Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Human Rights Watch призывает партнёров Таджикистана запретить Рахмону мстить родственникам оппозиционеров

Human Rights Watch призывает партнёров Таджикистана запретить Рахмону мстить родственникам оппозиционеров

Правозащитные организации Human Rights Watch (HRW) и Норвежский Хельсинкский комитет (НХК), выразив обеспокоенность грубым нарушением прав человека в Таджикистане, призвали Евросоюз и США ввести санкции в отношении ряда таджикских чиновников, чтобы остановить преследование диссидентов и их родственников, оставшихся на родине.

В частности, правозащитники заявляют о серьёзном давлении на родственников и семьи троих политических активистов - Шухрата Рахматулло, Вайсиддина Одинаева и Илхомджона Якубова. Их родных органы безопасности Таджикистана задержали и допросили, в некоторых случаях незаконно конфисковали имущество, а также подвергли пыткам родственника одного из них, находящегося в тюрьме по политически мотивированному обвинению. HRW и НХК призывают США, Евросоюз и других ведущих международных игроков совместно надавить на власти Таджикистана и запретить им мстить родственникам политических активистов.

«Устрашение граждан из-за мирной политической деятельности членов их семьи, находящихся за пределами страны, стыдно и непростительно. Власти Таджикистана должны немедленно прекратить конфискацию личного имущества граждан и других действий в качестве мести», - считает Мариус Фоссум, региональный представитель НХК в странах Центральной Азии.

После запрета Партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) власти этой страны отправили в тюрьмы немало активистов оппозиции, шестерых адвокатов, оказывают давление на журналистов и НПО, ведут самое ожесточённое наступление на права человека за последние двадцать лет.


На акции оппозиции в Праге. Фото Guruhi24.com

Шухрат Рахматулло

Шухрат Рахматулло является журналистом оппозиционного телевизионного канала «Паём» (Payom.net), базирующегося за рубежом. Рахматулло регулярно передаёт различные сообщения о политической жизни Таджикистана, в том числе о преследовании таджикскими властями инакомыслящих.

По словам заслуживающего доверия источника, в начале декабря отец Шухрата политзаключенный Рахматулло Раджаб, один из членов руководства ПИВТ, приговорённый в июне к 28 годам лишения свободы, подвергся бесчеловечным пыткам со стороны тюремных надзирателей. Они отправили его в одиночную камеру, где постоянно избивали, заявляя, что причина страданий – его сын, и пытки прекратят лишь после того, как Шухрат перестанет критиковать таджикские власти.

В декабре сотрудники органов безопасности в Душанбе подвергли допросу жену Рахматулло Раджаба. Грозя страшными мерами, от неё требовали заставить сына немедленно прекратить свою журналистскую деятельность. Ей несколько недель запрещали носить мужу передачи и свидания. Шухрат сообщил HRW, что получает угрозы в социальных сетях и интернет-сервисах. К примеру, неизвестный оставил на его странице в Youtube такую запись: «Мы найдём ваш офис и убьём вас всех».

Вайсиддин Одинаев

Вайсиддин Одинаев
Первого декабря президент Таджикистана Эмомали Рахмон прибыл в Прагу с официальным визитом по приглашению президента Чехии Милоша Земана. Когда Рахмон приехал на главную площадь Праги, несколько таджикских политических активистов, в том числе Вайсиддин Одинаев, встретили его с плакатами «Рахмонов - диктатор», «Рахмонов, не убегайте от народа».

Пикетчики сказали, что несколько сотрудников президентской охраны пытались приблизиться к ним и силой заставить прекратить мирный пикет, но местная полиция не дала им это сделать. Охранники издали крикнули несколько раз пикетчикам: «Мы вас и здесь убьём».

А 6 декабря в Гиссаре сотрудниками органов безопасности был задержан и доставлен в ОВД Шахринава 75-летний дедушка Одинаева Кудрат Оев. На протяжении пяти часов его расспрашивали об оппозиционной деятельности внука. Один из сотрудников полиции заявил ему: «За своё задержание благодарите Вайсиддина».

Вайсиддин Одинаев - брат Эхсона Одинаева, блогера и активиста оппозиции, который пропал 20 мая 2015 года в Петербурге после того, как таджикские правоохранительные органы объявили его в розыск по линии Интерпола, обвинив в киберпреступности.

Илхомджон Якубов

Илхомджон Якубов
После того как член руководства ПИВТ Илхомджон Якубов выступил в Варшаве на международной конференции ОБСЕ по правам человека и основным свободам, его родственники в Таджикистане подверглись жесткому давлению властей. Кроме того, Якубов принял участие в создании документального фильма «Таджикистан: Охота на оппозицию внутри и за рубежом», который был показан на ежегодной конференции ОБСЕ в Варшаве.

Источник, близкий семье Якубова, рассказал HRW и НХК, что «за два месяца, прошедших после конференции в Варшаве, несколько родственников Якубова вынуждены были покинуть Таджикистан. Органы безопасности Согдийском области незаконно конфисковали дома и имущество родственников Якубова, бесследно исчез его старший брат».

В рамках конференции ОБСЕ в Варшаве таджикские оппозиционеры – члены ПИВТ и «Группы 24» - провели митинг в поддержку политзаключенных Таджикистана. После этого в разных регионах Таджикистана было задержано 30 родственников участников митинга. Среди задержанных были также мать, сестра и брат Якубова.

С 22 по 27 сентября у домов его родственников в Худжанде собиралось по 200 человек, которые выкрикивали лозунги против Якубова, называли его «врагом народа», «предателем» и «террористом», забрасывали дома матери и сестры камнями и несколько раз пытались силой проникнуть внутрь. 26 сентября органы безопасности пригрозили, что если Якубов не вернется в Таджикистан, то всё имущество матери и сестры будет конфисковано.

Женщины спешно покинули Таджикистан, а старшему брату, Фарруху Якубову, это не удалось – из-за истечения срока действия паспорта. Родственники говорят, что видели его в последний раз примерно 11 октября. Семья обеспокоена тем, что, возможно, Фарруха уже задержали.

Между тем, после отъезда матери и сестры Якубова в дом Илхомджона вошли семь человек, которые представились сотрудниками органов безопасности и сообщили, что приехали, чтобы конфисковать имущество. Они незаконно присвоили себе ценные вещи, конфисковали остальное имущество и опечатали ворота. Эта же группа опечатала дома матери и сестры. Сам Якубов постоянно получает угрозы убийством.


Опечатанная квартира Илхомджона Якубова

HRW и НХК убеждены, что США, Европейский Союз и другие ключевые международные субъекты должны заставить власти Таджикистана прекратить свои противоправные действия и неукоснительно исполнять взятые на себя международные обязательства об уважении свободы организаций, митингов, слова и религии. Они должны быть готовы ввести адресные меры наказания, такие как замораживание активов и отказ в выдаче визы таджикским чиновникам, которые причастны к произвольным заключениям в тюрьму мирных активистов, пыткам и другим грубым нарушениям прав человека.

«Месть членам семьи инакомыслящих, похоже, наиболее предпочитаемая таджикским правительством тактика, - отмечает Стив Свердлов, исследователь HRW по Центральной Азии. - Вашингтон, Брюссель и другие страны-партнеры Таджикистана должны публично или в частном порядке оказывать давление на таджикское правительство, чтобы положить конец насилию».

Международное информационное агентство «Фергана»

Статьи по теме: