Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф: Шейх с президентскими амбициями
Из Ташкента пришло сообщение, что 10 марта во время игры в волейбол от сердечного приступа скончался бывший глава Духовного управления делами мусульман Средней Азии и Казахстана шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.
Я сейчас не помню, когда точно, но где-то весной-летом 2004 года тогдашний посол Германии в Узбекистане Мартин Хеккер, проявлявший искренний и глубокий интерес к процессам в мусульманском мире и владеющий арабским языком, спросил меня во время одного из приемов в посольстве: не хотел бы ли я принять участие в совместном обеде и беседе посла с шейхом. Я, конечно, сразу же согласился. Мне, как востоковеду, было очень интересно посмотреть вблизи на столь неоднозначную фигуру поздне- и постсоветского политического ислама.
Обед и беседа состоялись в частной резиденции посла. Присутствовали посол, шейх, переводчица посольства и я. Беседа шла на узбекском и немецком языках. Все блюда были, конечно, халяльные и, понятное дело, никакого алкоголя на столе не было. Шейх приехал вовремя, был одет в «гражданскую одежду» без какой-либо религиозной символики и держался весьма скромно, но уверенно.
Основная тема беседы – «диалог Запада с исламским миром» и сложные противоречивые взаимоотношения так называемого «политического ислама» со светским государством. По вполне понятным причинам шейх не коснулся репрессий правящего режима против мирных и независимых от государственных структур мусульман и мусульманских общин страны. Он подробно рассказывал о проводимой им просветительской работе среди мусульманских общин страны, своей издательской деятельности, а также предпринимаемых им мерах по противодействию религиозному экстремизму.
Затем шейх плавно перевел разговор на тему взаимоотношений политического ислама и светского государства и со ссылкой на «российский опыт» сказал следующее: «Если в России муфтий Ахмад Кадыров (к слову, один из его учеников. - прим. авт.) смог стать президентом Чечни, то почему подобное не может произойти и в Узбекистане?».
Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф в тюбетейке на переднем плане (молится). Фото с Фейсбук-страницы Шамиля Шихалиева
После этой фразы мне стало как-то немного не по себе: я мельком взглянул на шейха, и от его внешнего вида - жесткий взгляд через узкие «кипчакские» глаза (он родом из Андижана) - повеяло довольно неприятным холодком... Я почему-то вспомнил захват в декабре 1991 года обкома партии в Намангане исламистами во главе с Тахиром Юлдашевым и сцену унижения Каримова, которого вынудили дать клятву провозгласить Узбекистан религиозным государством...
В этот момент до меня дошло, что встреча шейха с послом имела одну единственную цель - прозондировать идею вступления умеренного политического ислама в политическую жизнь страны и, возможно, получить карт-бланш от Запада для дальнейших действий. Обе стороны - Запад и исламисты - слали друг другу сигналы... Посол ответил весьма уклончиво, ибо понял куда клонит шейх, и, возможно, не имел полномочий давать «добро».
Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф - во втором ряду с ребенком на руках. Апрель 1986 года. Фото с Фейсбук-страницы Шамиля Шихалиева
В свете последующих событий становится ясно, что уже тогда ведущие страны Запада обдумывали варианты смены авторитарных режимов в мусульманских странах умеренными исламистами, к каковым относился и шейх, который самим фактом своего депутатства в Верховной Совете СССР сделал неформальную заявку на политическую карьеру в Узбекистане. Поэтому неудивительно, что Ислам Каримов уже в 1993 году мягко выдворил шейха из страны: Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф отправился в изгнание в Саудовскую Аравию, откуда вернулся в 1999 году после известных событий в Ташкенте.
Идея смены светских авторитарных режимов умеренными исламистами имеет и исторические корни: как пишет среднеазиатский исследователь Камол Абдуллаев, в колониальную эпоху Англия считала, что Афганистану, да и другим странам Средней Азии больше подходит теократическая модель, управляемая мусульманским истеблишментом и обеспечивающая стабильный и дружественный Западу режим.
Запад во главе США рискнул опробовать эту модель на примере Египте, инициировав военный переворот против Мубарака, закамуфлированный как «добровольная отставка». Пришедшие на смену Мубараку «братья-мусульмане» не оправдали возлагавшихся на них надежд по стабилизации Египта... Такие же «проколы» произошли в Ираке, Сирии и Ливии.
От такой судьбы нашу страну Аллах пока миловал...
Баходир Сидиков, востоковед, Берн (Швейцария)
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Ислам Каримов в Намангане в 1991 году. Авторство видео неизвестно.
На прощание с телом богослова Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа в Ташкенте пришли десятки тысяч человек