Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Вузы в Узбекистане: Только для состоятельных и предприимчивых

22.11.2014 12:27 msk, Фергана

Наука Узбекистан Общество
Вузы в Узбекистане: Только для состоятельных и предприимчивых

Десять лет назад в государственных вузах Узбекистана отменили заочное высшее образование. Еще раньше - вечернее. Замысел, на первый взгляд, был неплохой - обеспечить народное хозяйство страны только высококвалифицированными молодыми специалистами, а их, как принято считать, лучше всего подготовить на очном отделении. Как живется сейчас «очникам», и все ли могут ими стать? Чтобы получить ответы на эти вопросы, корреспондент «Ферганы» отправился в ташкентский вузгородок.

Кстати, слово «вузгородок» в Ташкенте можно писать как с маленькой, так и с большой буквы. В столице Узбекистана так называют и массив в Алмазарском районе, и находящийся на его территории своеобразный центр студенческой жизни страны. Здесь расположены два крупных высших учебных заведения республики - это Национальный и Технический государственные университеты (бывшие ТашГУ и Политех).

И здания, и быт, и стипендии - повод для гордости

Попав в вузгородок, сразу отмечаешь, что здания вузов красивые, даже можно сказать величественные, а студенты - скромные и интеллигентные. И даже поначалу наполняешься гордостью за достижения высшего образования Узбекистана.

Гордость не оставляет и тогда, когда попадаешь в кварталы, которые занимают студенческие общежития. Пятиэтажки общежитий, как и корпуса университетов, оставляют самое приятное впечатление - все покрашено, отремонтировано, на территориях вокруг зданий чистота и порядок. В общежития посторонних не пускают, но, по словам студентов, внутри также все радует глаз.


У центрального входа в Национальный Университет Узбекистана. Фото © «Фергана.Ру»

В разговоре с жильцами выясняются подробности быта. Общежития делятся на мужские и женские. Живут студенты по два-три человека в комнате. На каждом этаже есть общий туалет, умывальник, душевая. А заодно еще телевизор и большой холодильник.

Здесь поддерживается строгий порядок - после девяти часов вечера начинается «комендантский час»: из общежития никого не выпускают, да и припозднившемуся жильцу-студенту зайти сюда весьма проблематично.

Вокруг общежитий создана хорошая инфраструктура - студенты отмечают пять-шесть кафе, где очень хорошо готовят, а цены ниже, чем в городе. Например, везде палочка шашлыка стоит три тысячи сумов - здесь две с половиной. А порция плова вместо семи тысяч обойдется всего в пять.

При этом никто из студентов не обделен стипендиями, и эти стипендии вполне сравнимы со многими пенсиями и даже зарплатами в стране. Троечники» получают 181 , «хорошисты» - 272, а «отличники» - 363 тысячи сумов. Это соответственно 76, 114 и 152 доллара США по государственному курсу. Тоже, вроде, повод для гордости.


Вход в одно из общежитий

Получить высокую стипендию удается не всем

Впрочем, на этом «фасадная» часть вузгородка заканчивается. Как выясняется из разговоров со студентами, получить «высокую» стипендию в 363 тысячи удается далеко не всем. По словам Махмуда - третьекурсника Технического университета, у них в вузе «отличников» всего 10-15%. «Хорошистов» - около 20%. А все остальные - «троечники». Примерно тот же расклад и в Национальном университете. Но это отнюдь не значит, что студенты так плохо учатся. Причина совсем другая - экономия бюджета.

- Хотел получить повышенную стипендию - сидел по ночам за учебниками, все честно выучил, на семестре по семи предметам из восьми получил твердые «пятерки». А на последнем меня специально «срезали», поставили «тройку». И теперь, раз есть одна «тройка», я получаю стипендию, как троечник - 180 тысяч», - рассказывает один из студентов Технического университета, просивший не называть его имени.

- Надо еще учитывать и плату за общежитие - 75 тысяч сумов в месяц, - добавляет его сокурсник Идрис. - Вроде бы плата совсем небольшая, но после нее от стипендии «троечника» остается чуть больше половины.

А вот их товарищ Бекзод считает, что его друзьям повезло. Он из Ташкентской области, а ее жителям общежитие не полагается. Считается, что студенты после занятий вполне могут возвращаться к себе домой. Бекзод живет в городе Ангрене, находящемся в 120 километрах от Ташкента. И ездить туда каждый день у него нет никакой возможности - это и много времени занимает, и очень накладно.

Таких, как Бекзод, достаточно много, и все они вынуждены жить на съемных квартирах. Снять квартиру в Ташкенте стоит сейчас минимум 200 долларов. Обычно студенты договариваются и берут одну квартиру на четыре, реже на три человека. Это обходится значительно дешевле, но все равно каждому приходится выложить по 50-70 долларов - примерно по 150-210 тысяч сумов (это уже по курсу «черного рынка»).


Главное здание Университета

Хочешь - не хочешь, а работай

Впрочем, трудности финансового характера касаются не только «троечников» и приезжих из Ташобласти. Их испытывают и жители Ташкента со стипендиями «отличников». 363-ех тысяч, как признаются многие, на жизнь не хватает. По словам одного из студентов, «в месяц надо минимум 500 тысяч сумов, чтобы не чувствовать себя совсем нищим».

Тех, у кого состоятельные родители, которые могут добавить на карманные расходы, такие проблемы не касаются. А вот тот, кто таких родителей не имеет, вынужден идти подрабатывать.

Самый распространенный вид такой подработки - официантом в кафе. Здесь за смену можно получить 20-25 тысяч сумов. Документов не требуют, расчет сразу по окончанию трудового дня. Правда, смена в кафе, как правило, длится с восьми утра до одиннадцати часов вечера, поэтому работать студенты могут там только в выходные дни.

Те, кому повезло, устраиваются официантами в ночные клубы. Платят за смену здесь уже по 30-40 тысяч, да и со временем учебы эта работа не пересекается. Правда, на занятиях студенты не столько учатся, сколько «кивают носом», но это уже другой вопрос.

Для ребят покрепче есть «классическая» студенческая работа на станции «Ташкент-товарная». Здесь они сколачивают бригаду по 5-6 человек и разгружают вагоны. На один вагон уходит три-четыре часа времени, платят за него 160 тысяч сумов. В итоге на каждого выходит по 30-40 тысяч. А заниматься этим можно каждый день после учебы, которая заканчивается обычно часа в три дня.

Таким образом, даже те студенты, кто записан в «троечники» и вынужден снимать квартиру, могут самостоятельно выжить и дотянуть до получения диплома. Но это при условии, если ты здоров, как бык, и поступил на бюджетную форму обучения.


Здание Технического Университета

Учеба на контракте - «диплом в рассрочку»

Что касается контрактной формы, то здесь все гораздо сложнее. Минимальная стоимость такого обучения - пять с половиной миллионов сумов в год. А, значит, студент должен платить дополнительно к остальным расходам еще по 458 тысяч сумов в месяц. Здесь одинокому студенту не поможет даже ежедневная ударная разгрузка вагонов.

Впрочем, есть случаи, когда студенты и на контракте учатся без поддержки со стороны. Студент одного из факультетов Технического университета - назовем его Ахмедом - еще на первом курсе начал ездить в Китай за дешевыми вещами, в Ташкенте их выгодно продавать. Смог и за контракт заплатить, и даже открыть свой небольшой магазин.

Правда, здесь есть оборотная сторона медали - большую часть времени Ахмед вынужден проводить в своем магазине. В университете он появляется обычно только во время сессии. Учиться ему некогда, и знаний, соответственно, минимум. Но выручают «понятливые» преподаватели. По словам Ахмеда, «таких, кто не откажется от денег, среди преподавателей большинство».

Стоимость экзамена варьируется в зависимости от предмета. Такие «пустяковые», как история или английский, «тянут» всего тысяч на сорок, а вот спецпредметы, вроде сопромата или теории механизмов, уже гораздо дороже - 300 тысяч за один экзамен.

Другая студентка просит не называть не только ее имени, но даже университета, где она учится на контракте. Лауру - назовем ее так - соседка взяла на работу в свою крупную компанию. Зарплата у Лауры там высокая, с лихвой покрывает плату за контрактное обучение, но требует и соответствующей отдачи. В результате Лаура, как и Ахмед, приезжает в свой вуз только изредка. И тоже вынуждена пользоваться услугами «понятливых» преподавателей.

«Получается, я как бы покупаю диплом, но в рассрочку», - признается Лаура. И таких студентов с «покупаемыми в рассрочку дипломами» в нынешних вузах Ташкента достаточно много.


В ташкентском вузгородке

Кому нужны такие реформы?

Ознакомившись с жизнью студентов ташкентского вузгородка, испытываешь одновременно два чувства. С одной стороны приятно узнать, что не все преподаватели берут взятки, а большинство студентов предпочитают учиться, чем эти взятки давать. С другой стороны обидно, что нынешняя система бесплатного высшего образования в Узбекистане по своей демократичности сильно проигрывает советской.

Сравнение нынешних стипендий со стипендиями советского времени не выдерживает никакой критики. В СССР «троечники» получали 40 , «хорошисты» - 70, а «отличники» - 100 рублей. По крайней мере, на 70, а, тем более, 100 рублей тогда можно было прожить без посторонней помощи. И студенты отправлялись на станцию «Ташкент-товарная» только при желании купить какую-нибудь модную вещицу или посидеть в ресторане.

Серьезные финансовые проблемы у «очников» возникали лишь тогда, когда надо было содержать семью - жену с ребенком или больных родителей. Тогда, чтобы получать хорошую зарплату, они шли работать на завод, и переводились на вечернее отделение вуза.

Занятия на вечернем отделении мало чем отличались от занятий на дневном. В день, точнее вечер, здесь, правда, читали меньше лекций, зато учеба длились на год дольше, в результате чего студенты получали знания в полном объеме. А, кроме того, эти студенты по существовавшим тогда правилам уже с третьего курса должны были работать по специальности, в результате чего дополнительно к знаниям получали хорошую практику и по окончанию вуза во многих случаях ценились больше, чем студенты-«очники».

Для тех, кто по-настоящему хотел учиться, вполне подходила и заочная система образования. Особенно удобна она была для иногородних, инвалидов, женщин с маленькими детьми. А, кроме того, и здесь не обходилось без занятий - по 20 дней два раза в год студенты-«заочники» на семестрах не только сдавали экзамены и зачеты, но и слушали лекции, получали при необходимости какие-то дополнительные задания от преподавателей.

Одним словом, получить высшее образование при старой советской системе в Узбекистане мог любой. По крайней мере, тот, кто этого хотел и стремился к знаниям. А сейчас - только те, у кого богатые родители или предпринимательские таланты. Однако, разве это образование, что приобретено за взятки?..

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»