Туркменистан: Придворная поэтесса опять не сдержалась
18 мая в Туркменистане отмечают День возрождения, единства и поэзии Махтумкули Фраги. Отдавая дань великому Махтумкули, «Фергана» решила внести свой вклад в пропаганду современной поэзии Туркмении. Мы не смогли пройти мимо очередной поэмы народного писателя Туркменистана, лауреата Международной премии им.Махтумкули Гозель Шагулыевой. Поэма называется «Конь – джигита мечта воплощенная» и посвящена она, конечно же, любимому скакуну президента. Когда вам кажется, что наступил культурный мрак, а литература достигла дна, помните: в солнечной Туркмении есть поэт, который всегда постучит снизу. О поэме - гражданский активист, храбрая и отчаянная жительница Ашхабада Наталья Шабунц.
Конечно, можно было бы проигнорировать очередное непристойное творение народного писателя Туркменистана, лауреата Международной премии имени Махтумкули Гозель Шагулыевой - поэму «Конь - джигита мечта воплощенная», посвященную очередному празднику туркменского скакуна (опубликована на русском языке 26 апреля в газете «Нейтральный Туркменистан»).
Уже привычно, что придворная поэтесса вдохновенно отрабатывает свой кусок господского пирога, самовозбуждается и самоудовлетворяется одновременно в своих поэтических виршах. Но страшно то, что ничего не меняется в верхах, и по-прежнему востребованы затейливые кружева лести в самой нелепой, тошнотворной и фарсовой форме. Это неутешительный по результатам тест на адекватность. И как нельзя красочнее это опубликованное стихоплетство иллюстрирует «почетное» 198-е место, второе с конца, в списке «Свободы прессы-2015» от Freedom House.
И если уж поэма опять переведена на русский язык, то грех не поделиться цитатами из нее, которые говорят о ситуации в стране нагляднее, чем разоблачительные факты.
Как обычно, поэма снабжена предварительным авторским текстом:
Тогда во мне вспыхивает радостное чувство наполненности и сопричастности к миру дорогого мне человека. И я разделяю с Героем Аркадагом его безграничную любовь к этому чуткому животному, смотрю на коня его глазами. Я уверена, что чудотворная сила, которой он наделен, магнетизм его обаяния способны очаровать людей творчества.
Иначе не могла бы написать так много, можно было бы ограничиться несколькими поэтическими произведениями. Но это не для меня… мое восхищение этим человеком подвигает искать новые формы, новые пути. Я буду искать их и обязательно найду, уверена в этом.
Дорогой Аркадаг! Герой! Поздравляю тебя с Праздником туркменского скакуна! Твой мир чист и светел, стремителен, как чист и стремителен твой конь… Так наполни же мои слова вдохновением, и как всегда, поддержи меня, направь, мой прекрасный помощник! Пусть от искр твоего огня вспыхнут мои стихи!
А вот и «новые формы» лестных восхищений: «Луч щедро мир освещает и на рассвете и днем», «Ты –любовь, Ты –опора, Ты – доброта, ты –ода», «Ты - как прекрасный сад, где живут сила и мощь», «Имя Аркадага звучит во всем мире, в мудром слове его жемчужины блеск», «Где Аркадаг, там – повсюду цветы» (и это дорого обходится казне…), «Душа твоя расцветает как степь…»
Восхищаясь джигитом, Гозель говорит: «Кто бы ни был: Акхан, Мелехан, Гарахан... для наездника—мастера это не суть! Пусть несут они тебя, щедро одаришь коней вознагражденьем». Но был еще одни конь: Беркарар. И его вознаградили сполна…
Во время скачек 2013 года, посвященных Дню туркменского скакуна, президент Гурбангулы Бердымухамедов упал с ахалтекинца по имени Беркарар. Жюри заявило, что президент все равно выиграл главный приз – 11 млн долларов.
Поэма полна птичьими комплиментами:
«Аркадаг на Акхане мчится, как молния, кажется, словно птица летит… Всё дальше несется, свыше силу вобрав и словно в орла превратился мгновенно». «Словно сила в тебе есть небывалая, и крылья есть у тебя». «С восторгом смотрю я, как поит коня Аркадаг, любуюсь, как мчится на нём, словно птица».
Да и сама поэтесса, забывшая, как воспевала Туркменбаши, пишет: «И Гозель суждено заново родиться»:
Восемь лет своей жизни
Я могу воспевать, как время великих дел.
Как птица, поднявшаяся в небо,
Я вижу простор и чувствую счастье полета»
Но как говорится, с высоты птичьего полета не видать помета. Как и человеческих страданий не видно в нашу «Эпоху могущества и счастья», каждодневной бытовой человеконенавистнической практики, когда тысячи людей выгоняют из своих жилищ, в одночасье вырубают деревья, выросшие в результате многолетних забот, - и тотально в Ашхабаде насильственно снимают кондиционеры ,обрекая жителей на смерть от жары и удушья в бетонных джунглях.
Но Гозель поет свою песню не в терновнике и не в бетонной душегубке:
«Для меня ты — весь мир, Аркадаг.
Слова приходят ко мне из океана мыслей и чувств.
Я — та, кто, как лебедь,
В зеркале вод твоего озера»
И простодушно признается: «Прекрасно жить в этом мире, если знаешь, что в бассейне твоем есть золотая рыбка…» Да, президента золотой рыбкой никто не называл…
В путь светлый народ за собою повел —
Конь — джигита мечта воплощенная.
Ты — любовь,
Ты — опора,
Ты — доброта,
И ода.
Ничто не сравнится с прекрасной страной.
Все деянья твои — на благо народа.
Конь — джигита мечта воплощенная.
Эпоха твоя — счастья эпоха.
Лицо твое свет излучает.
Это дано тебе при рождении...
Конь — джигита мечта воплощенная.
В эпоху нейтралитета и мира
По особому чувствуешь красоту прекрасных дней
Жизнь твоя — это жизнь народа,
Конь - джигита мечта воплощенная.
И совсем увлекаясь поэтическими образами, Шагулыева выдает: «Стремительны и полноводны моря наши, реки…». Видимо, наше Аральское море также полноводно, как океан народного счастья, о котором поет неугомонная Гозель. Стыдобище.
Полностью текст новой поэмы «Конь – джигита мечта воплощенная» любители поэзии могут прочитать здесь.
Наталья Шабунц