Чемодан, самолёт, Рига, или О малом и среднем бизнесе Узбекистана
Роль малого и среднего бизнеса в экономическом развитии любой страны трудно переоценить. Мировой опыт показывает, что именно этот сектор обеспечивает экономике необходимую гибкость и способность адекватно реагировать на кризисные события. Небольшие предприятия относительно легче создать и переориентировать на другие направления деятельности, так как они требуют меньше затрат, чем крупные компании. При наличии в стране нормальных условий для ведения бизнеса малые предприятия направляют деньги в развитие новых направлений деятельности и наращивание имеющихся производств, тем самым создавая возможности для экономического роста, увеличения занятости, повышения уровня жизни населения. Малый и средний бизнес, оперативно реагирующий на любые изменения делового климата в стране, - это своего рода индикатор развития экономики и эффективности работы правительства.
Чиновники – соловьи: поют, заливаются…
В середине апреля 2015 года в Риге в стенах Латвийской торгово-промышленной палаты (ТПП) прошел семинар «Установление партнерских отношений между компаниями Узбекистана и Латвии». На нем выступили посол Узбекистана в Латвии Афзал Артыков и руководитель отдела международного сотрудничества и протокола ТПП Узбекистана Марат Жураев.
Оба господина «яркими красками» рисовали радужную картину бурного экономического развития Узбекистана и огромных возможностей для малого и среднего бизнеса в стране. Особенно отличился господин Жураев: «В стране действует E-Government, где можно получить около 194 услуг от 110 государственных организаций, в том числе зарегистрировать бизнес. Вообще, сейчас регистрация бизнеса ведется по принципу «одного окна», то есть необходимо обратиться в одно учреждение, а не ходить по нескольким. За 15 лет в три раза снизилось налоговое бремя. Действуют три свободные индустриально-экономические зоны - Навои, Ангрен и Джизак, предоставляющие не только налоговые льготы, но и развитую инфраструктуру. Так, в зоне Навои есть даже одноименный аэропорт».
Высокопоставленный представитель торгово-промышленной палаты Узбекистана произнес еще много восторженных фраз об успехах Узбекистана, от которых, как любит говаривать президент Ислам Каримов, «главное - не впасть в эйфорию». Много фраз, не имеющих, однако, никакого отношения к реальной ситуации, сложившейся в стране.
Малый бизнес и частное предпринимательство в Узбекистане сегодня озабочены, главным образом, тем, как бы им элементарно выжить, избежать столкновения с коррупционерами и рэкетом, давления со стороны чиновников и контролирующих органов, которые далеко не всегда преследуют государственные интересы. Примеры попыток выжить или одолеть коррумпированную систему можно наблюдать в материалах «Ферганы» «С целью донести. Как налоговики уничтожают мелкий бизнес в Узбекистане», «Узбекистан: За ошибку налоговиков ответит предприниматель?», «Узбекистан: Законопослушных предпринимательниц лишают бизнеса», «Узбекистан: Мелкий бизнес уходит в тень. Под крышу налоговой» и других.
Государственное вредительство на миллиард долларов
Узбекская реальность такова, что даже начало и осуществление предпринимательской деятельности в этой стране связаны с большими проблемами. В настоящее время требуется, в среднем, больше месяца для того, чтобы ее начать. По данным источников «Ферганы» в Ташкенте, регистрация предприятия занимает примерно 14 рабочих дней. Каждому предприятию необходимо получить три разрешения и согласования, на это уходит еще 15-17 рабочих дней. Если же предприниматель хочет заняться деятельностью, для осуществления которой нужно пройти процедуры лицензирования, стандартизации и сертификации, то получение одной лицензии может увеличить срок сбора документов в среднем на семнадцать рабочих дней, одного стандарта – на десять, а одного сертификата – на шесть рабочих дней.
Если же предприниматель захочет открыть сельхозпредприятие, то у него возникнут дополнительные сложности, связанные с выделением земельных участков, получением необходимой техники, обеспечением горюче-смазочными материалами, удобрениями, водой.
Учитывая, что до получения всех необходимых регистрационных и разрешительных документов предприниматели не имеют права заниматься своей деятельностью, замедление прохождения перечисленных выше процедур означает потерю прибыли. По расчетам экономистов, за каждый день простоя зарегистрированных в 2014 году около 60 тысяч новых малых предприятий экономика страны недополучала свыше 11 млрд сумов (около $2,7 млн по курсу «черного рынка»). Это означает, что только за один прошлый год страна потеряла почти миллиард долларов, просто мешая своим гражданам начать осуществление предпринимательской деятельности.
Конвертации нет, товары дорожают
По сей день сложнейшей проблемой для предпринимателей (как, впрочем, и для всего населения Узбекистана) является фактическое отсутствие конвертации национальной валюты. Формально государство заявляет, что обмен валюты возможен, однако на практике, когда предприятие пытается получить её для осуществления импорта, рассмотрение его заявок растягивается на весьма долгий срок, иногда на шесть и более месяцев. Такие задержки приводят к серьёзным проблемам с зарубежными поставщиками: они либо отказывают предприятиям в льготах, либо вообще прекращают сотрудничество. Мало того, в случае прохождения процедуры конвертации деньги на счетах предприятия замораживаются на весь период рассмотрения заявки. Учитывая длительность срока рассмотрения, инфляцию, изменения курса валюты и недополученные прибыли из-за изъятия денег из торгового оборота, предприниматели несут огромные потери.
По этой причине большинство малых и средних предприятий вынуждены приобретать валюту на «черном рынке», а необходимое сырьё и компоненты - у посредников по завышенной цене, что приводит к резкому росту стоимости готовой продукции. В итоге конкурентоспособность узбекистанской продукции на зарубежных рынках не выдерживает никакой критики, а жителям страны приходится покупать постоянно дорожающие товары и продукты.
«Экономическое развитие становится невозможным»
Самым наглядным образом состояние дел в экономике страны, в том числе - в части развития малого и среднего бизнеса, демонстрируют международные индексы развития и восприятия коррупции.
Так, согласно данным международной антикоррупционной ассоциации TRACE International, в мировом рейтинге взяточничества Узбекистан занял в 2014 году 194 место из 197, пропустив вперед все республики бывшего СССР. Страны в этом рейтинге оценивались по таким критериям, как уровень взаимодействия бизнеса и власти, антикоррупционное законодательство и его применение на практике, прозрачность государственной службы и возможность общественного контроля.
А в международном индексе восприятия коррупции организации Transparency International за 2014 год Узбекистан занял 166 место из 175 - тоже худший результат на постсоветском пространстве.
Председатель Transparency International Хосе Угас сказал по этому поводу следующее: «Индекс восприятия коррупции за 2014 год показывает, что экономическое развитие становится невозможным, а усилия, направленные против коррупции, оказываются бесплодными, когда лидеры и высокопоставленные лица злоупотребляют властью, чтобы прибрать к рукам государственные средства ради личной выгоды. Коррумпированные чиновники абсолютно безнаказанно выводят нажитые нечестным путём активы в безопасные места благодаря офшорным компаниям. Это мы особенно ярко видим на примере некоторых стран Африки и Центральной Азии».
Уедем в Ригу?
Вероятно, пафосные слова и «соловьиное пение» дипломатов и чиновников из Узбекистана столь громко звучат на берегах Балтийского моря оттого, что Латвия в последнее время стала страной, привлекательной для узбекистанцев с большими деньгами. К примеру, с 2010 по май 2014 года вид на жительство в Латвии получили более пятисот граждан Узбекистана. Именно в Риге, а не в Узбекистане, можно легко и быстро открыть собственную коммерческую фирму.
Чиновники, их родственники, бизнесмены, не доверяющие государству и желающие «свалить», пока система в стране их «постоянного проживания» совсем не рухнула, все активнее осваивают латвийские банки, куда и переправляют свои теневые доходы. Латвия традиционно не задает вопросы о происхождении капитала, а практически все в Риге говорят на понятном русском языке. Что еще нужно для счастья? Состояние сколотил - выводи скорее деньги в благополучную европейскую страну. Ведь на родине успешно заниматься честным бизнесом практически невозможно.
Соб. инф.