Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Казахстан: Шымкент - город без памяти?

Казахстан: Шымкент - город без памяти?

Южно-Казахстанская область стала первым и едва ли не единственным в Казахстане регионом, где в 1994 году фантастическим тиражом в 20 тысяч экземпляров был выпущен официальный «Свод памятников истории и культуры». Подготовка этого 367-страничного издания длилась несколько лет. Купить его из-за очень высокой цены могли не многие. Зато всем чиновникам «Свод» раздали бесплатно, и он пылится в их кабинетах невостребованным грузом многие годы. Дошло до того, что когда на очередной пресс-конференции заместителя акима (главы администрации) области, курирующего культуру, я в очередной раз спросил, почему ни на одном архитектурном памятнике города нет таблички, указывающей на его охранный статус, чиновник попросил дать ему список таких зданий. И очень удивился, узнав, что все они есть в «Своде», экземпляр которого скучает на полке в его кабинете.

Итак, согласно официальной описи, «в г. Чимкенте (ныне – Шымкент. – Прим. ред.) сохранилось 3 археологических памятника, из которых наиболее значительно Чимкентское городище – памятник эпохи средневековья. Выявлено 17 памятников истории: 14 – военной истории, 2 – производственной и трудовой деятельности, 1 – науки и культуры. Кроме того, в областном административном центре сохранилось 19 памятников градостроительства и архитектуры, отражающих важнейшие периоды формирования и становления исторической структуры старого центра города, характеризующих жилую, общественную и культовую архитектуру (4 памятника градостроительного искусства, 5 памятников жилой архитектуры, 7 памятников архитектуры общественных зданий; 4 памятника культовой архитектуры относятся к различным периодам образования исторической инфраструктуры города). В Чимкенте расположены 8 памятников монументального искусства».

Казалось бы, все учтено, а значит, и утрачено ничего не будет.

Не повод для охраны

Однако странные вещи с памятниками стали твориться еще до выхода «Свода». Под номером 1 в нем значится дом постройки начала прошлого века, в котором размещалась первая библиотека города. Но он был снесен еще в 1991 году.

Несколько лет назад снесли построенную еще в 80-х годах XIX века церковь, в которой в советское время размещалась филармония. От уничтожения здание не спасло ни то, что оно считалось памятником архитектуры, ни письмо министерства культуры, запрещавшее снос. Буквально за год до этого в нем был проведен капитальный ремонт, а потом власти вдруг объявили его ветхим и опасным.

На многих памятниках архитектуры нет никаких табличек, указывающих на их статус. Но даже там, где есть, они не спасают от «модернизации». Дворец металлургов, построенный в конце 1950-х, - великолепный образчик архитектуры той эпохи, теперь принадлежит частному университету. Вся внутренняя роспись уничтожена, оркестровая яма в зрительном зале залита бетоном, внешний вид с парадного входа обезображен решетками.

В отделе охраны памятников областного управления культуры на вопрос, куда они смотрят, только руками разводят: «Хозяин в Астане живет. Как мы сможем ему что-то предъявить?»

Самое старое здание в городе - мечеть Джами, построенная еще в бытность Кокандского ханства в середине XIX века. Часть ее ухитрились снести сами служители культа - чтобы перестроить. Заверили, что разрешение на это у них есть.


Мечеть Джами в Шымкенте. Фото с сайта Ns.titus.kz

Долгие годы, до выхода на пенсию, вопросами охраны памятников в городе занимался археолог Александр Грищенко. Он объяснил, что внесение здания в «Свод» еще не означает предоставление ему официального статуса: «Для этого нужно особое решение акима города. За годы независимости такое решение было принято только по двум объектам - по Никольскому собору, построенному в 1914 году, и по городищу Шымкент. Так что юридически все остальные здания статуса памятников не имеют».

Забытые

Вообще Шымкенту фантастически не повезло. В соседних городах Тараз и Туркестан, уже отметивших свои юбилеи, есть древние монументальные памятники архитектуры. Более скромные мавзолеи стоят и в соседнем Сайраме.

«Думаю, отсутствие старых капитальных построек во многом связано с расположением города в сырой низине реки Кошкарата: почвенные воды подходят здесь близко к поверхности, - объясняет Александр Грищенко. - Выкопать фундамент для крупного строения было очень сложно. Поэтому строили из самана (строительный материал из глинистого грунта с добавлением соломы, высушенный на открытом воздухе). Развалилось здание, и на его месте возводили новое».

Основная часть современной застройки Шымкента представлена безликими пяти- и четырехэтажными жилыми коробками, возведенными при Хрущеве и Брежневе (домов в духе сталинского классицизма тут не много), а потому все, что хоть как-то выбивается из этого унылого ряда, бросается в глаза. Остается удивляться тому, что составители «Свода» не заметили нескольких знаковых зданий.

В него не вошло, к примеру, и было снесено здание пединститута, построенное в 1950-х годах в лучших традициях советской архитектуры того времени. Стоит, но никак не отмечено и здание первой школы города, построенное в 70-х годах XIX века, но сокрывшее за толстым слоем штукатурки свой первоначальный облик.

И самое главное - расположенный совсем рядом со старейшей в городе мечетью дом начальника Чимкентского уезда. Один из старейших сохранившихся в городе домов за высоким забором так облеплен со всех сторон пристройками, что почти не виден.

«Я работал в архивах Ташкента, когда случайно наткнулся на планы и чертежи дома уездного начальника Чимкента, построенного вскоре после присоединения города к Российской империи, - рассказывает доктор исторических наук, директор института археологии Казахстана Бауыржан Байтанаев.- Удивляюсь, как его просмотрели составители «Свода исторических памятников» области».

Действительно, в «Свод» дом не попал: якобы в пору подготовки каталога памятником хотели объявить весь Старый город. Но не получилось, и про дом этот забыли.

Между тем, именно здесь останавливались все известные люди, посещавшие наш заштатный в ту пору город. Среди них, к примеру, знаменитый востоковед Василий Бартольд. А еще в этом доме работал помощник уездного начальника - подполковник Ахмет Кенесарин, сын знаменитого Кенесары Касымова (Кенесары - казахский султан, чингизид, внук Абылай-хана, в 1837—1847 годах возглавлял национально-освободительное движение казахов за независимость от Российской империи. – «Википедия»). В то время возле дома находились мечеть и торговые лавки. Окружающая среда с той поры изменилась не сильно.



После 1917 года в этом доме поместили больницу, а в 1950-х годах ее перенесли, здание, ставшее, по сути, первым акиматом (администрацией) Шымкента, разгородили на несколько частей и превратили их в квартиры для медицинских работников.

Никого из первых жильцов уже нет. А нынешние знают только, что «здесь какой-то большой человек жил».

«Уверен, нескольким живущим здесь семьям можно было бы дать квартиры. Несмотря на все пристройки, основная часть дома осталась нетронутой, ее несложно восстановить. И тогда здесь, в сердце Старого города, возле самой старой мечети, можно будет открыть музей истории Шымкента», - мечтает Бауыржан Байтанаев.

И с ним нельзя не согласиться.

Крепость или трущобы?

Старых, действительно исторических зданий в Шымкенте почти не сохранилось. Но все же есть одна жемчужина: историческое ядро города - его цитадель. Это единственный город Казахстана, протоядро которого осталось незастроенным. Именно цитадель изображена на всех рисунках города XIX века, что, впрочем, понятно, поскольку других достопримечательностей в Чимкенте попросту не было.

В «Своде памятников» под номером 5 значится «Городище Чимкент 7-19 вв. В южной части города, у автовокзала, на возвышенности междуречья рр. Бадам и Кошкарата». Площадь городища составляет четыре гектара, мощность культурных слоев на нем - 14 метров.

К моменту издания «Свода» детальных раскопок на территории городища еще не проводилось. Археологи установили, что поселение здесь возникло еще во втором веке до нашей эры. Отсюда и дата намечаемого на 2017 год юбилея Шымкента - 2200 лет.

Благодаря проводимым здесь раскопкам археологи проследили некоторые этапы развития города. Так в слоях VIII-IX веков обнаружены следы разрушений и пожаров, связанные с арабским нашествием. А в X-XII веках площадь города увеличивается до 30 гектаров, это время мирного господства Караханидов.


Городище Шымкент

Учеными было вскрыто около ста метров крепостной стены, жилые помещения. Археологи создали трехмерную компьютерную модель раскопанной части городища, она может быть использована при создании музея.

«Еще в 2003 году, когда на городище начались раскопки, были даны предписания на ликвидацию окружающих его незаконных построек, но они не выполняются», – сетует Бауыржан Байтанаев.

Более того, их, незаконных построек, становится больше, и уже не вокруг, а на самом городище. Как грибы растут саманные мазанки, в которых живут люди, зарабатывающие на многочисленных рынках. В культурных слоях городища выкопаны ямы для туалетов. Но власти этого словно не замечают.

«Городу более двух тысяч лет, мы говорим о развитии туризма. А что в Шымкенте можно показать гостям? Ничего. Старины нет. При этом мы имеем прекрасные рисунки художника Вележева, который оставил нам изображения Чимкентской крепости конца 60-х годов XIX века. Все это можно восстановить. Появится прекрасный туристический объект, - замечает Б.Байтанаев. - При этом в отличие от Отрара, здесь не надо создавать инфраструктуру: отели, дороги, точки питания. Все есть, все готово. Никто не сможет пройти равнодушно мимо воссозданной старой крепости. Где что находилось, мы уже знаем точно, и не только по рисункам, но и благодаря раскопкам. Но начинать надо, прежде всего, с охранной зоны.

А пока на городище есть только охранная табличка. Правда, проходящий внизу человек и не разглядит, что на ней написано.

Новые надежды

Подготовка к юбилею города все-таки дарит надежду на возрождение еще имеющихся в Шымкенте исторических памятников. Ведь сумели же в Таразе под юбилей сделать почти невозможное: изгнать из исторического ядра города центральный рынок и открыть на этом месте археологический музей-заповедник - как филиал областного историко-краеведческого музея. Туристы, посещая его, могут не только ознакомиться с артефактами, но и понаблюдать за работой археологов.


Городище Шымкент, вид с вертолета

Одним из тех, кто готовил юбилей Тараза, был генеральный директор научно-исследовательской организации «Археологическая экспертиза» Дмитрий Воякин. Выступая на последней конференции по определению возраста Шымкента, он отметил: «Хорошим примером возрождения исторических объектов становится городище Тараз. Историческая территория, занятая рынком, была освобождена, хотя это и вызвало социальное недовольство. Хорошо, что на месте городища был рынок – его территория не подвергалась активной застройке. Власти города Тараза во главу угла поставили археологический парк. И они не проиграют. Парк станет фактором развития устойчивого туризма, символичным возрождением одной из маршрутных точек на Великом Шелковом пути. Сейчас здесь уже найдено старейшее из известных в Казахстане медресе. В общем, городище обрело вторую жизнь, а не осталось навечно закопанным в земле».

Шымкентское городище, к счастью, в основном свободно от застройки. С этим сложностей не будет. Снос незаконных построек массового ажиотажа не вызовет. Была бы воля акимата. Генеральный директор института археологии Казахстана Бауыржан Байтанаев сообщил мне, что Дмитрий Воякин привлечен к подготовке юбилея города, и «ЮНЕСКО нас тоже поддерживает, главное - получить финансирование и правильно подготовить объекты».

Алексей Гончаров. Фото автора

Международное информационное агентство «Фергана»