Фестиваль «Шелк и специи» становится визитной карточкой Бухары
Прошедший недавно в Бухаре XIV традиционный фестиваль «Шелк и специи» стал самым масштабным и зрелищным за всю историю его проведения. Пять фестивальных дней – с 28 по 1 июня – десятки тысяч горожан и гостей Бухары посещали торговые ряды сотен ремесленников, прибывших из разных регионов Узбекистана, стран СНГ, Азии и Европы. Многочисленные зрители были вовлечены в уличные театрализованные и музыкальные представления фольклорно-этнографических ансамблей, которые проходили на импровизированных концертных площадках, разбросанных по исторической части древней Бухары. По задумке организаторов фестиваля «Шелк и специи», зарекомендовавшего себя как «международная площадка развития народно-прикладного творчества и пропаганды культурного наследия узбекского народа», в этом году было решено пойти дальше и превратить его в «туристическую марку Бухары». На фестивале побывал и корреспондент «Ферганы» Павел Кравец.
На фестиваль были приглашены более ста представителей дипмиссий, руководители представительств ЕС, ЮНЕСКО и ОБСЕ в Узбекистане, туроператоры из 45 стран мира. По оценке организаторов, которыми выступили Бухарская областная администрация, региональное отделение национальной компании «Узбектуризм», областное управление ассоциации «Хунарманд» («Ремесленник»), Научно-исследовательский центр «Наследие Бухары», всего в фестивале приняли участие до ста тысяч человек, включая многочисленных волонтеров из учебных заведений Бухары.
Организаторы фестиваля «Шелк и специи», зарекомендовавшего себя как «международная площадка развития народно-прикладного творчества и пропаганды культурного наследия узбекского народа», говорят, что в этом году было решено пойти дальше и превратить фестиваль «в настоящую туристическую марку Бухары». Способствовало этому и проведение международной научно-практической конференции на тему «Как превратить Бухару, город на Великом Шелковом пути, в один из центров всемирного туризма». В форуме, который прошел 30 мая в комплексе Бахауддина Накшбанди под Бухарой, приняли участие известные ученые, искусствоведы, молодые исследователи, журналисты, дипломаты.
Посол США в Узбекистане Памела Спратлен на фестивале «Шелк и специи», Бухара, 2015 год
Зумрад, Киммат, Ходжа Насреддин и другие
Первый день фестиваля, 28 мая, был организационным. Участники мероприятия занимали свои места в смонтированных накануне передвижных торговых рядах, где уже вовсю шла бойкая торговля выставленным товаром.
Ранним утром следующего дня у стен крепости Арк началось праздничное шествие «Сказочный караван». Многотысячная колонна участников фестиваля, гостей и фольклорных коллективов, уличных цирковых артистов-маскарабозов двинулась под звуки карнаев и сурнаев через площадь Регистан к комплексу Пои Калон, где расположен старейший в Бухаре минарет Калян (Минораи Калон). Миновав торговые купола Токи Заргарон, Токи Телпакфурушон, пройдя почти весь старый город, растянувшаяся на сотни метров колонна прибыла к архитектурному ансамблю Ляби-хауз.
Как пишет бухарское издание «Восточный экспресс», «среди участников шествия, отражающего национальные обычаи и традиции, можно было увидеть образы сказочных персонажей – Ходжи Насреддина Афанди, сестер Зумрад и Киммат и других народных героев». Праздничное шествие наблюдали и фотографировали многочисленные зрители и туристы. Торжественная церемония открытия по традиции состоялась близ памятника знаменитому острослову Ходже Насреддину – под стенами медресе Нодира Девонбеги, которое является частью ансамбля Ляби-хауз.
Со словами приветствия к участникам и гостям фестиваля обратились хоким (глава администрации) Бухары Валижон Уринов, глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Криста Пикат и представитель Всемирной туристической организации при ООН по европейским странам Беко Жакели. Мероприятие продолжилось большой концертной программой. Параллельно в других местах – под торговыми куполами и на всех крупных площадях – проходили выступления фольклорно-этнографических ансамблей из разных регионов страны.
Тем временем под стенами крепости Арк выступали канатоходцы и силачи, проводились соревнования по национальной борьбе кураш, народные игры – бои баранов, петушиные и перепелиные бои. Поскольку поспеть везде было физически невозможно, бухарские друзья поделились с автором этих строк фотографиями некоторых из вышеперечисленных мероприятий.
Все последующие дни исторический центр Бухары представлял собой огромный восточный базар. Основные фестивальные мероприятия проходили как у знаменитого архитектурного комплекса Ляби-хауз, так и у многих других памятников архитектуры, расположенных на главном туристическом маршруте.
На фестивале «Шелк и специи», Бухара, 2015 год
От комплекса Ляби-хауз до музея искусств имени Камолиддина Бехзода протянулась традиционная выставка ремесленников. Свои изделия здесь представили риштанские и гиждуванские гончары, мастера по изготовлению чустских ножей, знаменитого маргиланского шелка и атласа. Продемонстрировали свое искусство и представители школ бухарской миниатюры, чеканщики, мастера ручного ткачества шелковой ткани (икат), шелковых ковров, золотого шитья и ювелирных изделий, ремесленники из Сурхандарьи, Ташкента, а также мастера из Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Афганистана, Ирана, России, Венгрии и других стран.
Торговцы специями – предприниматели из Бухары, Ургута, Коканда, Шахрисабза, Самарканда и других городов, – бойко предлагали десятки наименований пряностей и лекарственных трав. Под сенью торговых куполов проходили мастер-классы с участием мастеров гиждуванской школы керамики, бухарской миниатюры, ювелирного и золотошвейного искусств, чеканки по меди, ковроткачества.
На фестивале «Шелк и специи», Бухара, 2015 год
Здесь же окруженные плотным кольцом зрителей музыканты, певцы и танцоры исполняли своеобразные попурри из зажигательных танцевальных произведений, выхватывая из толпы людей разных возрастов – взрослых, детей, которые охотно пускались с ними в пляс.
В рамках мероприятия на подиуме перед медресе Нодира Девобеги состоялся показ моделей одежды молодых дизайнеров из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и других стран региона.
В Бухару через Иран и Афганистан
Второй день фестиваля был ознаменован конкурсом ошпазов – мастеров по приготовлению плова, которые съехались из разных уголков Узбекистана. Конкурс проводился напротив медресе Гавкушон, на берегу старинного хауса, где жарким летом купается местная детвора. Отведав плова от всех участвующих в конкурсе мастеров, авторитетное жюри присудило первое место ошпазам из Андижана. Наблюдавшие за процессом зрители тоже смогли попробовать и оценить тот или иной вид плова, в том числе и знаменитый бухарский.
Бухарский плов, фестиваль «Шелк и специи», 2015 год
Понравился плов и впервые попробовавшим его велотуристам из Перу и Франции – воспитателю детсада Луису и учительнице физики Моник. Они случайно познакомились на границе Туркменистана с Ираном, добираясь туда на велосипедах, каждый – своим путем: Луис – из Турции через Иран, а Моник – через весь Афганистан и север Ирана. Далее они уже вместе пересекли на велосипедах Туркменистан, побывали на Арале в Муйнаке, где посетили кладбище кораблей, и приехали на фестиваль в Бухару.
«Мы очень впечатлились тем, что здесь происходит, такого нигде больше не увидишь, - говорит Луис, когда-то изучавший русский язык в одном из московских институтов. – Эти дни навсегда останутся в моей памяти». На следующий день в пять утра путешественники отбыли в Самарканд, чтобы оттуда направиться в Таджикистан.
На фестивале «Шелк и специи», Бухара, 2015 год
От мастера к ученику
Организаторы фестиваля отмечают, что в Бухаре созданы школы мастеров «усто-шогирд» («мастер-ученик»), в которых опытные наставники делятся своими знаниями с молодыми мастерами. Много лет в этом древнем городе существует школа ковроткачества, вышивки сюзане и окрашивания нитей и тканей натуральными красителями, возглавляемая опытным мастером Фатулло Кенджаевым. Семья Кенджаевых обучает не только молодых мастеров Бухары, но и ремесленников из других областей Узбекистана.
Аналогичные мастеровые школы существуют по всем видам декоративно-прикладного искусства. К примеру, в Гиждуване есть школа керамики братьев Алишера и Абдулло Нарзуллаевых, первый из которых является академиком Академии художеств Узбекистана. Братья Нарзуллаевы – керамисты в шестом поколении. Подобных школ керамики, в общей сложности, более десяти.
На фестивале «Шелк и специи», Бухара, 2015 год
Одним из древнейших ремесел в Узбекистане является кузнечное дело. В XIX веке в Бухаре насчитывалось несколько десятков кузнечных мастерских, многие из которых впоследствии прекратили свое существование. Но остались потомственные кузнецы, например, братья Саъдулло и Сайфулло Икрамовы – участники многих международных выставок, мастера кузнечного дела в шестом поколении, изготавливающие национальные ножи и сабли. Братья Икрамовы передают свое умение сыновьям Самаду, Салиму, Сами.
Шелк, специи и не только
Закрытие фестиваля состоялось вечером 31 мая на площади комплекса Пои Калон – главной достопримечательности Бухары, где прошло грандиозное шоу с участием фольклорных коллективов и звезд эстрады.
На фестивале «Шелк и специи», Бухара, 2015 год
Площадь Пои Калон не могла вместить всех желающих. Поэтому организаторы решили поставить перед входом в Ханака Девонбеги, что в ансамбле Ляби-хауз, большой экран с колонками для горожан и туристов. На экране велась прямая трансляция концерта бухарским телевидением. Двухчасовое представление завершилось продолжительным праздничным салютом, видным и слышным далеко за пределами исторической части города.
Примечательно, что начало фестиваля совпало с довольно ранней летней чиллей (жарким периодом лета. – Прим. ред.): температура в тени была под сорок градусов. Передвигаться в раскаленном открытом пространстве старого города под обжигающими лучами бухарского солнца особенно тяжело после полудня. Спасение от жары можно найти лишь в стенах старых медресе и мечетей или в прохладе открытых с четырех сторон и продуваемых ветром торговых куполов, чьи массивные кирпичные своды не успевают прогреться за день.
Чилля-2015, Бухара
И хотя пополудни жизнь не замирала – продолжалась торговля, пестрели зонтики прохожих, томимые жарой ремесленники не покидали своих мест, – настоящее оживление наступало ближе к заходу солнца, когда улицы наполнялись нескончаемым потоком горожан, стекающихся со всех уголков Бухары. И тогда улица Бахауддина Накшбанди, что проходит вдоль ансамбля Ляби-хауз, разрезая древний город надвое, наполнялась пряным запахом специй, вечерний ветерок играл развешанными на прилавках легкими шелковыми тканями, до поздней ночи здесь стоял несмолкаемый гул голосов.
Павел Кравец, Ташкент-Бухара
Международное информационное агентство «Фергана»