. – в Ассоциации общественных организаций по социальному партнерству и развитию.

Александр вел собственный блог Tajikistan Monitor и блог в Global Voices. Все его тексты посвящены Таджикистану и странам Центральной Азии.

Вот фрагмент одной из его колонок, посвященной необходимости возвращения Таджикистана в поле зрения западных стран: «Несколько лет назад я работал в отделении ООН в Душанбе. Моя начальница часто мне говорила, что главная ее задача была – «нанести Таджикистан на карту мира». Она жаловалась, что люди и различные организации на Западе готовы финансировать благотворительные проекты, но неохотно дают деньги в Таджикистан – в основном из-за того, что большинство из них понятия не имеет, реальная это страна или нет.

С тех пор мало что изменилось.

Поэтому я понимаю, почему Таджикистан посылает горсть спортсменов на зимнюю Олимпиаду в Сочи. И хотя у них нет ни малейшего шанса на победу, они отправляют в Сочи именно для того, чтобы «вернуть Таджикистан на карту мира» (а также чтобы оправдать поездку туда президента Таджикистана). Миллионы людей во всем мире смотрели церемонию открытия Олимпиады. И на этой церемонии, когда под своими национальными флагами идут сборные различных стран, Таджикистан получил возможность рассказать миру, что он существует».

Александр Садыков тоже работал для того, чтобы вернуть Таджикистан на карту мира, - ради прихода в республику гуманитарной и финансовой помощи. К сожалению, и спецслужбы делают все возможное, чтобы Таджикистане узнали во всем мире – как о республике, где понятия не имеют, что такое научная работа, где процветает параноидальная шпиономания и куда теперь побоятся ехать исследователи.

Пока статья готовилась к печати, из Таджикистана пришла информация, что дома у Александра прошел обыск, изъят компьютер. К сожалению, подтвердить эти сведения пока не удается. «Фергана» продолжает следить за развитием событий.

Мария Яновская

Международное информационное агентство «Фергана»