Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Голоса миграции». Охота на охотников

«Голоса миграции». Охота на охотников

Тема трудовой миграции всегда находится в объективе внимания «Ферганы». Наши авторы регулярно освещают проблемы, сопровождающие миграционные процессы между Россией и ее ближайшими соседями. А теперь мы начинаем новую рубрику «Голоса миграции», в которой хотим предоставить слово героям наших публикаций – самим работникам из стран ближнего зарубежья. Сегодня мы публикуем повествование Имрона Исмаила (псевдоним мигранта из киргизского Оша), который пробует себя на литературном поприще и в свободное от основной работы время пишет о том, что волнует его и таких же, как он, трудовых мигрантов в России.

* * *

Здравствуйте, меня зовут Мигрант. Конечно же, родители мои нарекли меня другим именем. Но я привык откликаться на «Эй, мигрант» за те 10 с небольшим лет, что я работаю в России. Я хочу рассказать вам об охотниках, вернее, о городских охотниках. Наверняка, вы сейчас подумали: «А что охотнику делать в городе?». Если вам действительно интересно, тогда я вам расскажу.

Кудрат – мой сосед, мы с ним росли вместе еще с детских лет. Он собирается в Россию на заработки. Согласно принятой у нас традиции, перед отъездом он позвал меня на плов в кругу семьи. Две его маленькие дочки сидели у него на коленях.

- Папочка, куда ты так надолго уезжаешь? – спросила отца одна из них.

- Я еду на охоту, дочка, на охоту, - не сразу ответил Кудрат.

- На охоту?! …Вам нельзя на охоту, ведь там водятся волки! - сказала дочь, видимо, вспомнив какую-то страшную сказку.

- Ну, что ты такое говоришь, дочка. Я еду же не в лес, а в город… В городе я буду охотиться. Сейчас все охотятся в России. К тому же, если охотник будет себя вести прилежно, то ничего с ним не случится, - начал успокаивать Кудрат свою дочку.

На следующий день после этого разговора, состоявшегося весной 2009 года, Кудрат отправился в Россию. А через 8 месяц он вернулся домой со своими скудными пожитками.

- С приездом, охотник! Вернулся? Кстати, как прошла твоя охота – поймал удачу? Хорошо заработал? – начал я расспрашивать друга. Кудрат промолчал, только кивал головой. На его лице читалась страшная усталость. На те же расспросы членов семьи, он отвечал коротко или кивком головы. Это на него непохоже, с ним что-то стряслось, подумал я. Уединившись, я попытался разговорить Кудрата:

- По твоему виду, что-то случилось. У тебя все в порядке?

- Все в порядке. При желании ты можешь стать охотником. Однако, еще существуют и охотники на охотников…

- Тебя что, рэкетиры ограбили?

- Эх, если бы рэкетиры! Они могут хотя бы войти в твое положение – поймут, если объяснишь им, что сегодня не удалось заработать денег…

- Тогда что же случилось?

- Полицейские... Знаешь, как меня достала полиция, - сетовал Кудрат.

- Ладно-ладно, - стал я успокаивать его.

Что испытывал мой друг, я понял, как говорится, на собственной шкуре, когда сам мытарствовал в Москве, будучи мигрантом. Это еще хорошо, что Кудрат работал легально, согласно законам. Если бы он работал нелегально, то он остался бы совсем без ничего – обобрали бы все, что он заработал.

Недостойные добрых слов

Честно говоря, российские законы по миграции только усложняют жизнь простому иностранцу, но не помогают ему легально трудоустроиться. Который год об этом твердят различные неправительственные организации. Некоторые из них занимаются защитой прав мигрантов, но им очень трудно противостоять интересам тех, кто заинтересован в нелегальной миграции. Потому что очень выгодно эксплуатировать бесправных мигрантов столько, сколько надо, а потом просто вышвырнуть за дверь, то есть обратно на родину.

К примеру, в Москве зимой возрастает спрос на дворников. Им предоставляются большие возможности для работы без официального трудоустройства. А когда заканчивается зима, их лишают работы якобы из-за отсутствия документов. Так делается каждый год. Люди приезжают, работают несколько месяцев, а когда их услуги становятся не нужными, их попросту выдворяют.

С 2015 года для трудовых мигрантов были введены патенты – документы, дающие право легально трудоустроиться. Первым о положительных результатах этого нововведения не без гордости сказал мэр Москвы. По его словам, сборы от платежей за патенты превосходят сборы от налогов нефтяных компаний. Однако из уст мэра никто так и не услышал ни одного доброго слова в адрес трудовых мигрантов. Вместо этого госчиновники только и говорят о нарушениях со стороны мигрантов и запугивают введением визового режима для граждан Центральной Азии.

Благодать для полицейских

Каждый иностранный гражданин, прибывший в Россию, в первую очередь должен пройти регистрацию по месту проживания. Это самый больной вопрос для мигрантов. Ибо ни один москвич не поставит мигранта на учет в своей квартире. Из-за этого в Москве расплодились «посреднические» фирмы, которые помогают временно регистрировать мигрантов по месту жительства.

Естественно, сотрудники ФМС (которой сейчас уже нет) были в сговоре с «проверенными» посредническими фирмами и ставили мигрантов за мзду на учет в какой-нибудь организации или квартире. Иногда в одной квартире или организации регистрируют сотни человек, что противозаконно. А мигранты, конечно, живут не по регистрации. Ввиду этого бойко идет взимание с мигрантов денег полицейскими. В общем, все с этого имеют свою долю, кроме самих мигрантов.

Иду по улице. Мои документы в порядке. Есть также разрешение на трудовую деятельность. Но на душе неспокойно – по пути на работу я встретил уже пятую или шестую полицейскую машину, медленно – со скоростью 20 км/ч – катящуюся по кромке дороги. Они с раннего утра «охотятся» на мигрантов. Полицейские нехотя, подолгу споря, отпускают тех мигрантов, у которых документы в порядке. Также с неохотой и с ухмылкой отпускают восвояси тех мигрантов, которые знают свои права и свободно владеют русским языком. Отпускают с таким видом, как будто ставят им в вину знание законов и языка: из 100 полицейских только один пожелает «счастливого пути».


Полицейские в Москве останавливают и проверяют документы в основном у людей азиатской или кавказской внешности. Фото автора

Плати «штраф», иначе депортируем!

Несмотря на то, что у меня с документами всегда был порядок, я неоднократно сталкивался с подобными ситуациями:

- Лейтенант Иванов. Представьте ваши документы.

Так как проверка мигрантов на улицах города – обычное явление, я протягиваю документы, которые всегда наготове.

- Откуда направляетесь?

- Из дома.

- Согласно регистрации, вы проживаете в совершенно другом районе Москвы, - говорит полицейский не без удовлетворения, словно рыбак, предвкушающий богатый улов на свой крючок.

- Я ночевал у друга. К тому же, разве вы не видите, что мои документы в порядке?

- Видим-видим, не учите нас. Ваши документы или поддельные, или вы проживаете не по месту регистрации. Если не врешь, то покажи, где ты живешь (обычно, чтобы психологически надавить на мигранта, полицейский с «вы» резко переходит на «ты»). Пройдёмте-ка с нами в машину. В участке все выясним.

- Но я опаздываю на работу!

В разговор вступает второй полицейский, используя проверенный метод запугивания:

- Какая работа?! Тебя депортируют, и будешь работать у себя на родине.

- Да ладно вам, давайте я пойду, - подавляя в себе возмущение, отвечаю я.

Они молча заводят машину, и мы едем в участок. Полицейские специально для меня вслух начинают рассказывать друг другу вымышленные случаи.

- Вчера депортировали точно такого, как этот. У него вообще не было какой-либо регистрации.

- Но у меня ведь есть регистрация, - говорю я, вмешиваясь в их разговор.

- Даже если и есть, но ты там не живешь, - отвечает полицейский, подмигнув глазом напарнику.

- Ну, поскольку ты опаздываешь на свою работу, давай мы тебя только оштрафуем, - предлагает напарник, повысив голос.

Они останавливают машину у кромки дороги. Мы «договариваемся», и полицейская машина уезжает без меня.

Вот так – каким бы ты не был хорошим охотником, вмиг можно самому стать жертвой. Спору нет, проверки необходимы для поддержания правопорядка. Но правопорядок становится фикцией, если он поддерживается подобными противоправными действиями.

Мигранты, живущие и трудящиеся в России, готовы выполнять любую работу – лишь бы платили. Да, трудовые мигранты очень и очень трудолюбивы. Но из-за невыносимости противоправных действий сотрудников полиции многие вынуждены уезжать домой. Даже когда иностранные работяги не нарушают законы, повсеместно нарушаются их права. Словно на лбах работающих в России среднеазиатов, людей с неславянской внешностью, выжжено клеймо со словом «мигрант». Когда закончится такая несправедливость – неизвестно.

Мигрант Имрон Исмаил

От редакции: Если вы хотите поделиться своей историей, случаем из миграционного опыта, рассказать о проблемах, в которыми вы столкнулись, будучи трудовым мигрантом, поведать нам о том, как живет ваша семья, оставшаяся на родине или приехавшая вместе с вами в Россию, напишите или позвоните нам, и мы обязательно опубликуем ваш рассказ. Контакты для связи: электронная почта ferghana@fergananews.com. Телефон редакции агентства «Фергана» в Москве: +7(495)132-62-58.

Международное информационное агентство «Фергана»