Узбекистан: «Тихий конституционный переворот»? Нет - норма жизни!
Восьмого сентября 2016 года в Узбекистане произошло событие, которое историки назовут «тихим конституционным переворотом». Такое определение как нельзя лучше подходит для описания сегодняшних действий узбекских «верхов» Впрочем, не слишком ли это громко сказано?
Сначала в стране умер первый президент. Целую неделю, вплоть до похорон, народу ничего о смерти лидера не сообщали. Наверное, для того, чтобы не портить праздник независимости, к которому население привыкло и который полюбило. Поэтому, когда бездыханное тело Ислама Каримова уже лежало в холодильнике, граждане, нарядившись в нарядные одежды, кушали пирожки с мороженым, танцевали и веселились.
Кроме того, как казалось наблюдателям, власти тянули с похоронами оттого что им была необходима некая «музыкальная пауза», временной промежуток для торга/переговоров, принятия кадровых решений и согласования юридических процедур передачи власти.
Миновали траурные дни, во всем мире почти забыли об Узбекистане, который больше недели как-то существовал вовсе без главы государства. И вот очередная новость - на заседании парламента названо имя временно исполняющего обязанности лидера страны. Долгие согласования привели к тому, что этим «ВРИО» стал премьер-министр Мирзиёев, а вовсе не председатель Сената Н.Юлдашев, как положено по Конституции.
Получается так, что Нигматулла Юлдашев, который не мог и мечтать о том, что хотя бы на три месяца может стать президентом страны, расписался в своей «неопытности» и взял «самоотвод». Якобы проявил скромность и патриотизм, уступив свое место опытному политику и хозяйственнику, более десяти лет стоящему во главе правительства.
Очевидно, что такое решение Юлдашев принимал не сам. Конечно, его убедительно попросили так поступить. Кто? Тот же Мирзиёев и его товарищи из Службы национальной безопасности. Поскольку слова «национальная безопасность», «стабильность» и «правопорядок» уже долгие годы означают в Узбекистане полное попрание законов и узурпацию власти узкой группой людей, объединенных вокруг авторитарного президента. И объединяются они очень быстро, с момента кончины одного — сразу же вокруг второго.
И этот второй, еще не став президентом, нарушил закон собственной страны, в очередной раз растоптав мнение людей, их право участвовать в управлении республикой. Вместе с ним и парламент (уж точно «не место для дискуссии») наплевал на положение конституции, свидетельствующее о том, что источником высшей власти в стране является народ.
Постойте-ка, а не то ли самое делал со своим народом и со своим парламентом покойный Ислам Абдуганиевич, стоявший во главе независимого Узбекистана свои первые и последние двадцать пять лет? Именно то же: «избирался» на должность президента неисчислимое количество раз, получая до 98 процентов голосов, наплевав на законы и мнение наблюдателей, правозащитников и юристов, твердивших о его давно утраченной «легитимности».
«Король умер, да здравствует король!». Провозглашён новый монарх, и это для Узбекистана, для выстроенной Исламом Каримовым системы единовластия - не сенсация, а обыденность и норма политической жизни.
Сегодня мы узнали не просто имя будущего президента Узбекистана. Стало совершенно ясно и другое: в отношениях власти и общества в этой стране ничто не изменится.
Минимум, в ближайшие лет двадцать пять.