Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Российского профессора-антрополога Сергея Абашина не пустили в Узбекистан

Узбекистан: Российского профессора-антрополога Сергея Абашина не пустили в Узбекистан

Российский ученый с мировым именем, антрополог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин депортирован из Узбекистана. Об этом сам Сергей Николаевич сообщил на своей странице в Фейсбуке.

Это произошло 29 августа. Сергей Абашин прилетел в Ташкентский аэропорт из Москвы, как частное лицо, с туристическими целями. Во время пограничного контроля Абашину был предъявлен документ - «Акт об отказе во въезде» - из которого следовало, что ему «отказано во въезде по причине запрета на въезд». Исчерпывающая формулировка, нечего сказать.

Обращались ташкентские пограничники с московским гостем, по его словам, очень вежливо. Через несколько часов Сергей Абашин покинул Ташкент и вернулся в Москву авиарейсом.

Доктор исторических наук Сергей Абашин неоднократно бывал в Узбекистане и других постсоветских республиках Средней Азии, проводил там обширные полевые исследования, работал в архивах. Он - автор большого количества статей, посвященных региону. Исследования, проводимые Сергеем Абашиным, касаются миграции, национального строительства, этнической идентичности, Ислама, судеб империй, постколониальных процессов и многого другого.

Сергей Абашин - автор книг «Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности» (2007 г.), «Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией» (2015 г.).


В настоящее время Сергей Николаевич не даёт комментариев по данному вопросу. «Пока от оценок воздерживаюсь, просто сообщаю, что не пустили, причин не объяснили и мне эти причины неясны», - сказал он «Фергане».

На своей странице в Фейсбуке Сергей Абашин пишет:

«Должен сказать, что академическая позиция антрополога весьма уязвима, что подтверждается и моим случаем, и другими примерами.

Во-первых, антрополог уязвим в силу своего одиночества. Хотя этнографы делают большие экспедиции, но в общем антрополог - учёный-одиночка, это связано с историей этой науки, особенностями подготовки и просто маргинальным институциональным положением дисциплины в гуманитарных науках в целом. Антрополог-одиночка едет, как правило, в другие регионы и другие страны, где ему часто приходится рассчитывать только на себя, что содержит в себе многие риски.

Во-вторых, антрополог уязвим в силу специфики своего поля. Совсем не случайно их часто называют "шпионами". Потому что антрополог по своей идентичности, по духу самой профессии стремится пробраться в те сферы и сообщества, которые считаются закрытыми, малодоступными, очень некомфортными для исследования. Из-за этого на антропологов смотрят с любопытством - как на носителей "особого знания", либо с опаской - как на человека, разузнающего какие-то секреты.

В-третьих, антрополог уязвим в силу двусмысленности своих отношений с властью. Принято считать, что антропологи сотрудничают с властью и примеры этому найти несложно, но мне кажется, что большинство антропологов по своему этосу сторонятся власти. Отчасти из-за вышесказанного - т.е. из-за одиночества, маргинальности, и из-за специфики поля. Отчасти из-за того, что антропологу нечего предложить власти - его исследования, размышления, как правило, слишком субъективны, основаны на локальных данных, которые трудно инструментализировать в политике (хотя такие попытки, повторяюсь, время от времени совершаются). Отчасти же дистанция с властью (любой) возникает по причине того, что антропологический язык часто наполнен критикой существующих стереотипов и вообще порядка вещей.

Все эти уязвимости складываются и дают нередко общий эффект».

Конец цитаты.

Напомним, ранее депортации из Узбекистана подвергались российский правозащитник Николай Митрохин (2003 г.), журналист-международник Игорь Ротарь (2005 г.), корреспондент BBC Наталья Антелава (2012 г.), российская журналистка Виктория Ивлева (2012 г.), московский фотограф Константин Саломатин (2014 г.).

Эти граждане также никогда не получали от властей Узбекистана вразумительных ответов на вопрос о причинах депортации. Комментируя инцидент с депортацией Н.Митрохина, неназванный источник в МИД Узбекистана в 2003 году подчеркивал: «Узбекистан вправе, как и любая страна мира, не допускать въезда в страну нежелательных лиц. Как известно, при этом не практикуется давать разъяснения о причинах отказа».

Международное информационное агентство «Фергана»