Забытые страницы истории Казахстана: Бокеевское ханство – неудавшийся проект
170 лет назад с карты современного Западного Казахстана исчезло небольшое квази-государство, просуществовавшее меньше полвека, с 1801 по 1845 год. По историческим меркам этот временной отрезок ничтожен, однако сам факт существования Бокеевского ханства (или Бокеевской орды) заслуживает гораздо большего внимания, чем ему уделено и тогдашними, и нынешними учеными-историками. Возможно, это наследие советского прошлого - освободительная война с Российской Империей, которую в середине XIX столетия вел последний хан большей части Среднего и Старшего жузовКенесары Касымов - затмило деяния ханов междуречья Волги и Урала, но это нисколько не умаляет их чрезвычайной исторической важности. Хан Бокей (1742-1815) и оба его преемника впервые в истории Казахстана попытались создать государство по совершенно новому для кочевников образцу под патронатом России. В случае успеха оно могло бы стать примером для других регионов. Увы, все было против энергичных ханов – и исторические обстоятельства, и собственные подданные…
Немного о междуречье Волги и Урала
Территория, на которой несколько десятилетий просуществовало Бокеевское ханство, по казахстанским меркам небольшая: чуть больше Болгарии, всего 120 тыс. кв. км, 300 км с запада на восток и 400 - с севера на юг. И хотя значительную часть территории занимают пески, но на них богатая растительность и тут чистое раздолье для кочевников-скотоводов - бесконечные равнины, примерно половина которых приходится на расположенную ниже уровня моря Прикаспийскую низменность с прекрасными пастбищами и удобными местами для зимовок скота. Достаточно близко к поверхности подходят грунтовые воды, а на севере междуречья текут реки Большой и Малый Узень.
И главное - на рубеже XVIII-XIX веков тут практически никто не жил, правда, иногда казахским ханам удавалось включить эти земли в состав своего государства, но ненадолго. С XVI века это был юрт ногайцев, затем сюда перекочевали калмыки из современного Синьцзяна, а ногайцы были вынуждены уйти в современный Дагестан. Во второй половине XVIII века отсюда ушли и калмыки. Здешние пастбища опустели. Занять их хотели ханы Младшего жуза, но до поры российские власти делать этого не разрешали…
Казахи Бокеевской орды
Великое переселение
Изменить ситуацию сумел султан Бокей (султан в казахском варианте - аналог князя, представитель ханской фамилии; из числа султанов избирали ханов). Этот немолодой уже к тому времени аристократ был сыном Нуралы, хана Младшего жуза, но сам Бокей ханом так и не стал, уступив на выборах это право престарелому султану Айшуаку, заняв лишь должность председателя ханского совета. Не смирившись с поражением, Бокей в 1799 году направил письмо императору Павлу I, в котором просил о разрешении перейти части казахов Младшего жуза на правый берег Урала.
Бокею сопутствовала удача - всего за один день до своей трагической гибели 11 марта 1801 года император подписал указ: «Председательствующего в ханском совете киргиз-кайсацкой (принятое в Российской Империи название казахов) Малой Орды султана Букея (в русской транскрипции имя хана звучит именно так, однако в современных казахских учебниках принято имя Бокей; то же касается написания имени его отца, хана Нуралы (Нурали), и названия Младший жуз (Младшая орда)), сына Нурали хана, принимаю к себе охотно, позволяю кочевать там, где пожелает, и в знак моего благоволения назначаю я ему медаль золотую с моим портретом, которую носить на шее на черной (мальтийской) ленте».
Историки по сей день спорят о том, что подвигло императора дать это разрешение. Возможно, тому причиной сразу несколько факторов – желание тогдашнего российского правительства распространить свою юрисдикцию на казахское население и одновременно заселить пустующие после откочевки ногайцев земли междуречья, бывшие частью территории Оренбургского генерал-губернаторства. Но осмелимся выдвинуть и свою гипотезу, основанную на понимании всей сложности романтический натуры Павла I, считавшего себя рыцарем. Султан Бокей в своем прошении императору писал о бедственном положении подданных, которым остро не хватало пастбищных земель, и император посчитал своим долгом защитить слабых и обиженных.
Как бы там ни было, но в 1801 году пять тысяч кибиток, следуя за султаном Бокеем, переправились на правый берег Урала, положив начало широкой миграции, и к 1828 году здесь проживали уже 10235 семей. Как правило, на новое место обитания в первую очередь стремились перебраться самые бедные подданные султана.
Становление
Новое ханство не сразу обрело юридический статус в Российской Империи. Для начала междуречье передали из ведения Оренбургского генерал-губернаторства в ведение Астраханского. А в 1808 году вернули Оренбургской Пограничной комиссии. Но самое важное в том, что с 1806 года право владения землей в междуречье закреплялось на основании законов внутренних российских губерний. И это коренным образом отличало Внутреннюю орду от территорий трех жузов, в общественный уклад которых имперская администрация пока не вмешивалась. При этом земли делились по привычному родовому принципу чтобы «тем самым положить основание к некоторой оседлости и удобству разделения впоследствии казахов на волостные и сельские общества». Тогда же в 1806 году были четко определены и внешние границы Бокеевской орды, но в дальнейшем, уже после смерти Бокея, они были расширены.
Начало ханства
В 1812 году султан Бокей был провозглашен ханом. Сделано это было по всем правилам и традициям, принятым в казахских жузах, - с соответствующей молитвой, выступлениями претендентов на ханский престол и троекратным поднятием на белой кошме вновь избранного хана. Так к трем казахским ханствам добавилось четвертое, созданное искусственно, полузависимое от российских властей, и призванное, на наш взгляд, играть роль образцовой витрины для прочих казахских жузов.
Престарелый хан был человеком весьма энергичным и незамедлительно начал проводить административные реформы. В отличие от традиционных казахских жузов, в Бокеевском ханстве был создан профессиональный чиновничий аппарат управления, в который вошли: совет из 12 биев, институт жасаулов (в изначальном смысле звание «бий» получали у тюркских племен главы родов; в казахской традиции, этим термином обозначали как правило судей; жасаул – обычно, старший помощник военачальника, правая рука), базарные султаны, ханские вестовые. Следом была построена столица - Ханская Ставка, небольшое поселение, в котором открылась школа, было организовано медицинское обслуживание населения, работал ветеринар. Здесь же проводились и ярмарки. К слову, к числу первых преобразований хана относится организация постоянной торговли и попытка создания общественных запасов хлеба и сена.
В 1815 году, в возрасте 73 лет, хан Бокей скончался. До совершеннолетия наследника, султана Джангира, ханством управлял регент - брат Бокея Шигай. Этот период продлился 12 лет. Шигай, судя по скромным записям в летописях, не был столь же энергичным реформатором как его покойный брат, потому время его регентства никакими особыми событиями не отмечено.
В 1824 году, по достижении Джангиром совершеннолетия, он был провозглашен ханом, и в истории Бокеевской орды начался самый яркий период преобразований.
Джангир – реформатор, обогнавший время
Молодой хан был неординарной личностью. Ровесник вновь образованного государства, Джангир родился в 1801 году, и правил ханством двадцать один год. Воспитывался будущий хан в семье астраханского губернатора, учился в военном училище и завершил образование в Пажеском корпусе в Петербурге. Кроме родного языка Джангир знал русский, персидский, арабский, мог объясниться на немецком, и очень любил посещать Казанский университет, библиотеке которого подарил несколько старинных манускриптов.
Джангир попытался создать в своем ханстве систему управления, подобную той, что была в Российской Империи, но с учетом «степной» специфики. Ханство поделили на округи, те, в свою очередь, на владения родовые, а последние - на старшинства. Это почти тот же принцип устройства общественных институтов, что и в современном Казахстане: область, район, аульный округ.
Но сосредоточение в руках Джангира слишком большой власти беспокоило оренбургскую администрацию, и в 1828 году к хану приставили специального чиновника, «попечителя орды». Впрочем, этим дело и ограничилось, более ни в чем колониальная администрация намерениям хана не препятствовала. Чего не скажешь о его подданных. Ни знать, ни шаруа (крестьяне бедняки) реформ Джангира не приняли, да и проводились в жизнь эти реформы далеко не гладко.
Вполне объяснимо, что в связи с огромным потоком вновь прибывших переселенцев в Бокеевском ханстве очень остро встал земельный вопрос, да и казна испытывала огромные трудности. Желая исправить ситуацию, Джангир принял решение наделять переселенцев землей за плату. В период с 1830 по 1835 г. было выдано 1517 земельных актов. Как уже было сказано, переселенцы были, как правило, выходцами из беднейших слоев, потому вскоре сложилась ситуация, когда тридцать состоятельных бокеевских семей завладели 85% земель ханства. Соответственно, появилась и огромная масса безземельных подданных, как коренных, так и шаруа. Ситуация, усугубляемая коррупцией, неминуемо должна была привести к общественному взрыву. Так и произошло – вспыхнуло знаменитое восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836 года, подавленное в1838-м.
Из удачных начинаний хана стоит отметить попытку создания племенного коневодства, для чего с императорских конных заводов в орду доставили двадцать племенных жеребцов, и еще двадцать хан купил на конных заводах Кавказа. В ханстве строились медресе и начальные школы. В кадетском корпусе Оренбурга детям из внутренней орды было предоставлено десять вакансий. Широкий размах приняла торговля с Россией - из 89 домов Ханской ставки 46 являлись торговыми заведениями. Хан Джангир открыл первую в Казахстане светскую школу, в 1841 году. В его ставке был и первый в Казахстане музей, «оружейная комната», а сам хан был почетным членом научно-исторического общества при Казанском университете.
В 1840 году Джангир хан получил звание генерал-майора. А в 1845 году умер. Вскоре, на пути из Петербурга, неожиданно скончался и его наследник, шестнадцатилетний любимый сын хана Сахиб-Керей. Ханская власть в Бокеевской орде была упразднена. Тогда Николай I и произнес свою знаменитую фразу: «Двух монархов в одном государстве быть не может».
Память
Советская историография, по понятным причинам, всячески создавала отрицательный образ и Джангира, и его отца Бокея. Однако историческая память вернулась. В 2011 году в Астраханской области был открыт мавзолей Бокей-хана, а еще раньше, в 1997 году, в поселке Урда Бокей-Ординского района Западно-Казахстанской области, выросшем на месте Ханской ставки, был открыт музейный комплекс, частью которого стал мавзолей Жангир-Керей-хана (полное имя Джангира), на открытии которого присутствовал президент Казахстана.
Алексей Гончаров