Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Валютное регулирование в Узбекистане: Недоумение и пожелания

02.12.2016 15:51 msk, Шухрат Ганиев

Экономика Законы Узбекистан Анализ
Валютное регулирование в Узбекистане: Недоумение и пожелания

Проект постановления «О приоритетных направлениях валютной политики» стал одной из самых обсуждаемых последних инициатив правительства Узбекистана. Либерализации валютного регулирования давно ждёт и крупный бизнес, и мелкий, и простые граждане. Но бюрократический язык, которым изложен документ, иногда вводит в ступор: трактовать его можно по-разному, а что-то непонятно и вовсе. На это обратил внимание руководитель ННО «Гуманитарный правовой центр» (Бухара) Шухрат Ганиев.

* * *

Среди нововведений и инициатив, посыпавшихся на головы моих сограждан после назначения временно исполняющим обязанности президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, отмечают три очень полезных для простых людей шага:

- открытие виртуальной приемной, которая неожиданно приблизила к первому лицу страны узбекское общество, позволив обращаться к властям напрямую, минуя доставший всех и наращивавшийся все последние годы непреодолимый барьер из многослойных бюрократических структур;

- закон о милиции - пусть и отсроченный на полгода, но давно ожидавшийся людьми в надежде на то, что он, наконец, изменит наши правоохранительные структуры;

- отмена устаревших требований при регистрации субъектов малого предпринимательства.

Но самое широкое обсуждение среди всех слоев узбекского общества вызвал проект постановления «О приоритетных направлениях валютной политики».

Наверное, это самая долгожданная из последних инициатив узбекского правительства. Либерализации валютной политики давно ждёт крупный бизнес, которому надоело вращаться в запутанной системе тройных курсов валюты и менять сумы на «чёрном рынке», получая очередные проблемы с отчетностью и легализацией валютных поступлений.

Изменений в покупке-продаже валюты давно ждут мелкие предприниматели, мечтающие о возможности запросто купить за границей за легальные доллары то оборудование и те технологии, которые им нужны, а не те, что навяжут втридорога валютные монополисты внутри страны.

Ждут и обычные граждане, миллионы людей, которые хотели бы открыто, не озираясь, а с достоинством, потому что это честно заработанные доллары, сумы или рубли, подойти к обменному пункту и поменять свои деньги - без страха быть обманутым мошенниками на «чёрном рынке» или оказаться задержанным милицией за незаконную спекуляцию валютой.

Даст ли это постановление то, на что надеемся мы, граждане Узбекистана, или это, как утверждают злые языки, просто красивая предвыборная сказка, разработанная политтехнологами, о которой забудут после 4 декабря? Будет ли разрушена пронизанная коррупцией схема базарного валютного обмена, от которой страдает всё общество и само государство, или она будет действовать ещё долгие годы?

Хочется верить в лучшее. И многие поверили, многие надеются. Верят, потому что шаги, которые начали делать в сторону реальной либерализации, уже приносят результат. Заработали виртуальные приёмные в бесчисленных и недоступных ранее простому человеку коридорах власти. Может быть, не так эффективно и быстро, как хотелось бы, но ответы людям сверху идут: механизмы обратной связи закрутились, хоть и со скрипом.

Конечно, многих волнует вопрос о сроках принятия этого постановления. Не застрянет ли проект на стадии рассмотрения?..

Смущает простого обывателя ещё и бюрократический «птичий язык», на котором изложено постановление, и из-за чего трактовать его можно по-разному. К примеру, что означает «установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам исключительно с использованием рыночных механизмов»? Регулирование рынка государством нередко наблюдается в странах с развитыми рыночными отношениями. Что вкладывают разработчики «нашего» документа в понятие «рыночный механизм»?

И здесь же следующий пункт: «недопущение установления законодательных норм, отрицательно влияющих на стабильность национальной валюты Республики Узбекистан». А как же тогда рыночное регулирование? В одном абзаце два практически взаимоисключающих друг друга пункта…

Ещё один момент: «экспортёры и импортёры свободно, по своему усмотрению выбирают формы оплаты по заключённым ими внешнеторговым контрактам в рамках законодательства валютного регулирования» - какого законодательства? Если действующего, то оно оговаривает формы оплаты и свободу выбора для экспортно-импортных операций в довольно узких пределах.

«Разрешить индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица оплачивать импорт товаров и услуг в установленном порядке через свои банковские счета». В этом абзаце пункта 3 речь идет о малых предпринимателях - тех самых «челноках», являющихся самой массовой на сегодня категорией малого бизнеса Узбекистана. Подавляющая их часть работает с наличностью, и поэтому авторам постановления хочется предложить следующее дополнение: «разрешить начисление наличной валюты на свои банковские счета для расчётов».

Смущает и то, что многие оговоренные в постановлении меры по-прежнему возлагаются в основном на Центральный банк, тогда как, по мнению большинства предпринимателей, эта структура часто разрабатывает нормативные акты внутреннего пользования, искажающие суть правительственных инициатив. Необходима чёткая и недвусмысленная регламентация без отсылочных текстов и норм, писем и распоряжений для внутреннего пользования Центробанка и других органов, которые, по словам клиентов, противоречат и ограничивают действие данного постановления. Было бы полезным во избежание в дальнейшем неправильного толкования пунктов постановления ограничить Центральный банк изданием документов, регулирующих только организационные вопросы деятельности банков, не затрагивая взаимоотношения между коммерческими банками и клиентами. Такие вопросы впредь должны регулироваться законами или решениями президента Узбекистана.

К сожалению, я так и не нашёл в постановлении намёка на рассмотрение возможности открытия частных валютных обменных пунктов для населения. А это, скорее всего, единственный вариант разрушения монопольного права на торговлю валютой. Ставший альтернативой частным обменникам «чёрный рынок» паразитирует на отсутствии у населения возможности легального приобретения или продажи валюты.

Шухрат Ганиев, руководитель ННО «Гуманитарный правовой центр» (Бухара, Узбекистан)

Международное информационное агентство «Фергана»