Слияния и поглощения: Основные политические игроки Кыргызстана обнародовали списки кандидатов в парламент
На текущей неделе завершается срок подачи в ЦИК Кыргызстана списков кандидатов от политических партий, готовых идти на выборы в парламент. Многие партии решили участвовать в выборной гонке не одни, а в союзе, причем все говорили о равноправном сотрудничестве. Теперь из списков становится ясно, кто из партий вступил в более или менее равноправный альянс, а кто просто растворился и растаял в объятиях союзника.
Самой большой интригой, вероятно, была будущая расстановка персон в выборном списке блока «Республика-Ата-Журт». Обе партии представлены в Жогорку Кенеше (парламента) V созыва, причем, в 2010 году «Ата-Журт» набрала наибольшее количество голосов (в первую очередь - за счет жителей юга страны). Но за последние пять лет партия в значительной мере свой потенциал утратила.
Почти треть членов фракции «Ата-Журта» в парламенте, включая бывшего мэра Н.Тюлеева, экс-спикера парламента А.Келдибекова и других, попала под уголовное следствие по различным обвинениям. Собственно, сам лидер партии Камчибек Ташиев в 2012 году предпринял попытку, пусть и фарсовую, силой захватить власть в Кыргызстане (его знаменитое перелезание через забор Белого дома), и провел несколько месяцев в тюрьме вместе с двумя соратниками по фракции и по «паркуру». Буквально несколько недель назад было объявлено об аресте депутата «Ата-Журта» Хаджимурата Коркмазова за соучастие в даче взятки в особо крупном размере, который, видимо, закроет список подсудимых атажуртовцев из действующего парламента. Но и этого достаточно. Часть атажуртовцев разбежалась по иным партиям, в том числе ушла наиболее колоритная и скандально известная личность - депутат Жылдызкан Жолдошева. У партии начались серьезные трудности с финансированием. Видимо, объединение с «Республикой» было для нее решением нелегким, но неизбежным.
В желтой прессе Кыргызстана писали о том, что у Омурбека Бабанова, лидера «Республики», и Камчибека Ташиева при обсуждении объединенного партийного списка едва не дошло до рукоприкладства. В то, что борьба была жаркой, поневоле начинаешь верить после того, как узнаешь номер Ташиева в списке – сорок первый! Для того, чтобы он прошел в Жогорку Кенеш, должно случиться чудо.
По итогам анализа расстановки кандидатов от двух партий в общем списке можно сделать окончательный вывод: Ташиев свою партию «слил», ее больше не существует. Есть только «Республика», пополнившая свой список бывшими депутатами «Ата-Журта». Насколько теперь электорат «Ата-Журта» (включая личный электорат К.Ташиева в Джалал-Абадской области) будет готов поддержать партию Бабанова – вопрос открытый. С другой стороны, присутствие националистов из «Ата-Журта» в списке Омурбека Бабанова вполне способно оттолкнуть голоса узбекской общины на юге страны. За список с Ташиевым, все равно, на каком месте, они вряд ли проголосуют.
Несколько слияний, которые больше напоминают поглощения, произошли и в «Ата-Мекене». Партия «Ата-Мекен» заявляла о том, что пойдет на выборы в союзе с партией «Улуттар Биримдиги» экс-главы Оша Мелиса Мырзакматова, который сейчас находится в розыске по обвинению в коррупции. И действительно, бывший городской глава оказался в списке партии под номером 3, но, скорее всего, в ближайшие дни оттуда исчезнет. Дело в том, что он заочно был уже осужден Ошским городским судом на 7 лет лишения свободы, а на следующий день после съезда «Ата-Мекена» областной суд подтвердил приговор, который вступил в законную силу. Таким образом, Мырзакматов теряет как активное, так и пассивное избирательное право – и кандидатом куда-либо быть не может.
Что дало «Ата-Мекену» появление этой фамилии в списке в электоральном плане? Автор этих строк на днях, будучи в Оше, имел с несколькими жителями города примерно такой диалог. Они слышали о том, что Мырзакматова намерен взять себе «Ата-Мекен». Но на вопрос, сподвигнет ли их это пойти на выборы и проголосовать за данную партию, глубоко задумывались, а потом отвечали, что скорее всего на выборы не пойдут, чем будут голосовать за «Ата-Мекен». Слишком уж «перпендикулярен» им «пламенный революционер» Текебаев. Теперь, когда в заверенном в ЦИК списке Мелиса Мырзакматова не окажется вовсе, вопрос для них будет окончательно ясен…
Это, конечно, ни в коей мере не репрезентативное исследование, но, по-моему, точка зрения довольно распространенная на юге страны. Останется только «осадочек» у самих партийцев, не очень понимающих, как в списке можно рядом ставить экс-генпрокурора Аиду Салянову и того человека, расследование в отношении которого она вела.
Здесь, кстати, следует сказать и о партии «Кучтуу Кыргызстан» самой Саляновой. Вначале говорилось о том, что партии будут равноправными партнерами. В итоге на проходном месте оказалась в списке «Ата-Мекена» только Аида Женишбековна лично, что вызвало истерику у ее соратников, в заветный список не попавших. Таким образом, партийный проект «Кучтуу Кыргызстан» также можно считать закрытым.
Интересно отметить, что в первой двадцатке текебаевской партии не оказалось никого из политиков, связываемых с «делом о мародерстве» 7 апреля, их скромно отодвинули подальше (Болот Шер стоит в списке 22-м номером, а Райхан Тологонов вообще попал на 120-е место).
Социал-демократы выдвинули список, в котором оказалось много новых для СДПК лиц, частично набранных за счет перебежчиков из других партий (как отметил на съезде лидер фракции СДПК в Жогорку Кенеше Чыныбай Турсунбеков, «мы в первую очередь звали тех, кто уже шел с нами на сотрудничество в действующем парламенте, поддерживая наши идеи, иногда даже вопреки позиции собственных фракций»).
Список атамбаевской СДПК – это сочетание «старопартийцев» и перспективной молодежи. Например, молодой участник апрельских событий, член партии с десятилетним стажем Данияр Аттокуров может претендовать на роль «старопартийца». А вот нынешний пресс-секретарь президента Жанар Акаев – скорее младопартиец, без большого стажа, и так далее. Интересно, что у СДПК список получился самым многонациональным – 25 представителей национальных меньшинств (а, скажем, у «Онугуу-Прогресс» нет в первой десятке вообще ни одного кандидата с русской фамилией).
СДПК не стала объединяться с кем-то из партий, социал-демократы предпочли пригласить представителей других партийных структур индивидуально, стараясь отобрать лучших. В первой десятке, например, оказался экс-арнамысовец Дастан Бекешев, молодой депутат, от рождения лишенный зрения, но очень активный.
Уже упомянутая «Онугуу-Прогресс» Бакыта Торобаева, депутата парламента, вышедшего из бабановской «Республики», предоставила вниманию публики список, в котором практически нет известных имен, помимо ее основателя. Присутствует, правда, в роли свадебного генерала коммунист Исхак Масалиев, который руководил некоторое время налоговой службой, но особых лавров не снискал.
Наконец, партия «Ар-Намыс», находящаяся в глубоком кризисе (наиболее яркие депутаты ее фракции, включая упомянутого уже Дастана Бекешева, а также Анвара Артыкова и многих других разбрелись по иным фракциям), также выдвинула свой список. Его ожидаемо возглавил Феликс Кулов, бессменный партийный лидер. Вначале он, как сообщает пресса, решил пококетничать и поставить себя на 25-е место в списке, но «съезд его не поддержал». Тем более, что других узнаваемых лиц в этом перечне не оказалось, помимо прошедших в него со стороны политиков с выраженной проамериканской ориентацией – Кубатбека Байболова и Равшана Жээнбекова (последний заявлял даже о том, что Америка будет готова реализовать некий «план Маршалла для Кыргызстана», если Кыргызстан будет ориентирован на союз с ней). Любопытно, что, в свою очередь, Феликс Кулов несколько лет назад предлагал провести референдум о создании конфедерации между Кыргызстаном и Россией и всячески подчеркивал свою пророссийскую ориентацию.
В ближайшие несколько дней станет ясно, какая из партий, проведших съезды, сможет оплатить залог за участие в выборах. Тогда картина расстановки сил «на поле боя» будет окончательно ясна. Но здесь нас еще могут ждать всяческие сюрпризы.
Александр Травников