Узбекистан - кладбище гениальных изобретений
На Западе многие обыватели думают, что Узбекистан - это такая страна, где все ездят исключительно на ишаках. А большее, что здесь могут изобрести, - кизяк для топки печки. Но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Вспомним хотя бы, что именно в Ташкенте в 1928 году состоялись государственные испытания первого в мире телевизора с электронно-лучевой трубкой, который изобрел инженер Борис Грабовский (подробнее - в видеолекции Б.Голендера). А на Западе тогда увлекались лишь аппаратами с механической разверсткой. И телевизоры с кинескопами, как у Грабовского, появились там только во второй половине тридцатых годов.
Причем Грабовский - не единственный изобретатель, который сделал выдающуюся разработку на территории Узбекистана. Талантливых людей здесь всегда было очень много - и продолжает оставаться много, несмотря на перестройку и независимость, которые заставили значительную часть населения разбежаться по разным странам. Вот только их изобретения, какими бы они гениальными ни были, в Узбекистане по-прежнему никому не нужны…
Могила для бессмертия
С 17 по 19 сентября в Ташкенте прошла выставка цветов, ландшафтной архитектуры и дизайна «Toshkent-Flora 2014», на которой большой популярностью пользовалась экспозиция частного предприятия «MOUNTAIN HERBS», представившего с десяток упаковок эфирных масел из местных растений. Посетители охотно покупали здесь масло чабреца, шалфея, мяты, зверобоя. Не обходили вниманием и масло полыни с названием «Скорая помощь», которую предприниматели скромно позиционировали, как средство от простуды, а также укусов комаров, ос и шмелей. Но любопытно, какой бы ажиотаж начался среди посетителей, если бы они узнали, что «Скорая помощь» обладает и другими уникальными свойствами, а самое главное - может останавливать… старение.
«Скорую помощь» изобрел сотрудник республиканского научно-производственного центра «Ботаника» или, проще говоря, ташкентского Ботанического сада, кандидат биологических наук Иван Иванович Мальцев. Это не просто масло, а сложная смесь из эфирных масел нескольких редких видов полыни. И действие препарата довольно сложное. Его надо нанести на пораженный участок тела, накрыть целлофаном. Через пятнадцать минут пары «Скорой помощи» попадут в организм и начнут свое целебное действие.
Мальцев разрабатывал «Скорую помощь» как препарат, направленный на облегчение страданий от невралгии, артрита, полиартрита, ревматизма и других, не менее утомительных заболеваний. И не обманулся в своих ожиданиях - препарат оказался очень эффективным.
Как-то в горах Иван Иванович познакомился с директором предприятия «MOUNTAIN HERBS» Даниилом Исаковым, которого прихватил острый приступ радикулита. Мальцев намазал его «Скорой помощью», после чего боли сразу прекратились, а Исаков тут же взялся за производство чудодейственного препарата в промышленных масштабах.
Открыть другие неожиданные свойства препарата тоже помог случай. И тоже в горах. Известный российский ученый, профессор Семен Юрьевич Гиндин, проводивший здесь отдых, подхватил воспаление легких, но после двух сеансов лечения «Скорой помощью» встал на ноги. А вернувшись в Россию, провел испытания препарата. И с удивлением обнаружил, что «Скорая помощь» каким-то образом останавливает процесс старения. Не поверив в это, проверил полученный результат в Дубаи на самом современном оборудовании. И получил те же данные.
- Если объяснять популярным языком, то процесс старения определяется тем, что во время деления клеток пропадает один из нуклеотидов, - говорит Семен Юрьевич. - То есть скопированная клетка содержит на один нуклеотид меньше, и так происходит каждый раз, пока не наступает полная изношенность организма. А после применения «Скорой помощи» клетка копирует себя полностью. Таким образом, получается, что этот препарат тормозит процесс старения.
- Правда, для этого надо применять «Скорую помощь» постоянно, - добавляет Мальцев. - Для этого достаточно раз в день на любую часть тела нанести одну каплю препарата, и минут на 15 закрыть ее целлофаном.
Хотя Иван Иванович категорически отрицает, что «Скорая помощь» способна омолаживать организм, и он, и директор «MOUNTAIN HERBS», вынужденные во время работы постоянно дышать парами этого препарата, выглядят моложе своих лет.
Впрочем, на этом сказка о возможном бессмертии заканчивается. «Скорая помощь» на поверку в Узбекистане оказалась никому не нужна. Мальцев и Исаков, не имея денег на проведение медицинских испытаний, препарат зарегистрировали как косметическое средство. А публикация в СМИ о том, что «Скорая помощь» останавливает старость, привела лишь к тому, что в местных аптеках его вообще перестали брать. В результате у Исакова скопилось на складах сырья для производства «Скорой помощи» минимум на 400 тысяч долларов, а он всем должен и «стреляет» мелкие суммы у друзей.
Не принесло никаких прибылей изобретение и Мальцеву, как, впрочем, не принесли их и патенты на другие лекарственные средства. Изобретатель «вечной молодости» живет исключительно за счет зарплаты в Ботаническом саду да небольших доходов, которые получает в качестве народного целителя.
Не исключено, что ситуацию мог бы изменить документ с печатями, подтверждающий, что «Скорая помощь» останавливает старение. Но профессор Гиндин в Дубаи исследования этого препарата проводил неофициально, а чтобы получить официальное заключение в лаборатории Санкт-Петербурга, где пришли к выводу об уникальном свойстве препарата, надо заплатить деньги, которых ни у изобретателя, ни у производителя нет. Медицинские учреждения Узбекистана, занимающиеся генетикой, по словам Исакова, в таких исследованиях никакого интереса не проявляют…
Даниил Исаков с супругой Викторией. В центре - изобретатель Иван Мальцев
Зачем коровам лечебный корм?
Не проявляет никто в Узбекистане и интереса к отходам производства «Скорой помощи», на основе которых в «MOUNTAIN HERBS» разработали уникальную по своим свойствам добавку в комбикорм животных.
- В природе животные не только не едят, но даже обходят стороной заросли полыни, потому что в ней много эфирных масел, - говорит Исаков. - Но после выделения эфирных масел при помощи пара полынь оказалась по вкусу коровам и баранам. Как выяснилось во время испытаний, достаточно добавить 10 процентов такой полыни в обычный комбикорм, чтобы она самым положительным образом сказалась на здоровье животных.
Как рассказывает директор «MOUNTAIN HERBS», для эксперимента ему дали больную корову, которую уже списали на колбасу, причем корова была из Европы и стоила около 5000 евро. Исаков взялся лечить ее, добавляя в корм добавку из полыни, разработанную на своем предприятии. И через пять дней корова встала на ноги, немало удивив этим научных работников и ветеринаров республиканского научно-исследовательского Института животноводства.
В НПО «Племэлита» при этом институте провели исследования добавки в комбикорм производства «MOUNTAIN HERBS». В официальном заключении значилось, что «скармливание в сухом виде «фито-комбикорма» высокопродуктивным жвачным животным в виде кормосмесей с основными кормами повышает удои на 7-10 %, улучшает здоровье и является хорошим профилактическим средством».
Впрочем, на этом все и закончилось. Передовая добавка в комбикорм оказалась в Узбекистане невостребованной. За исключением лишь горной местности в Наманганской области, где «MOUNTAIN HERBS» имеет производственную базу для изготовления эфирных масел.
- Местные жители с удовольствием используют наш фитокорм и не пользуются услугами ветеринаров, - рассказывает Исаков. - Скотина у них здорова - ни амитоза, ни нарушений пищеварительного тракта, ни глистных инвазий, и, тем более, простудных заболеваний у нее теперь не бывает.
Баранам привес тоже не нужен…
Если Мальцева и Исакова можно обвинить в отсутствии денег для продвижения своих изобретений и разработок на рынок, то вряд ли это можно сказать об аналогичной добавке в комбикорм, освоенной к производству на опытном заводе «Нихол» в Ташкенте.
Завод занимался выпуском около сотни иммунохимических лекарственных средств, но его директор Абдумалик Саттарович Бабаджанов очень переживал за народное хозяйство республики и с энтузиазмов взялся освоить производство передовой разработки, которую создала группа отечественных ученых.
Основана она была на том, что почвы в Узбекистане очень бедны марганцем. В то же время марганец активно участвует в важнейших физиолого-биологических функциях организма. Его отсутствие приводит к тому, что животные в естественных условиях региона развиваются недостаточно хорошо.
Чтобы этого не происходило, в корма животных и птиц вместе с витаминами и другими полезными веществами обязательно добавляют препараты из солей марганца, которые приобретаются за валюту за границей. Недостаток таких препаратов заключается в том, что они имеют минеральную основу и плохо усваиваются организмом.
Изобретение узбекских ученых заключалось в создании органической основы кормовой добавки, которая бы, наоборот, способствовала лучшему усвоению марганца.
«Нихол» освоил производство аспамара и провел его испытания в том же НПО «Племэлита» Института республиканского научно-исследовательского института животноводства. Результаты показали, что если в варианте «марганец сернокислый» привес бычков, по сравнению с контрольной группой, составляет 8,85%, то аспамар дает привес в 17-20%.
Были также проведены испытания и в птицеводческих хозяйствах. Благодаря применению новинки яйценоскость кур возросла на 18-20%, яйца стали крупнее, привес птицы значительно увеличился почти, а падеж практически был сведен к нулю.
Завод получил в главном управлении ветеринарии Министерства сельского и водного хозяйства регистрационное удостоверение на аспамар, а также «наставления» для его применения. Было это еще в 2000-ом году. Но многолетние усилия руководства «Нихола» по внедрению этого препарата в сельское хозяйство разбились о глухую стену чиновничьего равнодушия.
- Когда я занимался внедрением аспамара, то после своих поездок по предприятиям и различным «разрешающим» организациям пришел к выводу, что в республике добавками в корма заправляет мафия, - вспоминает один из сотрудников завода. - Чиновники этих «разрешающих» организаций сами организуют привоз добавок в корма за валюту, и готовы перегрызть горло любому, кто этому пытается помешать.
Не удивительно, что не так давно завод «Нихол» был закрыт, а его директор Абдумалик Бабаджанов, не выдержав постоянной травли со стороны вышестоящих чиновников, умер. Кому нужен директор, переживающий за свою республику и охотно берущийся осваивать производство талантливых изобретений местных ученых?
Лекарство так и не выпущено
Впрочем, в Узбекистане охотно торпедируют и совместные международные проекты по изобретению новинок, которые могли бы вызвать настоящую сенсацию в медицине. Яркий пример этого - российско-узбекская разработка препарата «гептронг», способного лечить различные заболевания печени.
Инициатива изобретения принадлежала российским ученым, конкретно - уже упоминавшемуся профессору Семену Гиндину из Санкт-Петербурга. Работа шла в Ташкенте в течение более двадцати лет и привела к появлению лекарства, которое основано на субстанции из меда и способно эффективно вылечить не только гепатит С, но и цирроз печени.
Были проведены клинические испытания, во время которых препарат применялся на 29 тысячах больных и дал самые положительные результаты. Мало того, в процессе этих испытаний выяснилось, что гептронг обладает редкими антимутационными свойствами - иными словами, противодействует возникновению в клетках негативных изменений.
Исследования препарата на крысах в этом направлении дали удивительные результаты. Выяснилось, что гептронг достаточно эффективно предохраняет организм от радиации и способствует рождению здорового поколения.
Особенно ученых заинтересовал второй результат, и гептронг был попробован на беременных собаках. Результаты превзошли все ожидания. Потомство от сук, которые получили препарат, по всем физическим и лабораторным параметрам значительно превзошло потомство собак из контрольной группы. Один из наиболее ярких показателей - повышение гемоглобина в крови. Обычно щенки рождаются анемичными и в первые недели слабенькие, вялые. Все же щенки, родившиеся от сук, которым вводился гептронг, были, как на подбор, не с бледными, а с розовыми языками. Они оказались более крупными, крепкими, подвижными.
Дальнейшие исследования проходили на женщинах-добровольцах. Полный курс применения гептронга привел к тем же положительным последствиям: дети рождались крепкими и здоровыми, практически не болели, а если и болели, то легко.
Достаточно сказать, что Семен Гиндин использовал гептронг на своей жене, когда она была беременной. И теперь с гордостью всем показывает свою дочку - крепкую, здоровую да еще очень способную к учебе. При этом Семен Юрьевич утверждает, что препарат в этом случае просто заставляет работать организм беременных женщин так, как ему положено природой - вот и рождаются здоровые дети.
Профессор Семен Гиндин отчаялся увидеть гептронг в аптеках Узбекистана
Но на этом, как и в случае со «Скорой помощью» Ивана Мальцева, сказка закончилась. Хотя были получены все необходимые медицинские разрешения, а препарат подготовлен к серийному выпуску на ташкентском предприятии «Новофарма», государство просто отказалось давать на него заказ. Брезгливо фыркнул в ответ и Навоийский горно-металлургический комбинат, куда ученые обратились с предложением приобрести гептронг для защиты рабочих от радиации.
Разрешения на выпуск препарата были получены еще в 2006-ом году, но все попытки сделать так, чтобы он появился в аптеках Узбекистана, оказались бесполезными. В конце концов, Семен Юрьевич плюнул и уехал из Ташкента обратно в Россию заниматься другими разработками.
«В Узбекистане гептронг принадлежит не мне и, если там не могут или не хотят его выпускать, то я как автор могу только сожалеть», - сказал он по этому поводу на днях по телефону.
Сплошной кизяк узбекской действительности
А многие изобретатели не могут, как российский профессор Гиндин, плюнуть и уехать за рубеж. Узбекистан - их Родина, и они очень хотели бы, чтобы их изобретения служили ее процветанию. К таким людям, например, относится Набиджон Джунаев, который еще в восьмидесятых годах изобрел камнеуборочную машину.
К этому изобретению его побудило то обстоятельство, что в Узбекистане имеется пять миллионов гектаров каменистых почв, а в сельском хозяйстве используется только чуть больше миллиона. При этом зарубежных камнеуборочных машин Узбекистан не закупает, а своих не имеет.
Опытный образец машины Джунаева прошел испытания в полевых условиях и дал просто фантастические результаты по производительности - 90 тонн камней в час.
Изобретатель уже лелеял радужные надежды о массовом выпуске его машин, но мечты разбились о суровую действительность. По неопытности он решил связаться с государством, передав в 1996 году по договору единственный опытный образец с целью доработки двух узлов в специализированное конструкторское бюро по ирригации.
На этом внедрение и закончилось. Договорные обязательства бюро не выполнило, а машину… сдало в металлолом. С 2004-ого года Джунаев стал судиться с этой организацией, но восьмилетняя тяжба ни к чему не привела.
В декабре 2012 года изобретатель даже объявил голодовку возле Высшего хозяйственного суда в Ташкенте. Джунаев надеялся, что государственные чиновники, узнав, в чем дело, - ведь речь идет об очень важном изобретении - ахнут и дадут всем виновным по шапке. Но все закончилось тем, что милиция взяла изобретателя под руки, посадила в машину и отвезла обратно в Чуст.
Кстати, в те дни, когда Джунаев проводил голодовку, он жил дома у правозащитника Абдулло Тоджибой-угли, который прославился своими одиночными пикетами и желанием баллотироваться в президенты Узбекистана. Но мало кто знает, что Тоджибой-угли - тоже изобретатель с разбитыми мечтами.
Своей мечте - создать хлеб с уникальными вкусовыми качествами - он посвятил 30 лет своей жизни. Даже специально устроился на работу в Самаркандский археологический институт, чтобы изучить древние способы выпечки хлебных изделий.
Абдулло Тоджибой-угли мечтает о том, что изобретенный им питательный хлеб когда-нибудь появится на столах его соотечественников
В итоге Тоджибой-угли сначала получил патент на производство протеина из шрота. А затем на основе этого изобретения сделал еще одно - высокопитательный хлеб «Муаттар», который смог бы восполнить на столах малоимущих жителей Узбекистана недостаток мяса, молока и яиц.
Сравнительное изучение аминокислотного состава протеина хлеба «Муаттар» и контрольного хлеба показало, что в опытном образце в 6,6 раз возросло содержание глютаминовой кислоты и в 1,6 раз увеличилось содержание аминокислоты лизин, которые играют важную роль в процессах обмена, происходящих в организме человека.
Тогдашний председатель акционерного общества «Ташкентхлеб» очень заинтересовался предложенной новинкой. Но внедрить ее согласился лишь при условии, если его имя Тоджибой-угли впишет в патент. Гордый изобретатель настолько оскорбился таким предложением, что вообще отказался от мысли оформлять патент и подался в правозащитники…
И таких талантливых, но никому не нужных изобретений и изобретателей, как уже было сказано, в Узбекистане немало - список можно продолжить еще на много страниц. Наивные люди могут спросить: а почему такие полезные изобретения в Узбекистане не нужны? Ведь они могут и экономику поднять, и принести немалые деньги.
Несомненно, все дело именно в деньгах. Нынешние узбекские чиновники хотят заполнить ими свой карман не когда-нибудь потом, когда отечественное изобретение начнет давать прибыль, а сегодня, сейчас. А для этого гораздо проще и выгодней купить аналог этого изобретения за границей по запредельной цене и взять за эту услугу с иностранных фирмачей откат в валюте.
Непременное условие такой схемы - уничтожение отечественных изобретений, особенно в случаях, если они лучше и дешевле иностранных аналогов. Недаром узбекские чиновники постоянно поют песни о том, что страну могут вывести вперед только заграничные технологии и техника. При этом подразумевая, а иногда и прямо говоря: все, что есть в республике своего - полный отстой.
Неудивительно, что наслушавшись таких «песен», за границей представляют Узбекистан дикой и отсталой страной. Может, она такой и является, если местные чиновники все делают для того, чтобы в стране остались только те, кому по силам изобрести лишь кизяк для топки печки?
Соб.инф.