Взрыв в посольстве Китая в Бишкеке: Как нежданно-негаданно стать террористом
На днях Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана заявил, что установлены заказчики и исполнители теракта на территории посольства Китая в республике. В рамках дела задержаны пять человек, еще четверо объявлены в розыск. Трое из разыскиваемых заявили о своей непричастности к теракту.
Напомним, что утром 30 августа этого года смертник на автомашине «Митцубиси Делика», протаранив западные ворота посольства Китая в Бишкеке, въехал на территорию диппредставительства и привел в действие самодельное взрывное устройство (СВУ) большой мощности, установленное в автомашине. В результате пострадали три сотрудника посольства из числа граждан Киргизии, причинен значительный ущерб зданиям и сооружениям.
Как сообщает пресс-служба ГКНБ, заказчиками теракта, по материалам следствия, являются действующие в Сирии уйгурские террористические группировки, аффилированные с террористической организацией «Джабхат ан-Нусра». Эмиссары «Джабхат ан-Нусра» через главаря международной террористической организации «Джамаат Таухид ва Джихад» (ДТД) Абу Салоха поставили перед исполнителями задачу организовать теракт в китайском посольстве в Кыргызстане и профинансировали эту атаку.
В качестве координатора реализации своих преступных замыслов Абу Салох привлек находящегося в Турции члена ДТД Абу Ахмада. На самом деле под кличкой Абу Салох скрывается уроженец села Кашкар-Кыштак Кара-Сууйского района Киргизии Сирожиддин Мухтаров, а Абу Ахмад – уроженец Сузакского района Джалал-Абадской области Бурханиддин Жантораев. Оба – 1971 года рождения и оба находятся в международном розыске.
Установлен круг лиц, причастных к совершенному преступлению. Это боевик-смертник, осуществивший теракт, член «Исламского движения Восточного Туркестана», имевший паспорт на имя гражданина Таджикистана Зоира Халилова. Также объявлен в розыск Иззотилло Саттыбаев (по кличке Али), уроженец Оша, который прошел диверсионно-террористическую подготовку в Сирии, имеет опыт ведения боевых действий в городских условиях, минер-подрывник. По версии следствия, Саттыбаев въехал в Киргизию 16 июня 2016 года по паспорту гражданина Таджикистана на имя Фирдавса Бобожонова, арендовал дом в селе Ново-Павловка Сокулукского района, купил автомашину марки «Митцубиси Делика» также на имя другого человека. Он оказывал содействие террористу-смертнику в изготовлении СВУ, в ориентации передвижения по Бишкеку. За несколько часов до теракта 30 августа Саттыбаев вылетел авиарейсом Ош-Стамбул, используя таджикский паспорт.
Кроме того, задержаны и водворены в СИЗО ГКНБ пятеро граждан Киргизии – предполагаемых соучастников теракта, которые так или иначе были задействованы в его подготовке.
Предполагаемые соучастники теракта в посольстве Китая
Следствие считает причастными к организации взрыва еще двух кыргызстанцев, проживающих в Стамбуле, – представителя турфирмы «Адал Тур» в Турции Мубарака Турганбаева, который из Стамбула координировал вопросы финансирования теракта, и Ильяса Сабирова, якобы задействованного в переброске боевиков в Сирию. ГКНБ Киргизии направил запросы зарубежным партнерам с просьбой задержать и выдать Жантораева, Саттыбаева, Сабирова и Турганбаева.
Злостные пособники или невольные фигуранты?
Однако объявленный в розыск Мубарак Турганбаев на своей странице в Facebook написал о своей непричастности к теракту. По его словам, сейчас он находится в Стамбуле, где на законных основаниях работает на предприятии по перевозке грузов «Адал Тур» Турганбаев заявил, что стал жертвой голословных обвинений.
Другой обвиняемый в причастности к теракту – Бурханиддин Жантораев – рассказал «Фергане», каким образом он невольно стал его соучастником. О том, что переданные ему деньги будут использованы для подготовки преступления, он и представить себе не мог.
«В Стамбуле я работаю с 2010 года. Здесь у меня есть кафе. Примерно 6-7 месяцев назад ко мне пришел один человек по имени Бахтияр с просьбой поработать в моем кафе. Он сказал, что недавно со своей семей приехал в Стамбул из России, откуда его депортировали, и находятся в трудном положении. Я дал ему работу. Примерно неделю он работал в качестве официанта, не справлялся. Я его уволил. С этого момента он периодически приходил ко мне пообедать.
Примерно 2 месяца назад Бахтияр пришел ко мне и попросил отправить $5000 в Бишкек. Он был с другом. Я ему сказал, чтобы он отправил сам. Но он ответил, что не знает, как отправить. Я вместе с ним пошел в фирму «Адал Тур» и отдал его деньги сотруднику фирмы Мубараку. Они отправили деньги некоему Искендеру в Бишкеке, контакт которого дал мне Бахтияр», - вспоминает Бурханиддин Жантораев.
Спецслужбы Кыргызстана подозревают его еще и в оказании содействия исполнителям теракта в пересечении границ. «Брат моей жены периодически привозил мне мясо из Кыргызстана. Однажды Бахтияр мне сказал, что один его знакомый гражданин Таджикистана должен поехать в Кыргызстан, и чтобы у него не было проблем в аэропорту Оша или Бишкека, попросил меня, чтобы он с моими родственниками полетел в Ош. Я ему сказал, чтобы тот решал свои проблемы сам. Но мой родственник сказал, что проблем быть не должно, и этот мужчина может поехать с ним. Таким образом, они вместе полетели в Ош. А таджикистанец дальше уехал в Бишкек на такси.
Через некоторое время Бахтияр у меня спросил, когда мой родственник придет в Стамбул. Я ему сказал, что сейчас билеты дорогие, и мясо не окупается, поэтому он пока не собирается приезжать. Бахтияр сказал, что они ему купят билеты туда-обратно билеты, но обратно с ним в Бишкек полетит еще один знакомый Бахтияра. Я ему сказал, чтобы он сам договаривался с моим родственником. Они поговорили через Ватсапп, мой родственник согласился приехать. А обратно вернулся в Кыргызстан со знакомым Бахтияра. Я даже не поинтересовался, кто он, чем занимается, не спрашивал его имени. Потом, после теракта, в интернете прочитал, что это был Зоир Халилов, гражданин Таджикистана» - объясняет Жантораев.
После того, как Жантораев услышал о задержании своих родственников, он связался с Генеральным консульством Кыргызстана в Стамбуле, сотрудники которого сказали ему прийти после праздника Курбан-байрам и обратиться с заявлением. Но мужчина боится быть задержанным, когда придет в консульство – планирует передать свое заявление через адвоката. «Мы чисты перед Аллахом и перед людьми. Мы никогда не думали, что окажемся в такой истории. Нас в Кыргызстане многие знают. Долгие годы я работал в качестве руководителя групп паломников – работал в муфтияте, казияте. В Стамбуле меня тоже знают многие люди. Мы здесь своим трудом зарабатываем, и у нас никогда не было преступных мыслей. Сейчас нам нужна поддержка, чтобы доказать свою невиновность. Я готов рассказать все, что знаю, и очень надеюсь, что будут найдены настоящие организаторы этого теракта», - заключил Жантораев.
«Я не знаю, откуда меня замешали туда. Я работаю в Стамбуле в текстильном цехе. Об этом многие знают. Я удивлен, что спецслужбы Кыргызстана об этом не знают. Да, я знаком с Бурханиддин-ака. Он мой земляк. Мы оба из Джалал-Абада. Но это не означает, что я тоже замешан в этом деле. Для меня эта новость была большим потрясением. Все знакомые теперь меня об этом теракте спрашивают. Я уже дал показания в киргизском консульстве. Требую, чтобы меня исключили из списка разыскиваемых, поскольку я к этому делу никакого отношения не имею», - говорит Ильяс Сабиров.
Террорист-смертник – таджикский гражданин?
Как сообщил 13 сентября первый замдиректора ФСБ России, генерал Сергей Смирнов, спецслужбы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) установили, что к теракту у посольства Китая в Бишкеке причастны лица, имеющие таджикские, китайские и российские корни. При этом МВД Таджикистана устами своего пресс-секретаря Умарджона Эмомали заявило, что таджикистанцы, паспорта которых были использованы террористами в Бишкеке, воюют в Сирии. «Двое таджикистанцев находятся в розыске, и неизвестно, каким образом посторонние лица в Киргизии получили таджикские паспорта с их данными», - сказал Эмомали.
По словам пресс-секретаря, Фирдавс Бободжонов, паспортные данные которого использовал один из террористов, год назад покинул Таджикистан, отправившись в Сирию для участия в боевых действиях на стороне террористов. В отношении него возбуждено уголовное дело по статье «наемничество, участие в боевых действиях за рубежом» Уголовного кодекса Таджикистана. Зоир Халилов, под именем которого действовал второй террорист, также находится в Сирии.
По версии ГКНБ Кыргызстана, для содействия террористу-смертнику 16 июня в республику въехал уже упомянутый Иззотилло Саттыбаев. Именно он и прибыл в Бишкек с таджикским паспортом на имя Фирдавса Бободжонова.
Получается, что «таджикские корни» найдены в виде поддельных документов, но сами граждане Таджикистана в организации теракта не участвовали. Точно так же, как и нет среди задержанных и подозреваемых граждан Китая, хотя следствие говорит об уйгурских сепаратистах. Неизвестно также, вышло ли следствие на Бахтияра, который просил ничего не подозревающего Жантораева переправить деньги и сопроводить в Киргизию его знакомых – тех самых, которые впоследствии, по всей вероятности, и совершили теракт. При этом трое из четверых, объявленных в розыск – Жантораев, Сабиров и Турганбаев – не скрываются от властей и намерены доказать свою непричастность к теракту. То есть в настоящее время за решеткой в СИЗО киргизского ГКНБ, очевидно, томятся невинные люди, по роковому стечению обстоятельств ставшие невольными соучастниками преступления.
Шохрух Саипов